Муамар Каддафи до сих пор не забыл американские бомбардировки Ливии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
О Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии российские СМИ на протяжении ряда лет почти не вспоминали. А потому, не исключено, немало граждан РФ вполне могли и позабыть о существовании такого североафриканского государства, которое всего лишь два десятка лет назад входило в число едва ли не самых верных друзей СССР. Только недавний визит в эту страну президента России Владимира Путина вновь заставил заговорить о ней. Еще бы: ведь речь во время поездки шла о заключении контрактов на многие миллиарды долларов. В том числе и на закупку Триполи современных вооружений.
ДО И ПОСЛЕ 1969 ГОДА
А каково же нынешнее состояние военной машины Ливии?
Прежде чем ответить на данный вопрос, мысленно вернемся в 1940-е годы, когда страна была итальянской колонией. Именно тогда появились ливийские арабские вооруженные силы, более известные как армия Сенуси. Дело в том, что после вступления Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии некоторые видные ливийцы перебрались в Египет, откуда и призывали соотечественников организовать военные формирования и выступить на стороне Британии в борьбе против итало-германских войск.
В тот период были созданы первые пять батальонов, находившихся под командованием англичан. Они применялись в основном для ведения партизанских операций, охраны пленных и обеспечения порядка на внутренних территориях. Один из батальонов принимал участие и в боевых действиях в районе города Тобрук. Но после успеха британцев на оккупированных ливийских территориях армия Сенуси была распущена. И только с обретением Ливией независимости в 1951 году ее ветераны послужили ядром для королевской ливийской армии.
На то время Ливия входила в число беднейших стран мира, и ее вооруженные силы были совсем незначительны. Более того, эмир Соединенного королевства Ливии Идрис ас-Сенуси преднамеренно разделил их на регулярную армию и военную полицию. Последняя выполняла роль противовеса диссидентским движениям в рядах первой.
Сухопутные войска Ливии создавались под влиянием британцев, к 1969 году их численность достигала 6500 человек. Военно-морские силы страна обрела за семь лет до этого, а военно-воздушные – в 1963 году. Изначально в состав ВВС входили один самолет и два летчика. Но благодаря американской поддержке к 1969 году на их вооружении появились 10 истребителей-бомбардировщиков F-5. После прихода к власти Муамара Каддафи поставщиком оружия и боевой техники стала Франция, а с 1974 года – СССР.
К моменту революции 1969 года вооруженные силы Ливии насчитывали всего 8,5 тыс. человек, имели шесть танков и 90 разведывательных бронемашин. Однако за первые шесть месяцев своего правления Каддафи вдвое увеличил численность армии за счет призывников и переподчинения нескольких сот человек из военизированных сил национальной безопасности. В 1976 году был принят новый закон о воинской обязанности, в соответствии с которым сроки службы для всех граждан Ливии в возрасте от 18 до 35 лет увеличивались с трех до четырех лет. Позднее была введена обязательная воинская повинность и для девушек, которых готовили к службе в специальных женских военных колледжах.
Такие мероприятия позволили к концу 1970-х годов довести численность вооруженных сил до 76 тыс. человек.
В 1988 году, развивая свою концепцию «вооруженного народа», Каддафи объявил о ликвидации полиции и армии, которые должны быть заменены гвардией Джамахирии, и о роспуске аппарата службы безопасности.
В настоящее время руководство вооруженными силами Ливии осуществляется Народными комитетами обороны, входящими в состав Генерального временного комитета обороны (General Provisional Committee for Defense – GPCD). Это стало результатом реформы вооруженных сил, осуществленной в 1989–1990 годах. Сентябрьским указом 1989 года были отменены все бывшие воинские звания, а GPCD пришел на смену бывшему Генеральному командованию ВС. Уже в июне 1990 года была сформирована и добровольная Джамахирийская гвардия.
В состав современного Генерального комитета обороны входят: министр Генерального комитета обороны, начальник штаба народной армии, начальник штаба местной обороны, начальник штаба Джамахирийской гвардии, начальник штаба ПВО, начальник штаба ВМС, генеральный инспектор, начальник разведки и другие.
Численность сухопутных войск Ливии, по данным журнала World Defence Almanac, составляет 35 000 человек, по данным Military Balance – 45 000 человек, а Middle East Military Balance говорит о 50 000 человек. Вся территория страны разделена на 11 приграничных зон и четыре зоны безопасности. Информация о составе СВ также различается. Согласно одним источникам – это одна элитная бригада обеспечения безопасности руководства, 22 артиллерийских дивизиона, 18 пехотных, 10 танковых и 10 механизированных пехотных батальонов, семь зенитно-артиллерийских дивизионов, шесть парашютных батальонов, четыре ракетные бригады (БР класса «поверхность–поверхность»). Другие источники сообщают об 11 бронетанковых и 11 механизированных бригадах, шести ракетных бригадах с тактическими ракетами, бригаде Национальной гвардии, 48 отдельных механизированных батальонах, 40 отдельных бронетанковых батальонах, 12 воздушно-десантных батальонах, четырех батальонах рейнджеров и двух артиллерийских полках.
Численность военно-воздушных сил (кстати, и здесь налицо разноголосица экспертов: одни говорят просто о ВВС, другие – о ВВС и ПВО), по данным журналов World Defence Almanac и Middle East Military Balance, составляет 18 000 человек, а Military Balance – 23 000 человек. Основные авиационные базы располагаются в Бенгази, Эль Эдем, Триполи, Завият Эль-Байда. Есть и более мелкие авиабазы, размещенные в городах Гат, Себха, и Тобрук. Самолетный парк включает истребители, истребители-бомбардировщики и разведчики «Мираж» F1 (12), МиГ-21 (16), МиГ-23 (89), МиГ-25 (54), Су-20/22 (40).
Силы ПВО поделены на пять регионов. В их состав входят пять-шесть бригад, каждая из которых оснащена 18 ЗРК SA-2s; две-три бригады ЗРК SA-3s (по 12) и три бригады ЗРК SA-6/8s (по 20–24). Кроме того, имеются четыре бригады ЗРК SA-5. Более мелкие формирования включают четыре зенитно-артиллерийских дивизиона ПВО, роту радиотехнической разведки.
Военно-морские силы насчитывают 8000 человек (две подлодки, три корвета, 14 патрульных катеров), включая подразделения береговой охраны. Основные военно-морские базы расположены в Эль Кумз, Бенгази, Дерна, Тобрук, и Триполи, база подводных лодок в Раз Хилал, а батальон морской пехоты в Сиди Балал.
Помимо этого в Ливии имеется 40-тысячная группировка народной милиции, включающая в том числе революционную гвардию (3000 человек) и исламский африканский легион (2500 человек).
КОНФЛИКТЫ
Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия на западе граничит с Алжиром, на северо-западе – с Тунисом, на юге – с Чадом и Нигером, на юго-востоке – с Суданом, на востоке – с Египтом. На севере омывается Средиземным морем.
Несмотря на свою молодость, вооруженные силы Ливии были вовлечены в ряд конфликтов с соседями. Это и серия серьезных приграничных инцидентов с Египтом в 1977 году, и неудачная попытка защитить режим Иди Амина в Уганде в 1978 году, а также участие в серии военных кампаний на севере Чада в 1980, 1983 и 1987 годах.
Информация о причинах и ходе столкновений с Египтом носит противоречивый характер из-за необъективности имеющихся немногочисленных источников (в связи с просоветской ориентацией Триполи и прозападной – Каира). Очередная эскалация боевых действий произошла в июле 1977 года и сопровождалась артиллерийскими дуэлями. В конце концов египетской армии удалось продвинуться на запад вдоль побережья. Этот успех египтян объяснялся неожиданным авиационным ударом по авиабазе в Эль Эдем на южной окраине Тобрука, в результате которого были уничтожены ливийские самолеты, батареи ПВО и радиолокационные станции.
Впервые в конфликт между Угандой и Танзанией Ливия вмешалась в 1972 году, направив свои подразделения (400 человек) для поддержки угандийского президента Иди Амина. Во время оккупации Уганды вооруженными силами Танзании в 1978 году ливийский военный контингент составлял уже 2500 человек. Из них погибло около 600. Оказалось, что ливийские солдаты были даже не в курсе поставленных задач. Им объяснили, что они будут задействованы в проведении совместных учений, но никак не в вооруженном противоборстве.
Отношения между Ливией и Суданом, как и со всеми арабскими и африканскими странами, неустойчивы. Сначала Триполи оказал помощь суданскому президенту Джафару Нимейри в подавлении попытки переворота 1971 года. Потом поддержал два коммунистических заговора против официальных властей Судана. Они обвинили Ливию во вмешательстве во внутренние дела и разорвали с ней дипломатические отношения, которые были возобновлены только в 1977 году, когда президент Нимейри помирился с суданской оппозицией.
После того как Каддафи обвинил Хартум в поддержке египетского президента Анвара Садата, подписавшего Кэмп-Дэвидский договор с Израилем и США, в двусторонних отношениях двух стран вновь наступило похолодание. В период последних лет правления Нимейри Ливия была особенно раздосадована дальнейшим сближением Египта и Судана, которое привело к двустороннему соглашению о размещении авиабазы египетских ВВС на суданской территории. Чувствуя угрозу со стороны образовавшегося союза, в августе 1981 года Каддафи сформировал трехсторонний альянс с Эфиопией и Южным Йеменом.
Вместе с тем после ухода в апреле 1985 года от власти Нимейри отношения двух стран заметно улучшились, а уже в июле того же года между двумя странами был подписан протокол о военном сотрудничестве.
Тенденции же последних лет свидетельствуют о том, что Каддафи старается наладить отношения с некоторыми соседями. Еще в 2005 году в Триполи прошло заседание глав военных ведомств Алжира, Египта, Ливии и Западной Сахары, на котором было принято решение о создании Объединенных вооруженных сил в рамках Африканского союза.
ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Отмена части международных санкций (в 2003 году) в отношении Ливии позволило существенно увеличить добычу нефти, благодаря которой собственно и наполняется государственная казна. Сейчас Джамахирия добывает 1,6 млн. баррелей черного золота в сутки. С помощью компаний США и ЕС планируется увеличить добычу до 2 млн. баррелей в сутки к 2008–2010 годам и до 3 млн. – к 2015 году. Этому способствует и подписание компанией Royal Dutch/Shell договора на разработку ливийских нефтегазовых месторождений. Привлекательность Ливии для европейских инвесторов объясняется высоким качеством сырой нефти, низкими затратами (на некоторых месторождениях стоимость добычи одного барреля равна всего одному доллару) и близостью страны к рынкам ЕС.
По некоторым оценкам, Ливия нуждается в 30 млрд. долл. иностранных инвестиций до 2015 года, для выполнения своих планов по увеличению нефтедобычи и разработки газовых месторождений. В свою очередь, повышение цены на углеводородное сырье гарантирует дальнейший экономический рост Джамахирии. Доходы от продажи составляют около 75% доходной части ливийского бюджета.
Несомненный интерес представляет и ливийский рынок вооружения, на который нацелены европейские оборонные гиганты EADS, BAE Systems, Thales, Dassault. Но наибольших успехов добились итальянцы, не только первыми подписавшие серьезный контракт (на поставку 10 вертолетов A109 – сумма контракта 97 млн. долл.), но и достигшие соглашения о модернизации всей аэрокосмической промышленности Ливии.
Британский премьер Тони Блэр посетил Джамахирию в марте 2004 года, выразив готовность в установлении новых экономических и военных взаимоотношений. Франция подписала с Триполи договор о сотрудничестве в военной сфере в феврале 2005 года, с очевидными намерениями поставить ВВТ на сумму в 20 млрд. долл. США же, несмотря на отмену экономических санкций, сохраняют эмбарго на продажу вооружений режиму Каддафи. Однако американские нефтяные компании все-таки надеются получить доступ к ливийским недрам. Не случайно Вашингтон еще в феврале 2004 года открыл первое за 25 лет дипломатических отношений представительство в Триполи.
Внешняя российская политика как никогда сыграла на опережение. Во время визита в Ливию в мае 2001 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов подписал договор о военном сотрудничестве с Триполи на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Уже тогда обсуждался вопрос о ливийском долге, и одновременно с этим было достигнуто соглашение о поставках вооружения (боевые самолеты, ракетные системы, танки, системы ПВО и др.).
НУЖНА НОВАЯ ТЕХНИКА
В рамках модернизации военно-воздушных сил страны в январе 2006 года Ливийской авиастроительной компанией было заключено соглашение с итальянскими фирмами AgustaWestland и Finmeccanica о создании совместной фирмы в Триполи. Она получила название Libyan Italian Advanced Technology Company (LIATEC). Ее уставный капитал поделен между ливийской авиастроительной компанией (50%) и двумя итальянскими фирмами (по 25%). Совместное производство будет иметь и коммерческие права на поставку вертолетов ряду африканских стран. Кроме того, предприятие будет иметь и собственный центр подготовки пилотов, соответствующую техническую базу и выступать основным координатором деятельности других ливийских авиационных предприятий.
Ливия устанавливает военно-техническое сотрудничество и с другими странами. Так, в 2004 году она приобрела четыре самолета Ан-32 у Украины за 5,5–7 млн. долл. Еще четыре новых Ан-32 были куплены в январе 2006 года. По словам официальных лиц, эти машины предназначены для борьбы с пожарами, что очень удивило страны Северного Средиземноморья.
Ливия интересуется и другими самолетами фирмы Антонова – АН-124-100, а также Ан-74ТК-200С, который может быть оборудован в летающий госпиталь. В качестве боевых самолетов Ливия может закупить российские МиГ-29, МиГ-31, Су-30 и Су-35, французские «Рафаль». В то же время военное руководство Ливии рассматривает и возможность глубокой модернизации советских истребителей МиГ-21 и МиГ-25 российскими заводами. Хотя еще в 2004 году по МиГ-21 было подписано соглашение с Украиной, а в 2005-м проведены оговоренные в документе работы.
Другой приоритетной задачей военного руководства Ливии является укрепление ВМС. После снятия санкций проводились переговоры о модернизации ливийского флота на верфях Греции, а также обсуждались поставки нового вооружения для кораблей. Кроме того, Триполи готов закупить французские патрульные катера.
Особую заинтересованность Ливия проявляет к приобретению российских ракет «воздух-воздух» и французских ракет противовоздушной обороны. Ракетный вопрос очень тонкий, и нет гарантии того, что страны Европейского союза согласятся на такие поставки.
Вместе с тем в августе 2007 года между Ливией и Францией был подписан контракт на поставку переносных противотанковых ракет Milan. Сумма контракта – 168 млн. евро (230 млн. долл.). По словам сына Муамара Каддафи, поставки Ливии современного французского вооружения стали возможны в первую очередь благодаря освобождению болгарских медиков, признанных ливийским судом виновными в заражении ВИЧ пациентов детской больницы.
Не надо забывать и о следующем. Значительную часть ливийского танкового парка (в наличии около 950 единиц) составляют советские «старички» Т-54/55 (500 плюс 300 «немолодых» Т-62 и до 150 Т-72 «преклонного возраста»). Бронетехника представлена также несколькими сотнями БМП-1 и БТР-50/60, БРДМ-2 (100), относительно небольшим числом (200) бразильских и итальянских машин. Так что и тут требуются новые образцы.