Свои предвыборные программы думские партии уже подготовили. «Единая Россия» будет завлекать избирателей программой, которая включает в себя заботу о гражданах в социальной сфере, доступное жилье и борьбу с коррупцией. Преемник блока «Родина» – партия «Справедливая Россия» пойдет на выборы под лозунгами доступной ипотеки и возврата гражданам сгоревших в начале 90-х вкладов в Сбербанке. Лозунг нынешней избирательной компании ЛДПР: «Хорошо русским – хорошо всем». Коммунисты же пойдут на выборы, провозглашая «Вперед в СССР!», и будут обещать избирателям восстановить Советский Союз хотя бы в рамках России, Украины и Белоруссии.
О РЕФОРМАХ ЗАБЫЛИ
Но при внимательном изучении выясняется: все, что планируется пообещать сейчас, эти партии уже обещали гражданам перед думскими выборами 2003 года. Поэтому стоит разобраться, как партии, имеющие свои фракции в нынешнем парламенте, исполнили собственные обещания четырехлетней давности.
Тогда, четыре года назад, для всех партий постсоветской России вопрос об армии был одним из основных. А в нынешние времена, пожалуй, только «Яблоко» и СПС признают необходимость военной реформы. Более того, СПС даже провел голосование о включении в свою тройку бывшего военнослужащего Андрея Сычева.
В сущности, как власть, так и большинство российских партий в своих программных документах, говоря о реформе армии, все внимание отдают одному вопросу: комплектованию ВС рядовым составом. Все споры между партиями идут только в одном ключе: какой характер комплектования лучше – призывной или контрактный. Если какие-то партии настаивают на контрактной армии, то между ними спор уже идет об окладах и метрах жилой площади. Для сравнения можно привести такие данные. Принцип формирования по предложению Минобороны – сокращение срока службы после 2008 года, а СПС предлагает за два года укомплектовать части постоянной готовности, затем сократить срок службы до шести месяцев. В этом случае армию можно разделить на зимнюю и летнюю, со всеми вытекающими последствиями.
ЛДПР предлагает поэтапную отмену призыва и создание добровольческой армии. Срок перевода на контрактную основу власть определяет в 8–10 лет, КПРФ – в 10–12 лет, СПС – в 4 года, «Единая Россия» – в 6 лет. За сохранение системы призыва до 2010 года выступают правительство и КПРФ. «Единая Россия» выступает за сокращения срока службы до 1 года с 2008-го. Размер денежного содержания солдата-контрактника колеблется от 6,2 тыс. руб. (предложение СПС) до 7 тыс. руб. («Единая Россия») и 9 тыс. руб. (Минобороны и КПРФ). ЛДПР предлагает на 30% больше, чем у государственных служащих. Размер денежного содержания командира взвода колеблется от 10 тыс. руб. (Минобороны и СПС) до 11 тыс. руб. («Единая Россия») и 15 тыс. руб. (ЛДПР и КПРФ).
Жилищные условия для контрактника: служебные квартиры для семейных и общежития для холостых предлагают КПРФ и «Единая Россия». Наем жилья для женатых и казармы для холостых – предложение СПС. Общежитие для холостых контрактников и наем жилья для женатых – предложение ЛДПР. Социальные гарантии: Минобороны предлагает льготы на образование и гражданство лицам из стран СНГ, а СПС – водительские права, ссуды на жилье, лицензию на работу в частном охранном предприятии (ЧОП), льготу в системе государственной службы и образование.
В сущности, ни власть, ни вышеперечисленные партии не затрагивают сути реформирования армии – реформирования ее состава, структуры и проблемы подбора и обучения офицерских и сержантских кадров, прохождения службы офицерским составом и сержантами-контрактниками в соответствии с существующими и перспективными угрозами. За кадром также остаются не менее важные вопросы – военная доктрина и теория, требования к боевой технике.
Но на это есть важные причины. Все парламентские партии не поднимали ныне важные армейские вопросы. В преддверии парламентских выборов 2007 года и выборов главы государства в марте 2008 года перед «Единой Россией» стоит важнейшая задача сохранения парламентского большинства, обеспечения преемственности власти и дальнейшей реализации инициатив президента, оформленных партией в политическую программу – «План Путина». Однако неизвестно, к чему ведет этот «План Путина» и к чему призывают вооруженные силы. Хотя целью проводимой при поддержки «Единой России» военной реформы является «создание в России меньшей по численности, но более сильной и эффективной армии, имеющей на вооружении все самое современное отечественного ВПК». Правда, если судить по опыту последних лет, мы еще долго будем формировать батальоны, а не полки и дивизии. «Единая Россия» «поддерживает принцип комплектования Вооруженных сил в первую очередь контрактным сержантским составом».
Генерал-полковник Игорь Родионов, возглавлявший тогда Академию Генерального штаба, писал в 1995 году: «Больно осознавать, но дееспособного института сержантов в нашей армии нет, ибо то, что мы имеем, ни в коей мере не соответствует статусу младшего командного состава. Хоть сколько-нибудь служивший в армии человек должен отчетливо представлять себе, что сержант, призванный в Вооруженные силы одновременно с рядовым и прошедший кратковременную скомканную подготовку, вряд ли будет авторитетным командиром для солдата. Выполнение же его прямых обязанностей и ответственность за определенный участок работы тяжким бременем ложится на плечи офицеров...
Речь идет о естественном связующем звене между офицерами и солдатами, в результате чего существенно снижается боеспособность подразделений, частей и соединений и, следовательно, группировок войск, а следовательно, надо уже говорить об ущербности в целом всей военной составляющей государственной безопасности».
Думаю, что лучше всего этот вопрос, а не только и не столько призыв, было бы сделать предметом широкого публичного обсуждения. Такое обсуждение было бы гораздо полезнее, чем длящаяся уже более 12 лет битва за второстепенную и весьма спорную в российских условиях идею сплошного перевода армии на контрактную систему. И только в этом случае можно говорить о какой-то системе комплектования сержантским составом.
ПОЛОЖЕНИЕ УСТРАИВАЕТ
«Единая Россия» отмечает, что, пока «сохраняются всеобщая воинская обязанность и служба по призыву, необходимо устранить проблемы с комплектованием войск. Мы считаем, что основные причины уклонения молодых людей от службы в армии – слишком долгий срок службы и так называемые неуставные отношения. С неуставными отношениями необходимо покончить раз и навсегда, введя жесткие меры ответственности для тех, кто этим отношениям способствует или попустительствует».
Таким образом, можно выделить четыре пункта. Сокращение численности при повышении качества и технической оснащенности армии. Частичное комплектование армии на контрактной основе. Сокращение срока призыва до 1 года с постепенным переходом к полностью контрактному комплектованию воинских частей. Полное исключение неуставных отношений.
Сейчас, пожалуй, только «Яблоко» для создания современной профессиональной боеспособной армии предлагает решить следующие задачи: вести особый порядок финансирования российского «ядерного щита»; отказаться от радикального пересмотра (как это предусматривает правительственный план военной реформы) соотношения ассигнований между стратегическими ядерными силами (СЯС) и силами общего назначения в пользу последних (однако это создает реальную опасность разрушения единственно надежной оборонительной системы страны – (СЯС). Приоритетом должно стать оснащение вооруженных сил межконтинентальными баллистическими ракетами наземного стационарного (шахтного) и грунтово-мобильного базирования, которые могут оснащаться как моноблочной головной частью, так и разделяющейся (РГЧ ИН). В целях экономии средств следует сосредоточить их на производстве и совершенствовании системы МБР «Тополь-М», с боевым составом не менее 500 таких ракет при оптимальном сочетании их шахтного и грунтово-мобильного базирования. Разработку новой унифицированной ракетной системы для РВСН и ВМФ замедлить и перевести в разряд перспективных НИР (для возможного развертывания после 2015 года). Прекратить разработку и строительство нового класса стратегических подводных ракетоносцев. Вместо этого максимально продлить срок службы самых новых существующих ракетных подводных лодок и произвести для них боекомплект новых баллистических ракет. Вывести тяжелые бомбардировщики из состава СЯС и переориентировать их на региональные боевые задачи, в том числе с использованием высокоточного оружия.
После 2015 года СЯС будут опираться только на одну составляющую – МБР наземного стационарного и мобильного базирования. В свете перспектив распространения ракетно-ядерного оружия и угрозы международного терроризма с ОМУ мы считаем достаточным в обозримой перспективе уровень СЯС примерно в 1000 боеголовок в рамках соглашения с США и, возможно, другими ядерными державами. Ядерные триады или диады – это реликт холодной войны, от которого надо смело отказаться. В случае новых непредвиденных угроз или развала договорно-правовой системы ограничения наступательных и оборонительных стратегических вооружений российские СЯС в составе 500 МБР «Тополь-М» смогут при максимальной загрузке иметь более 2,5 тыс. боеголовок или многообразные комплекты средств преодоления ПРО. К тому же можно будет быстро расширить производство и развертывание самих ракет.
При нынешнем министре обороны Анатолии Сердюкове обществу представлена новая военная задача. Навести порядок в финансовых отношениях, снизить социальную проблему с квартирами офицеров, снизить общественную реакцию с негативными отношениями, решить возможную проблему с наведением порядка в области военной техники, но не проводя ни военных реформ, ни военного реформирования.
Армия не желает перемен – это вообще консервативная структура. Партиям нужны голоса на выборах, а населению – лазейки: пусть в армии служит кто-то другой, а не мой сын. Поэтому оказывается, что всех в общем-то устраивает нынешнее положение. А копья в спорах ломаются только по второстепенным вопросам – комплектование, сроки службы, жилищные условия контрактников. За последние 20 лет в результате «военных реформ», не меняя структуры, принципов управления, принципов комплектования, лишь сократили армию с 2,8 млн. человек до 1,1 млн. человек.