0
3781
Газета Армии Интернет-версия

07.03.2008 00:00:00

Надежд остается мало

Анатолий Дьяков

Об авторе: Анатолий Дьяков - кандидат физико-математических наук, директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии МФТИ; Евгений Мясников - кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Центра.


Недавно российские СМИ сообщили о якобы наметившемся прорыве в российско-американских консультациях по проблеме, связанной с окончанием срока действия Договора СНВ-1 в следующем году. Причиной стало заявление сенатора Ричарда Лугара, длительное время возглавлявшего комитет по иностранным делам Сената США: «...В прошлом году я был обеспокоен сообщениями о том, что российско-американские переговоры не включали обсуждение вопроса о юридически обязательном договоре или продолжении формального режима проверок. Я рад объявить, что администрация изменила курс и будет согласна на юридически обязательный режим... Теперь... мы должны пересечь финишную черту и завершить переговоры, чтобы гарантировать, что Договор СНВ-1 не закончится...»

РАЗНИЦА В ПОДХОДАХ

Однако всего лишь через несколько дней заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Кисляк, возглавляющий российскую делегацию на консультациях, в интервью агентству «Интерфакс» фактически опроверг наличие каких-либо существенных продвижений: «┘Консультации идут, но не столь успешно, как мы рассчитывали после встречи президентов России и США в Кеннебанкпорте┘ На сегодняшний день ситуация разочаровывающая. У наших коллег другое видение стоящих задач┘»

Почему Договор СНВ-1 остается важным для обеих сторон, в чем различаются взгляды России и США на контроль над стратегическими вооружениями и каковы перспективы достижения нового двухстороннего соглашения?

Как известно, российско-американский Договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП), заключенный в 2002 году и остающийся в силе до 2012 года, обладает рядом существенных недостатков. Одним из них является отсутствие в этом документе механизма проверки взятых на себя сторонами обязательств. Отсутствует он, вероятнее всего, по той причине, что стороны так и не пришли к согласию, что именно они будут сокращать, поскольку термин «стратегические ядерные боезаряды», так и остался неопределенным.

Правда, до тех пор, пока в силе остается Договор СНВ-1, существующие разногласия могут показаться несущественными, поскольку транспарентность и необратимость сокращений по соглашению о СНП в значительной степени обеспечивается контрольным механизмом, заложенным в СНВ-1.

В отличие от Договора СНП, СНВ-1 содержит ряд ограничений на развитие стратегических наступательных вооружений, что позволяет сохранить предсказуемость в этой сфере. С прекращением действия Договора СНВ-1 после декабря 2009 года прекратит существование и весь механизм контроля, включающий системы инспекций, уведомлений и обмен данными.

Вероятно, значение этих факторов понимают и в России, и в США, однако по ряду причин обе стороны не хотели бы пролонгировать СНВ-1. Заявляя о недостатках этого документа, стороны обычно ссылаются на громоздкость механизма контроля, выработанного еще во время холодной войны. Но более детальный анализ показывает, что помимо этой причины Договор СНВ-1 создает препятствия для реализации программ развития стратегических наступательных вооружений как в США, так и в России.

Президент РФ Владимир Путин в июне 2006 года предложил «...запустить переговорный процесс о замене Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ)...», и вскоре Москва и Вашингтон приступили к обсуждению связанных проблем. И хотя российско-американские консультации проходят в обстановке строгой конфиденциальности, факты, просочившиеся в СМИ, позволяют выявить узловые проблемы, по которым позиции сторон в корне различаются.

Как и следовало ожидать, главным мотивирующим фактором для Соединенных Штатов является важность сохранения действия механизма контроля, и это подчеркивается в упомянутом выступлении сенатора Лугара. Однако, судя по всему, американская сторона стремится отделить механизм, обеспечивающий контроль и транспарентность, от ограничений Договора СНВ-1 и пролонгировать лишь первый, «пристегнув» его к Договору СНП.

Российская Федерация, похоже, не согласна с таким подходом. Так, Сергей Кисляк подчеркнул: «...Мы считаем, что целый ряд положений договора, которые предусматривают процедуры ликвидации вооружений, контроль за ликвидацией и ряд других, выполнены. Поэтому продлевать на будущее, скажем, такие положения особой необходимости не возникает... В основном американские партнеры говорят о мерах доверия применительно к Московскому договору...»

Возражения российской стороны понятны, поскольку контрольный механизм любого международного соглашения по вооружениям неразрывно связан с его целями и реализацией. Контрольный механизм СНВ-1 способен стать основой для построения нового механизма реализации Договора СНП, но для этого Москве и Вашингтону прежде всего необходимо прийти к согласию относительно целей Договора СНП и правил засчета.

Разница в существующих подходах состоит в том, что российская сторона трактует понятие «стратегические ядерные боезаряды» в соответствии с определениями СНВ-1, а американская понимает этот термин гораздо уже, включая в него лишь «оперативно-развернутые» ядерные боезаряды. Американскую сторону не устраивает российский подход, поскольку США планируют к 2012 году иметь существенно больше 2200 разрешенных Договором СНП боезарядов, если их подсчитывать по «старым» (СНВ-1) правилам. Американцы не собираются ликвидировать носители, ядерные боеголовки с которых сняты и помещены на хранение или заменены на обычные. А по правилам СНВ-1 такие носители по-прежнему подлежат засчету и за каждым из них числится определенное количество боезарядов.

Планы США вызывают понятную озабоченность в Москве. По словам Сергея Кисляка, «...боеголовки не существуют сами по себе, их «доставляют» на стратегических носителях. Вопрос в том, как будут строиться планы развития стратегических наступательных вооружений, как они будут развиваться в отсутствие каких-либо ограничений на носители? Есть ли риски дестабилизирующих накоплений?»

ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШИМЫ, НО...

Тем не менее, на взгляд авторов этой публикации, компромисс возможен. Для этого российской стороне придется согласиться с американским подходом по подсчету боезарядов. В свою очередь, США необходимо признать, что системы доставки не перестанут быть стратегическими при замене ядерных боеприпасов на них обычными, а потому также должны быть охвачены ограничениями, мерами контроля и транспарентности. По отношению к стратегическим носителям в неядерном оснащении меры контроля могут отличаться, быть как менее, так и более интрузивными, но важно, чтобы такие носители оставались в договорных рамках.

Вряд ли подобный компромисс достижим в рамках Договора СНП, к чему склоняется Вашингтон. Российское предложение разработать взамен него новый документ представляется более конструктивным. Более того, договоренность о новых правилах засчета открыла бы путь и для более низкого уровня сокращений в новом соглашении, что было бы выгодно как российской, так и американской стороне и по экономическим, и по политическим соображениям. Одной из главных целей нового договора могло бы стать создание нового механизма верификации, за основу которого можно было бы взять систему СНВ-1, по которой накоплен большой опыт, и значительно ее упростить.

Говоря о перспективах решения проблем, связанных с окончанием действия Договора СНВ-1, необходимо отметить, что, к сожалению, внешний фон, в котором приходится над ними работать, крайне неблагоприятен. Наиболее существенным раздражителем стали планы США по размещению элементов ПРО в Европе. Российская сторона считает, что необходимость развертывания этой системы может быть объяснена лишь стремлением «приглядывать за российскими системами сдерживания». Поэтому не исключено, что решение проблем по СНВ окажется в тесной зависимости от урегулирования вопросов, связанных с развертыванием американской ПРО в Европе, по которым пока также не намечается прорыва.

Существуют и субъективные факторы. Для администрации США, озабоченной в настоящий момент прежде всего предстоящими президентскими выборами, проблемами войны в Ираке и угрозами экономической рецессии, вопросы СНВ и ПРО отсутствуют в списке приоритетов. С приходом к власти администрации Джорджа Буша-младшего в американском Госдепартаменте практически не осталось специалистов, имеющих опыт переговоров по проблемам СНВ и ПРО. Показательно, что визави Сергея Кисляка – 39-летний заместитель секретаря Госдепартамента США Джон Руд, назначенный на этот ключевой пост всего год назад, как-то, рассуждая о канувшем в Лету Договоре по ПРО, назвал большим преимуществом «отсутствие загроможденности всем этим багажом холодной войны».

Таким образом, вряд ли в ближайшем будущем можно ожидать конструктивных шагов от администрации Буша. Новой американской администрации, которая придет к власти в начале следующего года, вероятно, потребуется время для того, чтобы освоиться в Белом доме. По этой причине остается мало надежд на то, что до декабря 2009 года Москве и Вашингтону удастся развязать узел накопившихся проблем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
750
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
995
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
800
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
650

Другие новости