0
3836
Газета Армии Интернет-версия

18.04.2008 00:00:00

Немногочисленная, но хорошо подготовленная

Тэги: киргизия, исаков, армия


киргизия, исаков, армия Министр обороны Киргизии генерал-лейтенант Исмаил Исаков.
Фото предоставлено пресс-службой Минобороны КР

– Исмаил Исакович, три года назад вы возглавили Министерство обороны Киргизской Республики. Что изменилось за это время в вверенном вам ведомстве?

– Да, три года назад мы обещали, что положение дел в Вооруженных силах кардинально изменится в лучшую сторону. Сегодня мы можем утверждать, что выполнили это обещание. К позитивным переменам в первую очередь я бы отнес переход на годичный срок срочной службы и на двухгодичный – альтернативной, переход армии на государственный язык, введение национальной формы для военных.

К положительным сдвигам в повышении боеготовности можно отнести создание Сил воздушной обороны, что позволило взять под контроль воздушное пространство страны, а также введение в штат воинских частей новых должностей – главных сержантов и юрисконсультов. Коснулись изменения и программы боевой подготовки военнослужащих. Сейчас основной упор делается на подготовку бойцов в условиях высокогорья и физподготовку. По-новому теперь будут отбирать офицеров, направляемых на учебу в другие страны. Кроме того, было пересмотрено отношение к мобилизационному ресурсу.

Сегодня безопасность страны обеспечивается посредством «двух колец»: в рамках международных организаций: таких как ОДКБ, ШОС, и собственными силами. Ранее второй составляющей уделялось недостаточно внимания. Наша армия немногочисленна, поэтому мы должны иметь хорошо подготовленный мобресурс, чтобы в случае необходимости можно было быстро развернуть свои силы. В настоящее время на воинском учете состоят 190 тысяч юношей, из которых 60 тысяч подлежат призыву на действительную воинскую службу, 17 тысяч – на альтернативную, а 112 тысяч не подлежат призыву по различным причинам.

Большая работа проделана в плане решения социальных проблем военнослужащих. Но здесь еще немало проблем. Например, пресловутый квартирный вопрос военных пенсионеров. Согласно Закону КР «О статусе военнослужащих», местные власти должны обеспечивать их жильем после 20 календарных лет службы. Однако на деле сегодня местные власти не обеспечивают выходящих на пенсию военных квадратными метрами. Мы планируем внести ряд изменений в законодательство и рассматриваем три варианта решения проблемы: те военнослужащие, которые в период выхода на пенсию имели жилье, смогут получить его в собственность; не имеющим такового необходимо либо выдавать ссуды на его покупку, либо приобрести за счет госсредств и передать пенсионерам; а тем, кто в данное время служит, обеспечить льготные кредиты на получение жилья.

– Нельзя ли подробнее рассказать, чем будут заниматься главные сержанты?

– Отмечу, что мы не первооткрыватели в этом вопросе. Армии некоторых стран СНГ, в частности наши ближайшие соседи – казахстанцы, на примере вооруженных сил западных государств, в том числе и США, укрепляют институт сержантского состава – связующего звена между офицерами и сержантами. Внимательно изучив зарубежный опыт, а также систему профессиональной подготовки армии Казахстана, в Министерстве обороны нашей республики было принято решение о введении в войсках должности главных сержантов. Будучи помощниками командиров войсковых частей и подразделений, они призваны руководить младшими командирами и рядовым составом. Это нововведение, считаю, во многом повысит престиж воинской службы, поднимет на более качественный уровень обучение и воспитание военнослужащих.

Сегодня сержанты, на которых возложена роль первичного звена всей управленческой системы, представляют собой наиболее многочисленный отряд командного состава. И они, как и их старшие начальники и командиры, нуждаются в общем руководстве. Ведь принцип единоначалия в армейской среде один из основных. Поэтому главный сержант в войсках призван стать настоящим отцом-командиром для подчиненных. Подчеркну, что на эту ответственную должность будут назначаться на конкурсной основе высококвалифицированные военнослужащие, обладающие соответствующими морально-психологическими качествами.

Стремление к возрождению былого авторитета сержантов и его всемерному укреплению – подтверждение намерений перехода оборонного ведомства к профессиональной армии смешанного типа, предусматривающего определенный процент службы по призыву. Главным принципом работы каждого сержанта с подчиненными было и остается: «Делай, как я делаю!» Профессионализм, личный пример, высокие морально-деловые качества, культура и образованность, вкупе с проявлением человеческого, а порой и отеческого, отношения к солдатам позволят изменить облик всех вооруженных сил и создать армию нового типа.

По статусу главный сержант наделен значительными полномочиями по отношению к сержантам и солдатам одной с ним воинской части. На нем лежит большой груз ответственности за боеготовность, профессиональную подготовку, дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава. В его компетенции глубокое изучение настроений и интересов младших командиров; своевременное решение их материальных, финансовых, медицинских и социальных вопросов и нужд; участие в присвоении воинских званий и повышении по службе. Военнослужащий, назначенный главным сержантом, автоматически становится председателем сержантского собрания. Таким образом, введение в войсковых частях должности главного сержанта позволит создать офицерам условия для выполнения своих прямых функциональных обязанностей – обучение сержантов, боевое слаживание подразделений и управление огнем. Появится и возможность прямого контакта сержантов с командирами подразделений отдельных батальонов и бригад. Дисциплина в казарме – это тоже прерогатива главного сержанта и его подчиненных.

– Господин министр, как вы в целом оцениваете военно-политическую ситуацию в регионе?

– Считаю, что прямой военной опасности Кыргызстану, другим государствам Центрально-Азиатского региона нет. Но существуют другие угрозы и вызовы: международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, радикальные исламские движения. Последние, кстати, на Кыргызстан, где 90% населения исповедуют ислам, делают особую ставку. Например, если во времена СССР в республике было 39 мечетей, то сегодня уже более полутора тысяч.

– Исмаил Исакович, сегодня вы не только министр обороны Киргизской Республики, но и председатель Совета министров обороны государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности. Как вы оцениваете роль ОДКБ в обеспечении мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе?

– Надежное прикрытие южных границ государств-членов ОДКБ, по-прежнему, остается нашей первостепенной задачей. Для обеспечения военной безопасности Центрально-Азиатского региона, в сравнительно короткий период страны ОДКБ смогли выработать и создать современную систему региональной безопасности. Организация сформировала военную структуру, способную защитить членов ее сообщества от угрозы международного терроризма. Речь идет о Коллективных силах быстрого развертывания, то есть о частях и подразделениях Сухопутных сил и их авиационном компоненте – российской авиабазе «Кант».

Теперь при возникновении внешней угрозы для одной из стран – участниц ОДКБ решение о применении военной силы может быть принято в максимально сжатые сроки. Уже разработаны, утверждены и отрабатываются в ходе совместных военных учений планы боевого применения частей и подразделений вооруженных сил стран ОДКБ. Все это обеспечивает реализацию главного назначения организации – коллективную безопасность государств – участников ОДКБ.

Сегодня страны ОДКБ не только на словах, но и на деле совместными усилиями сохраняют мир и стабильность в зоне действия договора. Тем более что в наши дни мировое сообщество столкнулось с опасностью, заключающейся не в крупномасштабных военных действиях, а в террористических акциях с использованием новейших типов оружия и высокотехнологических средств. На примере событий в Чечне, Ираке, Афганистане, Турции мы видим, как активно задействуются финансовые средства международного терроризма, начиная от производства и контрабанды наркотиков, торговли оружием и заканчивая похищением людей.

Этими тревожными факторами объясняется и реализация нового направления в деятельности ОДКБ – миротворчества. В целом за пятнадцатилетнее действие Договора о коллективной безопасности значительно укрепился потенциал организации, повысилась ее роль в обеспечении устойчивого функционирования и развития государств региона.

– Возможно ли взаимодействие ОДКБ и ШОС?

– Конечно, возможно. В апреле прошлого года на Совещании министров обороны стран – участниц ШОС было принято Совместное коммюнике, подтверждающее намерение сотрудничества в области обороны и безопасности с ОДКБ и другими международными организациями. Ведь, как известно, ШОС, помимо вопросов экономического и культурного сотрудничества вплотную занимается и проблемами безопасности, прежде всего борьбы с международным терроризмом. Свидетельством тому являются прошедшие антитеррористические маневры стран ШОС «Мирная миссия-2007».

Думаю, что ОДКБ, как организация коллективной безопасности, должна тесно сотрудничать с ШОС.

– Исмаил Исакович, как вы оцениваете боеготовность киргизских подразделений, входящих в состав Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ?

– Если говорить честно, то до весны 2005 года подразделения Вооруженных сил Кыргызстана, входящие в состав Коллективных сил, существовали лишь на бумаге. Сегодня мы делаем все, чтобы повысить их боеготовность. В первую очередь уделяем внимание созданию учебно-материальной базы: строительству современных казарм, учебных корпусов, полевых учебных центров. Увеличиваем снабжение подразделений материально-техническими ресурсами, чтобы военнослужащие могли полностью выполнить учебную программу: провести необходимые стрельбы, занятия по вождению и т.д. С уверенностью могу сказать, что наши подразделения уже способны выполнить задачи в рамках своего предназначения.

– Что дает Вооруженным силам Киргизии участие страны в ОДКБ?

– О главном принципе коллективной безопасности – нападение на одну страну является нападением на всех – я уже сказал. Важным направлением в деятельности ОДКБ является и военно-техническое сотрудничество между государствами-участниками, в рамках которого еще на душанбинском саммите 2003 года было принято решение о льготных поставках техники и вооружения партнерам по организации. В связи с чем у членов ОДКБ появилась возможность приобретения техники и вооружения, военно-технического имущества по внутренним ценам, предусмотренным для вооруженных сил страны-производителя. Мы уже реально используем эти возможности для модернизации техники и вооружения армии республики. Только в 2007 году на эти цели были потрачены 2 миллиона 700 тысяч долларов США.

Вторая важная составляющая – подготовка кадров. Представителям государств ОДКБ на основе принятого в 2005 году соглашения отдан главный приоритет подготовки военных кадров в вузах вооруженных сил стран участниц организации. В первую очередь это конечно же Россия. В настоящее время в вузах российского оборонного ведомства, в том числе в Академии Генерального штаба ВС РФ, получают знания около пятидесяти офицеров из Кыргызстана и более двухсот курсантов. Всего за годы независимости в России прошли обучение более тысячи военнослужащих-кыргызстанцев. Кроме этого наши соотечественники получают образование в Казахстане, в Азербайджане. Проходят обучение наши военнослужащие и в дальнем зарубежье: в Китае, Индии, США, Турции, Канаде.

Есть в Кыргызстане и собственная база подготовки военных кадров. В республике есть военный лицей – аналог российских суворовских училищ, переданный недавно в ведение Министерства обороны. В нем обучаются юноши с 8-го по 10-й класс. Затем они поступают в Бишкекское высшее военное училище. В 2007 году, например, из вуза мы выпустили около 80 офицеров.

– Как происходит адаптации офицеров, проходивших подготовку в странах дальнего зарубежья, к службе в своей армии. Ведь за рубежом они изучали абсолютно другую технику и вооружение?

– До направления в войска данные офицеры проходят двух-трехмесячные курсы по изучению техники и вооружения, имеющихся в наших частях. Отмечу, что обучавшиеся в дальнем зарубежье офицеры, имеют значительную подготовку в вопросах, например, соблюдения прав военнослужащих. Таким образом, выбирая лучшее в подготовке военнослужащих в разных странах, мы получаем хороший сплав.

– Как бы вы, господин министр обороны, охарактеризовали систему военно-гражданских отношений в республике?

– Отмечу, что гражданское общество сегодня как никогда активно поддерживает вооруженные силы республики. Все понимают, что только вооруженные силы могут обеспечить безопасность страны. Поворотными стали события в 1999–2000 годов в Баткенском районе, куда вторглись отряды боевиков. Особое внимание Вооруженным силам оказывает все руководство республики, и прежде всего президент Курманбек Салиевич Бакиев.

Исмаил Исаков родился в 1950 году в селе Сопу-Коргон Алайского района Ошской области. В 1973 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище им. В.И.Ленина, служил командиром мотострелкового взвода и командиром роты в Южной группе войск, заместителем командира батальона, командиром батальона на Украине. В 1984 году окончил Военную академию имени Фрунзе. С 1984 по 1995 год прошел путь от начальника штаба полка до первого заместителя министра обороны Киргизской Республики. Выполнял задачи по усилению таджикско-афганской границы в составе Коллективных миротворческих сил СНГ в Республике Таджикистан. В 1996 году учился в академии Генерального штаба ВС РФ.

11 сентября 1999 года был освобожден от занимаемой должности с формулировкой «согласно поданному рапорту», представленному генерал-майором Исаковым президенту Киргизии Аскару Акаеву по поводу баткенских событий. Тогда, в августе 1999 года группы вооруженных боевиков Исламского движения Узбекистана вторглись на территорию республики. В результате боевых действий по освобождению заложников и вытеснению боевиков погибли 26 человек, более 50 граждан получили различные ранения. Тогдашний министр обороны генерал Эсен Топоев считал, что армия мобилизовалась в кратчайшие сроки и отразила атаку террористов. Исаков же, не разделяя победных настроений, указал президенту Акаеву на ряд ошибок, допущенных командованием армии, Советом безопасности и правоохранительными органами, и предложил устранить их, заявляя, что в противном случае будет вынужден «рассмотреть целесообразность своего пребывания на занимаемой должности». Акаев подписал указ об отставке генерала.

В феврале 2000 года Исаков стал депутатом Законодательного собрания республики и возглавил комитет по делам госбезопасности и обороне, заняв одно из лидирующих положений в рядах радикальной оппозиции. В качестве депутата принимал участие в разработке поправок к закону о всеобщей воинской повинности.

В 2002 году вместе с другими оппозиционерами создал движение «За отставку Акаева и реформы для народа». В 2003 году выступил с обращением в Конституционный суд республики с требованием отменить ратифицированный пограничный договор с Китаем, согласно которому Китаю передавалось 90 тысяч гектаров земли участка Узенгу-Кууш на киргизско-китайской границе.

Во время мартовских событий 2005 года Исмаил Исаков постоянно встречался с офицерами из силовых структур и агитировал их не выступать против народа. 24 марта вместе с Бакиевым и другими лидерами оппозиции возглавил колонны, которые захватили правительственные здания в Бишкеке. 26 марта 2005 года был назначен исполняющим обязанности министра обороны Киргизской Республики. В сентябре 2005 года утвержден на этом посту. Генерал-лейтенант.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
603
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1014
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
737
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
392

Другие новости