0
8145
Газета Армии Интернет-версия

11.04.2008

Морские амбиции Тбилиси

Константин Чуприн

Об авторе: Константин Владимирович Чуприн - журналист.

Тэги: грузия, вмс


грузия, вмс Ракетный катер «Тбилиси» самое грозное оружие ВМС Грузии.
Фото предоставлено автором

На момент распада СССР на Потийскую военно-морскую базу базировалась 194-я бригада кораблей охраны водного района Черноморского флота в составе 181-го дивизиона противолодочных кораблей, 182-го дивизиона тральщиков, 82-го дивизиона учебных кораблей, 39-го дивизиона десантных катеров (пункт базирования – поселок Кулеви рядом с Поти), 55-го гидрографического района и 1171-й береговой базы – пять малых противолодочных и сторожевой корабль, два морских, три базовых и два рейдовых тральщика, ракетный, торпедный и артиллерийский катера, восемь десантных катеров, три шнуроукладчика, два учебно-тренировочных судна, несколько вспомогательных катеров разного назначения. Если бы грузинские власти, пользуясь безразличным отношением господина Ельцина к защите национальных интересов России, задались целью завладеть этими кораблями и судами, а не занялись бы захватами квартир русского населения Поти, то Грузия уже в 1992 году имела бы задел для развертывания небольших, но довольно приличных и вполне сбалансированных национальных ВМС.

Впрочем, создание грузинских ВМС еще в 1990 году было поручено капитану 1-го ранга, бывшему командиру атомной подводной лодки ВМФ СССР Александру Джавахишвили. Однако грузинским националистам, не поделившим власть друг с другом, было не до кораблей. Россия же сохранила для своего ВМФ лишь часть вымпелов расформированной 194-й бригады, остальные были попросту брошены в негодном состоянии, и восстановить их, за небольшим исключением, Грузия не смогла. То же можно сказать и об оставленных в Грузии катерах пограничных войск бывшего КГБ СССР.

«КРЕЙСЕРА» ПОЛКОВНИКА ГУРЦКАЯ

Официально из состава Черноморского флота Грузии были переданы только семь противолодочных вертолетов-амфибий Ми-14ПЛ (все они вышли из строя, и в последующем пару Ми-14ПЛ Грузия закупила у Украины). Грузинам также достался флотский аэродром Мерия. По сведениям ряда источников, некоторые плавсредства были переданы в 1990-е годы пограничными войсками России службе безопасности Верховного Совета Аджарии, т.е. не подконтрольному Тбилиси режиму Абашидзе. В составе данной неконституционной силовой структуры имелся отряд катеров и планировалось развернуть собственные подразделения морской пехоты и боевых пловцов. После падения аджарской вольницы имущество ее военизированных формирований досталось центральному правительству.

Так или иначе, но молодые ВМС Грузии (первыми кораблями которых стали наспех вооруженные разъездной катер «Гали» и рыболовные суда «Кодори» и «Гантиади») приняли участие в войне с Абхазией. Правда, на их счету всего две операции – эвакуация 173 грузинских беженцев (преимущественно женщин и детей) из Пицунды (август 1992 года) и участие в разгроме лагеря банды ичкерийского террориста Басаева, принимавшего участие в боевых действиях на стороне абхазов (апрель 1993 года).

В настоящее время Грузия располагает двумя самостоятельными военно-морскими структурами – собственно военно-морскими силами («самхедро сазгхвао дзалеби» – «морские оборонительные силы») и береговой охраной (образована в 1996 году). По некоторым сведениям, президент Грузии Михаил Саакашвили поставил вопрос об их возможном объединении. Командующим ВМС с 2005 года является полковник Коба Гурцкая (1966 года рождения), выпускник Грузинского института субтропических культур. Впрочем, в 1998–2000 годах он учился в Академии Генерального штаба вооруженных сил Украины. Полковник Гурцкая в 1992–1998 годах служил начальником физической подготовки и спорта отдельного танкового батальона, заместителем командира и командиром отдельного мотопехотного батальона. В ВМС Гурцкая с 1998 года: командир отдельного батальона морской пехоты, начальник штаба бригады морской пехоты, начальник штаба ВМС и заместитель командующего ВМС по береговой обороне.

Организационно ВМС Грузии включают штаб (в Поти), Потийскую (главную) и Батумскую военно-морские базы, «эскадру кораблей», бригаду морской пехоты (видимо, кадрированную) и диверсионно-разведывательный отряд боевых пловцов. По состоянию на начало 2007 года, согласно официальным данным Министерства обороны Грузии, личный состав ВМС насчитывал 531 человека, в т.ч. 181 офицера, 200 унтер-офицеров, 114 матросов срочной службы и 36 гражданских служащих. В береговой охране Грузии (два дивизиона патрульных кораблей – Потийский и Аджарский) служат, предположительно, до 1500 офицеров, унтер-офицеров и матросов.

В строительстве ВМС и береговой охраны Грузии оказывают поддержку США, Греция, Турция, Германия, Украина и Болгария, передавшие ей несколько далеко не новых боевых кораблей, включая ракетные катера. Грузинские боевые пловцы-легководолазы проходят подготовку в школе водолазов Учебного центра ВМС Латвии в Лиепае.

Для грузинских военных моряков установлены следующие звания: матроси – матрос, упроси матроси – старший матрос, умтсроси мичмани – младший мичман, мичмани – мичман, упроси мичмани – старший мичман, мастер мичмани – мичман-мастер, хомалдис мичмани – штабной мичман, мтавари мичмани – главный мичман, умтсроси лейтенанти или мичмани-лейтенанти – младший лейтенант (мичман-лейтенант), лейтенанти – лейтенант, упроси лейтенанти – старший лейтенант, капитани-лейтенанти – капитан-лейтенант, месаме рангис капитани – капитан 3-го ранга, меоре рангис капитани – капитан 2-го ранга, пирвели рангис капитани – капитан 1 ранга, контр-адмирали – контр-адмирал и вице-адмирали – вице-адмирал.

Подготовка офицерских кадров ВМС и береговой охраны осуществляется на Украине и в странах НАТО. Срок службы матросов по призыву – 18 месяцев.

Корабельный состав ВМС Грузии представлен главным образом катерами. В первую очередь следует назвать ракетный катер «Диоскурия» (бывший греческий P17 «Ипоплоиархос Бацис» французской постройки 1971 года типа «Ла Комбатант 2») и ракетный катер на подводных крыльях «Тбилиси» проекта 206МР – бывший украинский U150 «Конотоп», ранее «Р-15» Черноморского флота постройки 1981 года. Далее в списке следует пестрый набор сторожевых, импровизированных артиллерийских и патрульных катеров: «Батуми» проекта 205П, то есть бывший «ПСКР-648» морских частей пограничных войск СССР, с которого сняли противолодочное торпедное вооружение, а 30-мм зенитные автоматы АК-230 заменили на еще более древние 37-мм установки 70-К, «Акмета» – бывший торпедолов проекта 368Т Черноморского флота, оснащенный грузинами армейской 122-мм 40-ствольной реактивной установкой БМ-21 «Град», «Иберия» и «Местиа» – бывшие греческие патрульно-спасательные катера Р267 «Дилос» и Р269 «Линдос», «Кутаиси» – бывший турецкий «АВ-30» типа «Тюрк», «Цхалтубо» – бывший катер связи Черноморского флота, «Гантиади» – бывший средний рыболовный сейнер, в 1992-м или 1993-м вооруженный двумя армейскими 23-мм спаренными зенитными артиллерийскими установками ЗУ-23-2 и двумя 12,7-мм пулеметами, «Гали» – переоборудованный разъездной катер проекта 371У Черноморского флота, три малых патрульных катера проекта 1398 из состава морских частей пограничных войск СССР.

Есть также амфибийные силы – малые десантные корабли «Гурия» и «Атия» советского проекта 106К, это бывшие МДК резерва ВМС Болгарии № 608 и № 612, а также десантные катера «МDK-01» и «МDK-02» проекта 1176 (бывшие «Д-237» и «Д-293» Черноморского флота).

В составе вспомогательных сил числятся противопожарный катер «Псоу» проекта 364 (бывший «ПЖК-67» Черноморского флота), учебный катер «Поти», два бывших турецких малых разъездных катера, большие гидрографические катера «DHK-81» проекта 1896 (предположительно, бывший «БГК-176» Черноморского флота) и «DHK-82» проекта Г1415 (бывший «БГК-1628»), порядка дюжины малых гидрографических катеров проекта 1398 также из состава Черноморского флота.

Самостоятельная военно-морская структура Грузии – береговая охрана – выполняет задачи по защите государственной границы и морской экономической зоны страны.

В состав грузинской береговой охраны (ее корабли и суда имеют буквенно-цифровые бортовые номера, начинающиеся с латинской буквы «Р», и надпись по-английски Coast Guard) входят патрульный корабль Р-22 «Аети» – бывший германский базовый тральщик М1085 «Mинден» типа «Линдау» (противоминное вооружение снято), патрульный корабль Р-101 «Кодори» (бывший средний рыболовный сейнер, вооруженный 12,7-мм пулеметами), сторожевой катер Р-21 «Георгий Торели» проекта 205П (бывший «ПСКР-629» морских частей пограничных войск СССР, переданный Украиной), восемь патрульных катеров проекта 1400М (два бывших советских, три переданы Украиной и три – собственной постройки 1997–1999 годов), патрульные катера Р-210 «Цотне Дадиани» и Р-211 «Генерал Мазниашвили» (бывшие катера береговой охраны США типа «Пойнт» – WPB82335 «Пойнт Коунтесс» и WPB82342 «Пойнт Бейкер»), малые патрульных катера Р-106 и Р-209 типа «Даунтлес», также полученные от США, малый патрульный катер Р-105 (бывший турецкий SG48 американской постройки устаревшего типа МК5) и девять малых патрульных катеров проекта 1398 из состава морских частей пограничных войск и структур МВД СССР. Есть у береговой охраны еще и спасательный буксир «Поти» (бывший «Зорро»), купленный на Украине в 1999 году.

ВОЗМОЖНОСТИ И НАДЕЖДЫ

В целом военный флот Грузии, конечно, не представляет серьезной силы и способен противостоять разве что ВМС непризнанной Абхазии, а также осуществлять патрулирование собственного побережья. Реальную боевую ценность среди грузинских кораблей представляют только устаревшие ракетные катера «Диоскурия» и «Тбилиси», которые грузины в приливе национальных чувств гордо называют «крейсерами». Сомнительно, однако, что грузинские вооруженные силы в состоянии самостоятельно эффективно реализовать ударный ракетный потенциал (французские противокорабельные ракеты «Экзосет» ММ38 и советские П-15М) своего флота даже в столкновении с Абхазией, руководство которой не без основания полагается в случае обострения обстановки на поддержку Черноморского флота России. Тем более что, по мнению ряда наблюдателей, отражение атаки именно этих ракетных катеров отрабатывалось на учениях Черноморского флота у кавказского побережья осенью 2007 года.

Собственные возможности Грузии в области военного кораблестроения ограничены патрульными катерами и малыми вспомогательными судами. Батумский судостроительный завод с советских времен строит популярные в некоторых странах «третьего мира» патрульные катера проекта типа «Гриф» (проект 1400М).

Имеющиеся в ВВС Грузии два вертолета-амфибии Ми-14ПЛ боевой ценности по основному назначению уже не представляют и противолодочного вооружения не несут. Грузия не располагает сколь-либо мощной боевой авиацией для поддержки флота – в составе ее ВВС числится лишь незначительное количество штурмовиков Су-25, учебно-боевых самолетов L-159 чешского производства и боевых вертолетов Ми-24.

Бригада морской пехоты ВМС Грузии располагает боевыми машинами пехоты БМП-1 и БМП-2, бронированными разведывательно-дозорными машинами БРДМ-2 и реактивными системами залпового огня БМ-21 «Град». Для обороны побережья и участия в морских десантах, кроме морской пехоты, грузинские вооруженные силы могут задействовать элитные подразделения сухопутных войск (коммандос) – 16-й Сачхерский горно-стрелковый батальон, 111-й, 113-й Телавский и Шавнабадский батальоны легкой (горной) пехоты. Их личный состав обучен действовать не только в горно-лесистой местности и городских условиях, но и на морском побережье.

Надежды грузинского руководства на поставку странами НАТО новой военно-морской техники пока не оправдываются. Надо полагать, в этом не заинтересован такой критически важный для Запада партнер по Североатлантическому блоку, как Турция, которой вовсе не благоприятствовало бы соседство с сильным в военном отношении христианским националистическим государством.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


США возрождают антикорейскую коалицию

США возрождают антикорейскую коалицию

Владимир Скосырев

Флот Канады уже готов перехватывать суда КНДР в открытом море

0
1340
Субмарину "Сан-Хуан" нужно найти любой ценой

Субмарину "Сан-Хуан" нужно найти любой ценой

Андрей Рискин

Гибель любой  любой подводной лодки в любом обществе воспринимается с особой трагедией

0
3779
Зураб Абашидзе: "Для выхода из тупика нужна доля неординарного мышления"

Зураб Абашидзе: "Для выхода из тупика нужна доля неординарного мышления"

Юрий Симонян

Спецпредставитель премьер-министра Грузии поделился с "НГ" оценкой состояния переговорного процесса между Москвой и Тбилиси

0
3548
На границе Южной Осетии с Грузией будет открыт новый таможенный пункт

На границе Южной Осетии с Грузией будет открыт новый таможенный пункт

 

0
971

Другие новости

Загрузка...
24smi.org