0
2760
Газета Армии Интернет-версия

06.06.2008 00:00:00

Минобороны ускоряет движение денег

Тэги: минобороны куделина, финансирование


минобороны куделина, финансирование Любовь Куделина знает счет казенным деньгам.
Фото Юрия Мухина

Президент России поручил главе военного ведомства уделить особое внимание экономической составляющей Вооруженных сил. Заняться контролем над прохождением бюджетных денег, эффективностью и целесообразностью их расходования. О том, как это происходит на деле, в интервью «НВО» рассказала заместитель министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе Любовь Куделина.

– Любовь Кондратьевна, как сообщают СМИ, в военном ведомстве проходит сегодня так называемая оптимизация. В том числе и финансово-экономической работы. Не могли бы вы объяснить, в чем смысл этих преобразований?

– Да, действительно, такие мероприятия по оптимизации системы финансового обеспечения Вооруженных сил в последнее время значительно активизированы. Они направлены прежде всего на централизацию и совершенствование деятельности финансово-экономических органов в рамках перевода их на трехуровневую систему финансового обеспечения, а также на усиление контроля за использованием получаемых государственных средств и, естественно, их эффективное использование с целью повышения боеспособности армии и сокращения нецелевых расходов.

В чем, как вы знаете, некоторое время назад наших финансистов, правда, не из центральных управлений, а войсковых, упрекала Счетная палата.

Решая такую задачу, с 1 января этого года мы, например, перешли с пятиуровневой системы доведения бюджетных средств до бюджетополучателей на трехуровневую систему. Что это дало? Приведу конкретные цифры. На 1 января 2008 года реестр бюджетополучателей Министерства обороны составил около 5,5 тысячи лицевых счетов против 6,5 тысячи до оптимизации. То есть фактически мы сократили этот реестр почти на 1000 позиций. Что, естественно, упростило и облегчило нашу работу, а, заодно, и повысило качество контроля за прохождением денег.

Кроме того, переход на трехуровневую систему доведения бюджетных средств до потребителей позволил существенно сократить сроки проведения денежных средств до воинских частей и учреждений, повысить, как я уже замечала, прозрачность и понятность финансовых потоков, улучшить состояние и эффективность финансового контроля. И если раньше деньги до воинских частей доходили за 10–15 дней, то теперь этот процесс сократился в 2–2,5 раза. Что, согласитесь, очень важно не только для их командиров, но и для каждого военнослужащего.

Новые подходы в доведении средств до бюджетополучателей позволили повысить эффективность от внедрения современных средств автоматизации в организации учета и подготовки отчетности, начисления и выплаты денежного довольствия военнослужащим через банковскую систему страны.

Сегодня финансовые органы воинских частей и организаций активно внедряют современные способы расчетов с личным составом. В том числе реализуют меры по переходу на выплату военнослужащим денежного довольствия и заработной платы гражданскому персоналу с использованием банковских пластиковых карт и других банковских инструментов. Сейчас около 70 процентов личного состава получают свои деньги через банкоматы при помощи пластиковых карт. Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других крупных гарнизонах. Надеемся, что вскоре эта процедура дойдет и до так называемых «медвежьих углов», как любите вы, журналисты, называть отдаленные точки, где служат наши воины.

Предприняты меры и по реформированию финансово-экономического блока центрального аппарата. Первым шагом в этом направлении стал вывод финансово-экономического управления Главного управления международного военного сотрудничества из подчинения начальника этого Главного управления и переподчинение его заместителю министра обороны по финансово-экономической работе. Это произошло в 2007 году.

Для повышения координации и централизации управления, а также эффективности деятельности внутриведомственного финансового контроля из аппарата министра обороны выведена и подчинена заместителю министра по финансово-экономической работе Финансовая инспекция министерства. Уточнены управленческие функции по контролю за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью этой инспекции. Выработаны единые методики и критерии по проверкам финансовой и хозяйственной деятельности органов военного управления, воинских частей, соединений и организаций. Словом, сделано достаточно много, чтобы деньги, выделяемые страной на нужды военной организации государства, были израсходованы на те цели, на которые они запланированы, и чтобы ни одна копейка не пропала впустую.

Для решения такой задачи мы реформировали и финансовые органы Минобороны. Например, вместо Главного финансово-экономического управления сформировали три департамента: финансового планирования и финансирования, сводно-методологический и социальных гарантий. А для усиления роли и ответственности финансово-экономической службы на всех этапах планирования и исполнения бюджета Министерства обороны ввели должность заместителя министра обороны по финансово-экономической работе. Раньше, как вы знаете, она была понижена до руководителя службы.

В видах Вооруженных сил, военных округах, на флотах, в родах войск повышен статус начальников финансово-экономических управлений (служб) до заместителей главнокомандующих и командующих, переработаны штаты финансово-экономических управлений. В соответствии с директивой министра организована работа по выводу с 1 июля 2008 года из состава главных и центральных органов военного управления, центрального аппарата Министерства обороны финансово-экономических подразделений. На их основе будут сформированы отраслевые финансово-экономические управления в составе аппарата, подчиненного заместителю министра по финансово-экономической работе. Эти управления станут проводить работу с главными и центральными управлениями по финансовому обеспечению соответствующих направлений деятельности. Такая организационная структура направлена на обеспечение более четкого разделения реализуемых органами военного управления функций и централизацию финансовых потоков.


Российской армии нужны ассигнования на самое современное оружие.
Фото Виктора Литовкина

– Если я вас правильно понимаю, повышение роли финансово-экономической службы и оптимизация ее структуры должна лишить командира-единоначальника права самолично распоряжаться денежными средствами, перенацеливать их с одной бюджетной статьи на другую для решения тех задач, которые ему сегодня кажутся самыми важными?

– Это не совсем так. Никто прав командира-единоначальника ущемлять не собирается. Хотя ответственность за нецелевое использование денежных средств с него тоже не снимается. Финансово-экономические подразделения останутся в главных командованиях видов Вооруженных сил и в командованиях родов войск, в военных округах и на флотах. И, естественно, как и прежде, будут подчиняться соответствующим командирам. А дальнейшая работа по совершенствованию и централизации финансовых потоков, с непременным учетом экономической целесообразности, будет проводиться за счет формирования объединенных финансовых органов. С подчинением их соответствующим командирам и начальникам.

Сегодня мы проводим работу по определению в структуре финансово-экономических органов Вооруженные сил рационального соотношения численности военнослужащих и гражданского персонала как в центральном аппарате, так и в войсках. Учитывая при этом перспективы создания нового облика армии и флота. Правда, полностью заменить в войсках военных финансистов на гражданский персонал не планируем.

При этом к решению вопроса о высвобождении отдельных должностей военнослужащих и гражданского персонала финансово-экономических органов собираемся подходить взвешенно, просчитав все риски и последствия и, конечно же, не ущемляя права военнослужащих финансовой службы и не допуская снижения боевой готовности войск.

– На многих совещаниях, в том числе и на самом высоком уровне, говорят о повышении престижа воинской службы. Но, очевидно, его нельзя поднять, если оклады воинов-контрактников, в том числе и офицеров, будут не только отставать от средней заработной платы по стране, но и не обеспечивать людям в погонах достойного уровня жизни. Что конкретно намеревается сделать Минобороны, чтобы доказать правительству и, в частности, Минфину, что без дальнейшего резкого повышения денежного содержания офицеров поднять авторитет армии будет невозможно?

– Это очень острый вопрос, над решением которого не только Минобороны, но и правительство, президент работают уже не один год. И здесь есть определенные достижения. Судите сами.

За 2007 год и первый квартал 2008 года денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, повышалось неоднократно. Например, с 1 января прошлого года – на 10 процентов, с 1 декабря того же года – на 15 процентов, а с учетом включения в оклад по воинскому званию денежной компенсации взамен продовольственного пайка 2007 год в целом дал прибавку денежного довольствия военнослужащих в среднем на 30 процентов.

Теперь перейдем к событиям нынешнего года. Вспомним, с 1 февраля денежное содержание военнослужащих повышено на 9 процентов. Запланировано повышение окладов по воинскому званию и должности на 9 процентов и с 1 октября 2008 года. Кроме этого, несмотря на ограниченность бюджетных средств, выделенных Министерству обороны на денежное довольствие военнослужащих, были подписаны приказы, в соответствии с которыми плавсоставу Военно-морского флота с 26 октября 2007 года увеличена норма морского денежного довольствия от 30–50 до 100 процентов оклада по воинской должности, а с 1 марта 2008 года установлена надбавка за особые условия боевой подготовки в размере 3300 рублей.

Теперь о военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях, что предусматривают прыжки с парашютом. Им тоже с 1 марта нынешнего года повышен размер надбавки за особые условия службы. С 20 до 100 процентов оклада по воинской должности.

С учетом этих решений в настоящее время размеры получаемого на руки денежного довольствия в зависимости от условий и местности прохождения военной службы составляют в среднем: у рядового-контрактника – от 8,4 тысячи до 25 тысяч рублей в месяц, у лейтенанта, командира взвода – от 13,8 тысячи рублей до 33,4 тысячи.

– Но это не те деньги, которые способны привлечь в армию самых достойных и необходимых ей специалистов. В Москве бабушка-контролер на эскалаторе получает 15 тысяч рублей, а машинист поезда до 50–60 тысяч. И согласитесь, ответственность у них по сравнению с командиром, который отвечает не только за подчиненных ему людей, но и сохранность оружия, за боеспособность подразделения, несколько разная.

– Мы понимаем, что этого уже недостаточно, особенно в условиях роста цен на топливно-энергетические ресурсы, продовольствие, другие товары, спровоцированных кризисными явлениями в мировой экономике. Поэтому наряду с запланированными повышениями денежного довольствия прорабатываются и другие меры. Планируется введение новых методов оценки и материального стимулирования военнослужащих, достигших высокого уровня мастерства, а также командиров, чьи подразделения достигли высоких результатов в боевой подготовке.

В этих целях прорабатываются вопросы денежного поощрения лучших специалистов – за личное профессиональное мастерство, высокие результаты, достигнутые в боевой подготовке, освоении, эксплуатации и обслуживании вооружения и военной техники; командиров подразделений – внесших значительный вклад в обеспечение боевой готовности, добившихся высоких результатов по итогам боевой учебы, а также за умелое руководство и воспитание подчиненных.

Выплату денежного поощрения военнослужащим боевого расчета частей постоянной готовности предлагается проводить по результатам проводимых в течение года учений, боевых стрельб в составе рот, батальонов, полков, бригад и дивизий, а также командно-штабных учений на уровне армий, округов, флотов.

Вы, наверное, знаете, что во время посещения Тейковской дивизии РВСН в мае этого года президент страны Дмитрий Медведев пообещал дополнительно выделить для военнослужащих, несущих боевое дежурство на особо ответственных постах, еще 25 миллиардов рублей на прибавку к денежному довольствию.

А в перспективе вопросы повышения престижа военной службы будут решаться в рамках Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает повышение уровня денежного довольствия путем объединения и укрупнения дополнительных выплат и надбавок с последующим их включением в состав оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности.

Надо понимать, что желание и готовность руководства Вооруженных сил добиваться повышения денежного содержания военнослужащих, ограничено только одним обстоятельством – экономической ситуацией в стране. Будет улучшаться она – будут повышаться и выплаты нашим офицерам и прапорщикам, солдатам и сержантам-контрактникам, воинам срочной службы.


Контрактная армия требует средств.
Фото из книги «Вооруженные силы РФ»

– Вы ничего не сказали о пенсионерах. Но с окладами офицеров и прапорщиков тесно связаны и пенсии ветеранов военной службы. Они, конечно, выше, чем у тех, кто никогда не служил в армии и на флоте, но значительно меньше, чем у государственных чиновников. Хотя военная служба, как записано в законах, это особый вид государственной службы. И прибавки к пенсиям, которые происходят параллельно повышению окладов офицерам, только слегка превышают инфляцию и никак не могут приблизиться к тем пенсиям, о которых мы говорили выше. Что намерено сделать Минобороны, чтобы устранить такую несправедливость?

– Естественно, повышения окладов денежного содержания военнослужащих в полном объеме затрагивают и рост пенсий ветеранов военной службы, которых на сегодняшний день насчитывается свыше 1,1 миллиона человек.

В целях обеспечения единой правоприменительной практики при исчислении пенсий военнослужащим в военно-пенсионный закон были внесены изменения, согласно которым с 1 декабря 2007 года месячная стоимость продовольственного пайка была исключена из денежного довольствия военнослужащих, учитываемого при исчислении пенсий. Одновременно военнослужащим были увеличены оклады по воинским должностям на 15 процентов и установлены новые (повышенные) оклады по воинским званиям, исходя из которых пересмотрены также пенсии ветеранам воинской службы.

Указом президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» урегулирована проблема с доплатой к пенсиям военным пенсионерам за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года в связи с увеличением окладов по воинским должностям военнослужащих на 25 процентов. Этот указ потребовал произвести в 2008 году единовременную доплату к пенсиям военным пенсионерам за соответствующие периоды, исходя из должностных окладов с увеличением на 25 процентов, процентной надбавки за выслугу лет и размера пенсии, установленных по состоянию на 1 января 2008 года. И пенсионерам Министерства обороны, имеющим бесспорное право на указанную доплату, в феврале 2008 года она уже выплачена. Другим пенсионерам ее выплата будет осуществлена в течение нынешнего года по мере уточнения их права на эти деньги.

– По Москве, я знаю, эти выплаты уже прошли. Сам, как и многие мои друзья и знакомые, кто уволился из армии в период 1995–1998 годов, получил положенные деньги еще в феврале.

– Не вы один. Под действие указа попало около 842 700 человек. И не только те, кто проходил службу в Вооруженных силах.

– Одна из задач военно-экономической службы – финансирование расходов федерального бюджета, направленных, в том числе, и на оплату НИОКР, закупки военной техники. Но как-то странно получается, что на сопоставимые суммы, которые, к примеру, тратят на закупку танков Индия и Россия, количество боевых машин, поступающих в наши войска, значительно меньше. В чем проблема? Только ли в том, что Минэкономразвития при формировании бюджета неправильно оценивает уровни дефляторов?

– Вопрос этот не совсем по нашему адресу, но постараюсь ответить. При этом учтем, что правила формирования цен на оборонную продукцию определяются правительством Российской Федерации. А что касается индексов-дефляторов, то они предназначены для расчета (прогнозирования) макроэкономических показателей и не могут использоваться исключительно для расчета конкретной начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа, в том числе и на оборонную продукцию.

Добавлю, что оснащение Российской армии и флота вооружением и боевой техникой осуществляется в соответствии с Государственной программой вооружения на 2007–2015 годы. Она утверждена президентом Российской Федерации в 2005 году. И потому сравнивать, сколько покупает танков Россия и какое-либо другое государство, ориентируясь на общую сумму оборонного бюджета, по моему мнению, не совсем корректно.

Да, доля расходов Министерства обороны в валовом внутреннем продукте несколько возросла, однако, как и в прежние годы, не превысила трех процентов. И в 2008 году составляет более чем один триллион рублей. Это, безусловно, во много раз меньше расходов на военные цели такой страны, как США. Вы знаете, что Конгресс Соединенных Штатов недавно утвердил расходы на эти цели на 2008–2009 год в размере 515,4 миллиарда долларов. Несопоставимые цифры...

Тем не менее по сравнению с 2007 годом в 2008 году наши расходы на оснащение армии и флота современной боевой техникой и вооружением возрастут примерно на 20 процентов и составят менее половины бюджетных трат по разделу «Национальная оборона». В структуре этих расходов, как и в прошлые годы, приоритет отдается закупке новых вооружений, военной и специальной техники. Какой? Например, стратегическим наземным ракетным комплексам стратегического назначения «Тополь-М», зенитно-ракетной системе С-400, оперативно-тактическим ракетным комплексам «Искандер-М». Планируем, что в 2008 году войдет в боевой состав морских стратегических ядерных сил новый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» с ракетным комплексом «Булава»...

Значительные средства с обеспечением роста их объемов против 2007 года предусмотрены и на ремонт военной техники. В руководстве Вооруженных сил считают, что ассигнования, выделенные на научные исследования в рамках Государственной программы вооружений, позволят поддерживать на необходимом и достаточном уровне удельный вес новых образцов вооружения и военной техники, поступающих в войска.

Хочу привести соотношение расходов на оснащение Вооруженных сил России, если вас интересует этот вопрос.

– Безусловно.

– Они распределяются следующим образом: на НИОКР – около 25 процентов; на закупки ВВТ – около 55 процентов; на ремонт ВВТ – около 20 процентов. Уже развернуто серийное производство значительного количества перспективных образцов вооружений. Организована их поставка в войска с принятием на вооружение и вводом в эксплуатацию.

И если говорить о существенных отличиях гособоронзаказа на 2008–2010 бюджетные годы, то здесь нужно отметить жесткую фиксацию цен на вооружение. На все виды вооружений контракты теперь заключаются как минимум на три года, что дает возможность его производителям эффективно распределить выделенные на создание ВВТ средства.

– Недавно на коллегии Минобороны была обсуждена и принята Стратегия социального развития Вооруженных сил до 2020 года. Там, видимо, есть и часть ваших задач по социальной защите военнослужащих и гражданского персонала армии и флота. В чем именно они заключаются? Что намерена предпринять Служба финансово-экономической работы для реализации этих задач?

– Да, действительно в марте 2008 года коллегией Министерства обороны утверждена Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года. Она взаимоувязана по целям и задачам с Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и предполагает решение целого комплекса задач, в том числе по улучшению материального положения военнослужащих.

Документ этот весьма объемный. Он размещен на сайте Министерства обороны. Каждый желающий может зайти туда и внимательно его перечитать. Поэтому мне не хотелось бы занимать ваше время и место в «НВО», пересказывая его содержание. Подчеркну только несколько узловых моментов.

Стратегия предусматривает доведение размера денежного довольствия военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида трудовой деятельности, обеспечивающего обороноспособность страны. При этом в расчетах учитываются все сложности и опасности воинского труда, а также уровень классной квалификации военнослужащего. Заложена в документ и методология решения жилищной проблемы военнослужащих и членов их семей. И Министерство обороны принимает сегодня все возможные меры организационного и кадрового характера для выполнения задуманного, стремится создать стимулы к прохождению военной службы, повышению качества боевой учебы.

Итогом реализации Стратегии, надеемся, станет достижение качественно нового уровня социального развития Вооруженных сил, соответствующего аналогичным параметрам пяти лучших армий мира и отвечающего повышенным требованиям как к личному составу, так и к уровню его профессиональной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки.

Из досье «НВО»

Любовь Кондратьевна Куделина родилась 4 апреля 1955 года во Владивостоке, в семье капитана 2 ранга. После окончания в 1977 году Московского финансового института работала в Министерстве финансов России. С 1996 года – руководитель Департамента оборонного комплекса Министерства экономики и финансов России. С июля 1999 года – заместитель министра финансов РФ.

В марте 2001 года назначена начальником Главного финансово-экономического управления – заместителем министра обороны России. С 2004 года – начальник Службы экономики и финансов МО, с 1 сентября 2007 года – заместитель министра обороны по финансово-экономической работе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
501
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1494
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2282
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1569

Другие новости