Поти – самый большой транспортный узел Грузии, имеющий выгодное географическое месторасположение. Это – рабочий город с необходимым для развития различных производств кадровым потенциалом. Город-порт. Здесь есть судоремонтное и судостроительное производство, базируется рыболовецкий флот. Поти связывает Европу с Каспийским и Центрально-Азиатским рынками. Именно здесь планировалось создать первую в Грузии свободную экономическую зону.
Российские войска, начиная с 9 августа, нанесли несколько ударов, включая и бомбовые, по главному портовому городу Грузии. В результате повреждены стратегические объекты порта, 6 человек погибли, 15 сотрудников охраны порта ранены, 22 военнослужащих военной базы в Поти взяты под стражу, причем уже после того как стороны обменялись пленными.
10 из них освобождены, а 12 переправлены в Цхинвал, где, по информации главы Комиссии по поиску без вести пропавших, депутата парламента Гиви Таргамадзе, они используются на различных работах в нарушение всех норм международного гуманитарного права.
Генеральный директор арабской компании «Рак Инвестментс», взявшей Потийский порт в аренду на 49 лет, Алан Мидлтон заявил журналистам, что по факту бомбардировки порта корпорация подаст иск в международный суд. «Порт – не военный объект, а коммерческая структура. Происшедшее негативно скажется на наших расчетах и инвестициях. Суда, которые должны были войти в потийский порт, вернулись обратно», – заявил Мидлтон и напомнил, что его компания заплатила за 51% акций Потийского порта 90 млн. долл. и готова была вложить около 200 млн. долл. на строительство нового терминала.
Российская сторона косвенно признала нелегитимность своего нахождения в Поти. В частности, генерал Ноговицын на днях заявил, что «патрулирование – это форма, прописанная в международном соглашении. Поти в зону безопасности не входит. Но это не значит, что мы будем сидеть за забором и смотреть, как они (грузинские военнослужащие. – А.Р.) на «Хаммерах» раскатывают».
Получается, что российская сторона признает, что Поти не входит в зону безопасности грузино-осетинского конфликта, которая, по словам того же Ноговицына, составляет от 6 до 18 км, и Поти при всем буйстве воображения никак туда не попадает. И тем не менее порт патрулируют россияне, там же задерживают грузинских военных и отправляют их за много километров в зону осетинского конфликта! Следуя своеобразной логике представителей российского Генштаба, подобное патрулирование может осуществляться и в центре Тбилиси.
По мнению грузинских наблюдателей, российская армия преследует следующие цели.
Задачи военного и политического характера:
а) зондаж реакции Грузии и НАТО, насколько они будут терпеливыми к незаконному поведению российской армии и на какие контрмеры будут способны. Как следствие при отсутствии достаточной реакции становится возможным проведение других аналогичных операций в различных странах и регионах;
б) ограничение поставок вооружений из стран НАТО в Грузию и недопущение восстановления боевого потенциала армии Грузии;
в) превенция вхождения в порт кораблей НАТО;
г) нахождение в Поти российских военных – средство для дополнительной торговли по вопросу вывода российских вооруженных сил с территории Грузии, включая конфликтные зоны. В этом контексте небольшой контингент в Поти представляет из себя некий авангард и серьезную разменную карту в переговорном процессе.
Задачи экономического характера:
а) сдерживание экономического развития данной зоны, в частности создание здесь свободной индустриальной зоны. Разрушение экономической инфраструктуры Грузии. Нанесение экономического урона противнику;
б) прекращение паромной коммуникации из портов Батуми и Поти в другие порты Черноморского побережья Украины, Болгарии и Румынии. При этом противником является далеко не одна Грузия. Поти за последние годы стал действительно международным центром и в этом небольшом порту сконцентрированы интересы инвесторов из прикаспийских, центральноазиатских или арабских стран;
в) экономическое давление на Азербайджан, который ежемесячно поставляет в средиземноморские страны около 80 тыс. тонн нефтепродуктов. Ситуация стала особенно напрягаться после того, как курдские террористы подорвали 5 августа нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. И в качестве альтернативы уже прозвучал намек на использование Азербайджаном для экспорта своей нефти Новороссийский порт.
Кроме того, с военной базы в Поти российскими военнослужащими были вывезены быстроходные катера, техника, «конфискована» продукция фирмы «Никора», выпускающей ветчины, колбасы и тому подобное, форма военнослужащих грузинской армии, главным образом ботинки.