0
3802
Газета Армии Интернет-версия

21.12.2007 00:00:00

«Вторая пенсия» как посул для военного электората

Тэги: пенсия, военный, ветеран


Заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина сообщила в конце ноября, что в 2008 году на законодательном уровне ветераны военной службы обретут возможность получать так называемую трудовую (вторую) пенсию по старости наряду с пенсией за выслугу лет. Она рассказала, что «в настоящее время подготовленный Минобороны РФ совместно с другими ведомствами проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» согласован с министерствами и ведомствами и направлен в правительство России». По ее словам, в военном ведомстве рассчитывают, что данный закон «будет принят в Госдуме в начале 2008 года».

ОТ ПОПУЛИЗМА К РЕАЛИЗМУ

Если это так, то становится очевидным: то, что еще недавно называли «предвыборным популизмом» (это было, например, одним из программных пунктов платформы партии «Справедливая Россия»), сегодня обрело очертания «истинной заботы государства о ветеранах военной службы». Чиновники могут записать себе в актив, что откликнулись на чаяния многомиллионной армии военных пенсионеров.

А в, по сути, уже стартовавшей президентской предвыборной гонке «вторая пенсия» для уволившихся военнослужащих может стать одним из козырей в колоде действенных средств кандидатов в лидеры государства для привлечения на свою сторону дополнительного числа избирателей. Можно предположить, что упомянутый Куделиной закон будет одним из первых, который подпишет будущий президент России.

Подобного свойства «пенсионный прецедент», касающийся военнослужащих, государство уже создало. С 6 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон, согласно которому были внесены изменения в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу┘», и в статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Отныне у некоторых категорий граждан появилась возможность получать одновременно две пенсии. Первыми в этом списке значатся не вступившие в новый брак вдовы погибших военнослужащих. Прежде право на такую пенсию имели лишь женщины, чьи мужья погибли в Великую Отечественную войну.

Можно также вспомнить, что в уходящем году ныне сложившие с себя депутатские полномочия народные избранники 2003 года не раз затрагивали армейскую пенсионную тему. В частности, по ней были проведены парламентские слушания, причем на данное мероприятие приглашались руководители всех заинтересованных ведомств, в первую очередь силовых, государственных и местных органов власти, а также Пенсионного фонда.

Не так давно через Государственную Думу и Совет Федерации прошел законопроект, который, по словам Куделиной, «Министерство обороны продвигало около пяти лет». Она пояснила, что минимальная пенсия по старости, которая до 1 января 2002 года составляла 185 рублей, с большим трудом в течение этого времени была проиндексирована и доведена до 336 рублей. Но базовая часть трудовой пенсии (в гражданском законодательстве) составляет сегодня 1560 рублей. Разрыв более чем в 4,6 раза! Теперь, утверждает Куделина, такой существенной разницы не будет – базовая часть трудовой пенсии по старости распространяется и на военных пенсионеров.

ПЕНСИЯ ПУТИНА, ПЕНСИЯ ИВАНОВА...

Согласно официальным данным, сегодня в России около 6 млн. человек получают военную пенсию. А с членами семей число лиц, находящихся в прямой зависимости от системы пенсионного обеспечения, возрастает более чем вдвое и составляет 12–15 млн. С предвыборной точки зрения это достаточно большой «объем» потенциальных избирателей.

Между тем, несмотря на все «пенсионные телодвижения» думцев, к началу 2008 года пенсии военных остаются такими, что на них военному, вышедшему в запас, трудно сводить концы с концами. Поэтому, если человек не прикован к инвалидной коляске, он идет работать. Кстати, одним из самых, скажем так, видных работающих военных пенсионеров является первый вице-премьер Сергей Иванов. В октябре 2006 года он, комментируя публикации в печати о своих доходах, признался, что «я военный пенсионер, генерал-полковник запаса, и военная пенсия у меня достаточно высокая – свыше 20 тыс. руб.». Это довольно солидная по сегодняшним временам плата за «службу при погонах в прошлом», но она является очевидным исключением из общих пенсионных правил: генерал-полковников в запасе и в отставке в России более трехсот человек.

А вот другой, еще более видный военный пенсионер – подполковник запаса Владимир Путин (он же президент РФ) столь высокой военной пенсией уже вряд ли сможет похвастаться. По данным «НВО», полковник-пенсионер среднего звена центрального аппарата ФСБ (а Путин, напомним, выходец из КГБ, преемницей которого стало названное ведомство), сегодня получает, в зависимости от выслуги лет, 7,7–9,2 тыс. руб.

У армейских же полковников эти доходы заметно меньше и редко превышают 7 тыс. руб. Армия же военных пенсионеров состоит в основном из подполковников и майоров. И «региональному» отставнику или запаснику его «родное ведомство» платит 5–6 тыс. руб.

Нетрудно прикинуть, что им остается «на хлеб» после всех выплат за коммунальные услуги, особенно если они проживают в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург), да и в ряде крупных областных центров. Благо, что в них хоть более или менее решена проблема проезда на общественном транспорте (кстати, раньше военный пенсионер мог бесплатно ездить на электричках в любом регионе РФ, сегодня этой льготы нет).

ДОЛГИ, ДОЛГИ И ОБИРАЛОВКА

Законопроект о второй пенсии, с каким бы «предвыборным оттенком» он ни был, весьма своевременен еще и в том смысле, что у военных пенсионеров даже по прошествии трех лет не исчез горький осадок от реализации правительством пресловутого закона № 122. Отставных и офицеров в запасе тогда мало того что лишили почти всех льгот, но и нагло (иного слова не подберешь!) обобрали на государственном уровне. Имеется в виду попытка покушения на устоявшуюся систему расчета пенсии для военнослужащего, исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и выслуги лет. Повысив в связи с монетизацией льгот зарплату действующим офицерам и прапорщикам (что должно было автоматически более или менее заметно улучшить и материальное положение запасников и отставников), правительство «накинуло» каждому военному пенсионеру лишь по 240 рублей. Помнится, многие из них эти первые полученные подачки отправляли денежными переводами по адресу: «Москва. Кремль. Верховному главнокомандующему». В феврале 2005-го доходило даже до прямых выступлений на улицах военнослужащих и военных пенсионеров.

Сегодня такая, без обиняков скажем, позорная практика вроде бы изживается. Как известно, президентским указом с 1 декабря началось погашение задолженности ветеранам, проходившим военную службу и службу в органах Внутренних дел РФ за период с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года. По словам Куделиной, «деньги в сумме 40 млрд. руб., выделенные на эти цели из госбюджета, уже начали поступать в военные комиссариаты субъектов Федерации» для дальнейшего начисления их обделенным в середине 1990-х.

Куделина же вслед за Главковерхом, министром обороны и статс-секретарем последнего генералом армии Николаем Панковым утверждает, что «отныне и навсегда», согласно принятому решению, «с каждым повышением уровня денежного содержания военнослужащих автоматически будет повышаться и уровень пенсии ветеранов военной службы». И подчеркнула, что в настоящее время основной задачей пенсионного обеспечения «является не установление дополнительных льгот различным категориям военных пенсионеров, а повышение общего уровня размера пенсий для военнослужащих».

Однако в то же время о возвращении «монезационных долгов» военным пенсионерам сегодня никто даже не заикается. И у офицеров и прапорщиков, как действующих, так и уволенных с военной службы, нет никакой уверенности в том, что когда-нибудь в очередной раз не повторится «240-рублевая надбавка от Верховного главнокомандующего». Ведь вслед за этой «жалкой подачкой» вновь случилась откровенная обираловка. То, что произошло с «приплюсованным» к денежному окладу за звание продпайком (608 рублей в месяц!), по мнению всех без исключения военнослужащих, является явным издевательством над здравым смыслом.

Причем правительством было проигнорировано президентское указание на этот счет, в котором требовалось найти справедливое решение этой проблемы. 20 руб. в день «пайковых» справедливым решением проблемы назвать никак нельзя, особенно с учетом того, что ныне этот показатель составляет 80 руб.! Впрочем, за кремлевской стеной этот «выход из положения» одобрили.

К тому же не решена проблема компенсации военным пенсионерам «пайковой» задолженности, образовавшейся за последние годы. То есть каждого запасника и отставника государство, по сути, в период с 2001 по 2007 год надуло не менее чем на 43 тыс. руб. (это если брать «пайковые» по минимуму, по 20 руб. в сутки), проценты, что называется, растут, но деньги отдавать, по признанию той же Куделиной, пока никто не собирается. И все это – вопреки положительному решению Конституционного суда на этот счет, принятому в 2006 году.

СТРАТЕГИЯ АРМЕЙСКОГО СОЦРАЗВИТИЯ

Если же вернуться к теме «второй пенсии», то и здесь на протяжении ряда лет происходит просто вопиющее беззаконие со стороны государства. У работающих военных пенсионеров (а таковых примерно 70–75% из уволенных в запас и ушедших в отставку) Пенсионный фонд вычитает из гражданских зарплат взносы. Проект закона, как уже было сказано, «ушел» в правительство, но ведь очевидно, что государство изначально цинично не планировало даровать бывшим военнослужащим гражданскую пенсию.

Незаконность этого, по мнению ряда юристов, выражается в том, что в статье 3 Закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» написано, что страховые взносы – это индивидуально возмездные платежи, назначением которых является получение пенсии. То есть государство обязано вернуть эти возмездные платежи (есть ведь еще и безвозмездные – налоги) в виде пенсии. Поскольку права на вторую пенсию, за труд на гражданке, бывший офицер или прапорщик в настоящее время не имеет, то очевидно, что Пенсионный фонд не вернет ему взносы. Таким образом, данные взносы – это не что иное, как поборы, не предусмотренные законодательством. Тем самым, полагают юристы, грубо нарушается статья 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы.

Можно только догадываться, на сколько «лишних» миллиардов разбогатело государство, из года в год обирая работающих военных пенсионеров. Кстати, еще в июле 2002 года первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Александр Куртин в подписанном им письме № КА-16–19/6161 разъяснял, что военнослужащие не должны платить взносы в Пенсионный фонд. С тех пор прошла пятилетка поборов...

Все это не может не вызывать соответствующих толков в рядах военных пенсионеров. Вот характерный пример нынешних настроений в их среде. Не так давно представители проживающих в Омской области ветеранов военной службы, военных пенсионеров, участников боевых действий (а таковых в данном регионе сегодня более 11 тыс. человек) на своем собрании приняли обращение к председателю правительства, председателю Государственной Думы и Законодательному собранию Омской области. В документе говорится, что в связи с утратившими силу статьями 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и 23 Федерального закона «О ветеранах» ветераны военной службы не получают должной поддержки по расходным статьям РФ. В частности, участники собрания считают, что необходима корректировка военно-пенсионного закона с увеличением пенсий военным пенсионерам в 2–2,5 раза.

Очевидно, чтобы этого достичь, основу денежного довольствия военнослужащих должен составлять повышенный оклад по воинской должности и званию – как считают эксперты, не менее 70% от всего денежного довольствия.

Понимание этого есть сегодня и в Минобороны. В начале декабря Любовь Куделина сообщила, что военное ведомство приступило к формированию долгосрочной Стратегии социального развития Вооруженных сил. «Мы в ней стремимся к тому, – сказала замминистра обороны по финансово-экономической работе, – чтобы окладная часть денежного довольствия была 70–75%, а добавочная – 20–25%. Вот в чем смысл».

В конечном же итоге, по ее словам, упомянутая стратегия направлена на то, чтобы у человека, решившего связать свою судьбу с армией, была уверенность в завтрашнем дне. «Социальный справедливый курс», правда, только разрабатывается, но Куделина полагает, что некоторые его положения «по мере готовности могут быть учтены даже в уже принятом трехлетнем бюджете страны, который разрешает внесение поправок».

«Что ж, хоть за благие намерения спасибо», – так коротко прокомментировал «НВО» эти долгосрочные планы «родного военного министерства» один из командиров воинских частей, дислоцирующихся в Подмосковье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
670
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
856
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
718
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
582

Другие новости