0
7630
Газета Армии Интернет-версия

19.09.2008 00:00:00

Памяти генерала Трошева

Тэги: авиакатастрофа, трошев, генерал


авиакатастрофа, трошев, генерал Таким Трошева запомнил Кавказ...
Фото из книги "Моя война"

В авиакатастрофе «Боинга-737», разбившегося 14 сентября в Перми, в числе 88 пассажиров и членов экипажа погиб бывший командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, руководитель двух антитеррористических операций в Чечне Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Страна и армия потеряли выдающегося полководца, талантливого военачальника и просто замечательного человека. Страстного, горячего, открытого людям, заботливого и требовательного отца солдату и офицеру, принципиального и честного гражданина и воина. Для всех, кто знал Геннадия Николаевича, кто встречался с ним, брал у него интервью, спорил и принимал его аргументы, кто разговаривал с его подчиненными и сослуживцами, с его друзьями и недругами (а последних тоже хватало), это огромная потеря и непреходящая боль. Ушел из жизни генерал, воевавший на передовой, как он сам о себе говорил, в окопах, продолжатель славных боевых традиций отечественных Вооруженных сил, уникальная личность, каких всегда было не очень много. Как в войсках, так и в государстве.

Геннадий Трошев был сыном военного летчика, прошедшего Великую Отечественную и встретившего День Победы в поверженном Берлине. Через год в пригороде Грозного Ханкале (потом, через 50 лет, что такое Ханкала будет знать едва ли не вся Россия) Николай Николаевич Трошев встретил терскую казачку, девушку с удивительным именем – Надежда. Она стала его женой и матерью будущего генерала. Но ратную карьеру Геннадий Николаевич, как он рассказал в своей первой книге, мог и не избрать. Отец, которого, как и миллион двести тысяч таких же офицеров, одним махом уволили из Вооруженных сил по прихоти Хрущева, строго-настрого наказал сыну: «Чтобы ноги твоей не было в армии!»

Николай Трошев ушел из жизни в 43 года. Не исключено, и из-за той сердечной боли, которую нанес ему волюнтаризм руководителя СССР. И Геннадий – в ту пору студент архитектурного института – после смерти отца вынужден был бросить учебу, чтобы помочь семье. Работал, как мог поддерживал мать и сестер. А когда пришло время призыва на военную службу, подал рапорт в Казанское высшее командное танковое училище. Он знал: отец очень любил армию, и любовь к армии стала его любовью, которую он пронес через всю свою жизнь.

Геннадий Николаевич прошел через все положенные строевому офицеру должности, окончил Военную академию бронетанковых войск и Военную академию Генерального штаба. Он командовал 10-й Уральско-Львовской добровольческой танковой дивизией, 42-м Владикавказским армейским корпусом, 58-й армией. Во время первой чеченской войны руководил действиями Объединенной группировки войск Минобороны в Чечне.

Потом он, заместитель командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, в августе 1999 года встал во главе группировки федеральных сил, отражавшей нападение боевиков на Дагестан. Именно генерал Трошев разработал и осуществил операцию по блокированию и уничтожению бандформирований в селах Карамахи и Чабанмахи и по освобождению Новолакского района Дагестана. Затем командовал группировкой «Восток» Объединенных федеральных сил на Северном Кавказе.

Тот, кто был рядом с Геннадием Николаевичем в те тяжелые годы, вспоминают, что он всегда предупреждал местных жителей о предстоящем взятии населенного пункта, старался договориться с ними, чтобы занять село или аул без боя, выдавить из него террористов, и никогда не пользовался тактикой запугивания. Почтение к горцам, к их традициям и обычаям, которые генерал Трошев хорошо знал, так как вырос в Чечне, на Кавказе, помогали ему решать боевые задачи без излишних человеческих потерь и без больших разрушений жилья. Экстремисты, которым были чужды многие нормы морали и нравственности, по-своему уважали его и боялись. И потому Геннадию Николаевичу часто удавалось вызволять из чеченского плена людей, используя только силу слова и методы убеждения. Впрочем, обо всем этом он подробно написал в своей книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала».

Что поражает в ней, так это неподдельная искренность, с которой Трошев рассказал о своих врагах, товарищах и сослуживцах. Даже о собственных начальниках. До него никто из тех, кто носит погоны, не осмеливался на открытую и нелицеприятную критику решений, которые принимали некоторые военачальники. Они нимало не заботились о том, какие реальные последствия будут от их приказов, сколько людей погибнет, выполняя не продуманные досконально, не подготовленные и не обеспеченные соответствующей техникой замыслы.

Генерал Трошев так и написал в своей книге: «Чеченская война сделала широко известными и в нашей стране, и за рубежом многих политиков, военачальников и даже бандитов. Большинство из них я знал и знаю лично. С одними встречался и общался, с другими был в общем строю – плечом к плечу, в третьими воевал не на жизнь, а на смерть. Мне известно, кто есть кто, что кроется за словами и поступками каждого фигуранта. Однако тот имидж, который создала им пресса или они сами себе, зачастую не соответствует действительности. Допускаю, что мои оценки слишком личностные. Но даже в этом случае считаю, что могу публично выразить свое отношение ко многим «прославленным персонажам чеченских войн». Даже обязан сделать это, хотя бы ради полноты картины».

Не будем вспоминать о том, что эти «персонажи» не простили генералу правды о себе. В 2002 году, в возрасте 55 лет, через небольшое время после выхода в свет книги «Моя война» Геннадий Трошев перестал быть командующим Северо-Кавказским военным округом. И хотя потом он стал советником президента Российской Федерации, с армейской службой ему пришлось распрощаться. Правда, даже отправленный в резерв или в запас, настоящий генерал, каким был и оставался Геннадий Николаевич, с войсками и с Вооруженными силами, которым отдана вся жизнь, не расстается никогда. Вернее, с ним никогда не расстается армия. Кто бы и как бы того не хотел. Даже после того, как он погиб.

В тот роковой полет генерал Трошев собрался для того, чтобы посетить VIII Всероссийский турнир по борьбе самбо и боевому самбо имени Василия Шваи, многократного чемпиона страны и мира по этому виду спорта. Соревнования должны были пройти в городе Краснокамске Пермской области. А Геннадий Николаевич являлся членом попечительского совета Всероссийской Федерации самбо. Считал для себя очень важным работать там, ибо самооборона без оружия, спорт закаляли характеры мальчишек, воспитывали мужчин, в которых так нуждается армия и страна.

А еще он должен был открывать в Перми детскую спортивную школу. Из-за этого вышел на несколько дней раньше из отпуска...

Геннадий Трошев будет для нас и всех, кто его знал и помнит, всегда живым примером самоотверженного и доблестного служения России и ее Вооруженным силам, своей родной земле и народу, как бы непривычно ни звучали сегодня эти высокие слова.

Прощай, генерал! Ты навсегда останешься в наших сердцах.

Коллектив «НВО»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
676
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
712
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
313
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
440

Другие новости