Они достойны обеспеченной старости.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Военнослужащие запаса и в отставке, их семьи сегодня относятся к самым незащищенным слоям населения в вопросах уровня пенсий, обеспечения жильем и трудоустройства. С такого заявления начал парламентские слушания «Проблемы и перспективы совершенствования правового статуса ветеранов военной службы», прошедшие в Госдуме на прошлой неделе, первый заместитель председателя комитета ГД по делам ветеранов Франц Клинцевич.
ЧЕРТА БЕДНОСТИ
По словам депутата, профильный думский комитет вынужден констатировать снижение социальной защищенности ветеранов. «Прежде всего с 1 января 2005 года в связи со вступлением в силу 122-го Федерального закона, более известного, как закон о монетизации льгот», – подчеркнул Франц Клинцевич.
Как сообщил парламентарий, на сегодняшний день пенсия ушедших из рядов Вооруженных сил людей составляет в среднем 25% от денежного довольствия действующих военнослужащих, в то время как в 1985–1990 годах доходила до 80%.
«Объем совокупных денежных доходов у семей ветеранов военной службы не превышает, а порой и ниже регионального прожиточного минимума, а рост тарифов на ЖКХ и другие услуги, стоимости продовольственных товаров, не поддающийся госрегулированию, приводит ветеранов военной службы и их семьи к черте бедности», – констатировал Франц Клинцевич.ОКОНЧАНИЕ. По данным профильного думского комитета, на сегодняшний день 34% ветеранов военной службы, участников боевых действий живут в домах, не имеющих газа или электричества, 15% – обходятся без горячего водоснабжения, 10% – имеют жилье без центрального отопления, 7% – без водопровода и канализации. Лишь каждый пятый из участников боевых действий получил необходимую реабилитационную помощь.
В профильном думском комитете также обратили внимание на несоответствие размеров сумм выплат по государственным жилищным сертификатам с рыночной стоимостью квадратного метра жилья. «В лучшем случае выплаты погашают половину стоимости жилья», – отметил Франц Клинцевич.
ПОДОПЕЧНЫЕ 27 ГОССТРУКТУР
Одна из причин сложившейся ситуации, подчеркивалось на парламентских слушаний, в том, что сегодня проблемы ветеранов в целом и военной службы в частности веером разбросаны по 27 министерствам и ведомствам. «И если уже у семи нянек дитя без глазу, гласит народная мудрость, то, что говорить о 27», – констатировали участники мероприятия.
Выход, по мнению большинства, в одном: стране необходим единый федеральный орган исполнительной власти по делам ветеранов. И действительно, почему нет такой госструктуры, если созданы федеральные агентства по делам молодежи, по делам спорта?
Второй аспект этого решения: забота о ветеранах должна быть общегосударственным делом. А сегодня эта проблема, отмечали участники парламентских слушаний, переложена на местные органы власти, уровень финансовых возможностей которых весьма различный: одно дело – Москва и Санкт-Петербург и другое, например, Пермь и Дальний Восток. В итоге ветераны, участники боевых действий, воевавшие, что называется в одном окопе, имеют порой несопоставимые по уровню льготы. «Но мы же защищали не отдельно взятые Курскую или Нижегородскую области, а всю страну», – с горечью говорят военные пенсионеры.
ЛЬГОТЫ ЗА БОЙ, ЛЬГОТЫ ЗА ТРУД┘
И это, кстати, было не единственное предложение на слушаниях. В ходе них было официально объявлено о внесении в Госдуму членами комитета по делам ветеранов законопроекта, предусматривающего изменения в действующие законы «О ветеранах» и «О государственной социальной помощи». Речь идет о приравнивании ветеранов военной службы по статусу к ветеранам труда.
Дело в том, что до 1 января 2005 года эти две категории граждан России обладали абсолютно равным социальным статусом. Однако все тот же пресловутый 122-й закон, передавший проблемы ветеранов в ведение регионов, создал ситуацию, при которой отдельные субъекты РФ из-за недостаточности финансовых средств или других причин не только не сохранили прежний уровень социальной поддержки бывших военнослужащих, но и исключили их вообще из сферы соцзащиты, оставив в ней только ветеранов труда.
Депутаты предлагают восстановить справедливость, предоставив ветеранам в погонах при достижении ими возраста, дающего права на пенсию по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), те же льготы, что и их штатским коллегам. В частности, это 50-процентная оплата занимаемой общей площади и коммунальных услуг, использование ежегодного отпуска в удобное время и предоставление дополнительного отпуска без сохранения зарплаты сроком до 35 календарных дней и др. При этом в законопроекте подчеркивается, что финансовые расходы по его реализации должно нести государство, поскольку «военная служба – это особый вид государственной службы, и обязанность государства обеспечить таким ветеранам соответствующие гарантии за счет федерального бюджета». Расходы же, подчеркнем, немалые: 5 млрд. 148 млн. рублей в год. Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2009 года.
ИНИЦИАТИВЫ МИНОБОРОНЫ
На слушаниях прозвучали и другие обнадеживающие сообщения. Например, начальник управления военно-социальной работы Главного управления воспитательной работы ВС РФ полковник Алексей Цыганков сообщил, что участникам вооруженных конфликтов и миротворческих операций планируется предоставить статус ветеранов боевых действий. По словам официального представителя Минобороны, соответствующий законопроект готовится совместно военным ведомством страны и комитетом Госдумы по делам ветеранов.
Поскольку законопроект затратный, то реализация идеи планируется в несколько этапов. «В первую очередь предоставить статус ветеранов боевых действий планируется военнослужащим, пострадавшим при участи в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях, например, ставших инвалидами и награжденных за участие в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях орденами и медалями», – уточнил Алексей Цыганков.
Следует напомнить, что в соответствии с действующим законодательством статус ветерана боевых действий предоставляет ряд льгот: бесплатный проезд на муниципальном транспорте, 50-процентную оплату жилья, льготы по медицинскому обеспечению, обеспечению лекарствами и др. Ветераны вооруженных конфликтов, например в Нагорном Карабахе, в Таджикистане, и участники миротворческих операций в зоне приднестровского конфликта, грузино-абхазского конфликта, в Таджикистане сегодня такими льготами не пользуются.
В Минобороны России готовится и новая схема исчисления пенсии для военнослужащих. Тот же Алексей Цыганков напомнил, что порядок исчисления пенсии для военнослужащих в России не пересматривался с 1993 года, однако система денежного довольствия военнослужащих за это время претерпела существенные изменения. Пенсия начисляется, исходя из трех показателей – оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и денежной компенсации за продпаек. Но действующие военнослужащие получают еще целый ряд доплат – за сложность и напряженность службы, за секретность и др., которые не учитываются при назначении пенсии. Вот почему на парламентских слушаниях и отмечалось, что на сегодняшний день пенсия бывших военнослужащих составляет в среднем 25% от денежного довольствия действующих военнослужащих.
А вот с жилищными сертификатами, по словам представителя Минобороны, улучшения пока ожидать не приходится. «Минфин России готов увеличить выплаты по стоимости квадратного метра, но в пределах обозначенных ранее сумм. То есть либо увеличиваем выплаты, но при этом сокращаем количество сертификатов, либо оставляем необходимое количество ГЖС, но с несоответствующими суммами», – сообщил начальник управления военно-социальной работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ.