0
3413
Газета Армии Интернет-версия

30.05.2008 00:00:00

Одна РЛС за два украинских радара

Тэги: рлс, про, оборона


Как сообщил на прошлой неделе командующий Космическими войсками РФ генерал-полковник Владимир Поповкин, новая российская радиолокационная станция в районе Армавира (Краснодарский край) заступит на боевое дежурство в конце февраля 2009 года. «26 февраля, если говорить точно, РЛС сможет заменить узлы системы предупреждения о ракетном нападении, которые находятся в Мукачево и Севастополе», – сказал генерал.

Радиолокационные станции системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) типа «Днепр» были построены в Советском Союзе под Севастополем и Мукачево в 1979 году для наблюдения за космическим пространством над Центральной и Южной Европой, а также Средиземноморьем. В 1992 году Украина объявила станции своей собственностью. После нескольких лет переговоров Россия с этим смирилась и 28 февраля 1997 года подписала «Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства». РЛС обслуживали украинские военные, которые посылали информацию непосредственно на центральный командный пункт СПРН в подмосковный Солнечногорск. За это Киев получал денежную компенсацию в 840 тыс. долл. в год.

В 2005 году обе РЛС были переданы из Минобороны в управление Национальному космическому агентству Украины (НКАУ), что резко понизило качество получаемой информации. В 2006 году Киев увеличил объем компенсации до 1,5 млн. долл. Столько же было выплачено в 2007 году и согласовано на 2008 год.

Украинская сторона считает, что аренда была несправедливой. Компенсации, получаемые от Москвы, даже в полтора миллиона долларов, покрывали лишь 25–30% общих расходов на содержание РЛС. Да и этих денег Минобороны Украины не видело, поскольку их засчитывали в оплату запчастей для военной техники, поставляемых из России. Передача станций космическому агентству принудила Москву рассчитываться «живыми деньгами», поскольку НКАУ ей ничего не должно.

Ресурс обеих украинских РЛС закончился в 2005 году. Требовалась серьезная реконструкция, чтобы повысить их технический уровень до требований XXI века. Однако украинская сторона финансировать модернизацию не собиралась, хотя денег за услуги стала требовать больше. Ситуация усугублялась частыми отключениями электроэнергии в Мукачево и помехами от множества радиоустройств в районе Севастополя. Все это не позволяло получать точные данные и не раз приводило к ложным тревогам. Вот почему в июле 2007 года правительством РФ было решено отказаться от аренды украинских РЛС.

12 февраля 2008 года президент России Владимир Путин подписал Закон «О денонсации соглашения между правительством РФ и правительством Украины о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства». Закон был принят Госдумой РФ 25 января 2008 года и одобрен Советом Федерации 30 января по инициативе правительства РФ в силу того, что российская сторона сочла нецелесообразным дальнейшее действие данного соглашения. 28 февраля нынешнего года официальное письменное сообщение об этом было вручено МИД Украины. В соответствии со статьей 8 Соглашения 1997 года через 12 месяцев после получения сообщения соглашение утратит силу. То есть 1 марта 2009 года информация с украинских РЛС перестанет поступать в Солнечногорск. Вот почему радар в Армавире заступает на боевое дежурство 26 февраля 2009 года.

Строительство РЛС типа «Воронеж-ДМ» в Краснодарском крае началось в мае 2006 года. Первое пробное включение провели уже 15 декабря 2006 года. Станция дальнего обнаружения дециметрового диапазона предназначена для контроля космического пространства, получения информации о ракетном нападении и передачи данных на пункты управления. Она обеспечит наблюдение в секторе от Северной Африки до Китая, включая Иран, Пакистан и Индию. РЛС отслеживает только ракетные пуски. Дальность действия – 4,2 тыс. км с возможностью увеличения до 6 тыс. км (станции в Мукачево и Севастополе имеют дальность 1,5 тыс. км).

Правая граница сигнала армавирского радара будет смыкаться с зоной ответственности РЛС в Лехтуси под Санкт-Петербургом, обзор которой охватывает территорию от Шпицбергена до Марокко, включая Западную и Северную Европу, а в глубину распространяясь до Гренландии. Локатор в Лехтуси функционирует в метровом диапазоне. Благодаря этому он эффективно обнаруживает все, что летает: любые типы ракет, а также самолеты и вертолеты. В зоне его ответственности полигоны Кируна (Швеция) и Андойя (Норвегия), откуда запускаются исследовательские геофизические ракеты. РЛС распознает баллистические и крылатые ракеты, ведет наблюдение за космическими спутниками. Эта станция заступила на боевое дежурство в августе 2007 года, заменив разрушенную РЛС в Скрунде (Латвия).

РЛС «Воронеж» относится к станциям нового поколения высокой заводской готовности. Она монтируется из компактных модулей на бетонной площадке. Больше никаких капитальных строений не требуется. Вся аппаратура поставляется к месту сборки в контейнерном исполнении вместе с жилыми и служебными модулями для личного состава. Фазированная антенная решетка размером 40 м на 40 м набирается из готовых элементов. Если строительство станций типа «Дарьял» (Габала, Азербайджан) занимало 5–9 лет и обходилось в миллиард долларов, то цена возведения станции в Лехтуси – 2 млрд. современных рублей, а Армавирской – 1,5 млрд. руб.

Обслуживание «Воронежа» обходится на 40% дешевле, чем станции предыдущего поколения. Ему требуется в 7 раз меньше электроэнергии и гораздо меньше обслуживающего персонала. Среди плюсов также соответствие требованиям экологической безопасности – электромагнитное поле в окрестностях «Воронежа» ниже предельно допустимого и не оказывает негативного воздействия на окружающих. В Габале, например, местные власти утверждают, что высокочастотное излучение наносит вред населению.

После распада СССР у России остались всего четыре РЛС СПРН – под Москвой, возле Оленегорска, Печеры и Иркутска. Еще пять оказались за рубежом. Радар в Скрунде власти Латвии под влиянием США взорвали. Станция в Габале арендована до 2012 года, когда она выработает ресурс. РЛС в Казахстане (Балхаш) и Белоруссии (Барановичи) работают нормально, но в любой момент могут стать разменной монетой в межгосударственных спорах. Судьбу двух украинских РЛС решать правительству в Киеве и Национальному космическому агентству Украины. Пока там лелеют мысль, что станции могут быть интегрированы в общеевропейскую систему ПРО или нечто подобное.

В ближайшие годы планируется построить еще 5–6 РЛС «Воронеж-ДМ» вдоль границ от Урала до Дальнего Востока. Таким образом, Россией будет достигнута полная независимость в вопросе обеспечения средствами предупреждения о ракетном нападении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
841
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
900
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1166
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
833

Другие новости