Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров, как уже сообщала «НВО», в первых числах декабря встречался в Академии Генерального штаба с военными атташе зарубежных стран. Он рассказал им о планах и процессе реформирования Российской армии и Военно-морского флота, о международных аспектах деятельности Минобороны России. Ответил на многочисленные вопросы военных дипломатов. Некоторые из этих вопросов и ответы на них мы предлагаем нашим читателям.
– Какие основные принципы, цели и задачи обширных реформ, о проведении которых было объявлено? Как вы собираетесь оценивать успешность проводимых реформ?
– При формировании перспективного облика Вооруженных сил мы исходили из того, что облик должен быть увязан с основными концептуальными документами, такими как Военная доктрина Российской Федерации, Концепция (стратегия) национальной безопасности Российской Федерации, Концепция строительства Вооруженных сил Российской Федерации, План строительства Вооруженных сил Российской Федерации, Государственная программа вооружения.
Подходы к формированию перспективного облика Вооруженных сил базируются на следующих основных принципах: приоритетность невоенных средств разрешения кризисных ситуаций; поддержание военного потенциала страны на необходимом, достаточном для парирования угроз безопасности государства уровне; создание и поддержание в мирное время минимально необходимых группировок сил и средств, отвечающих реальным угрозам; повышение социальной защищенности и уровня жизни военнослужащих.
Главная задача – это создание мобильных, компактных, высокооснащенных Вооруженных сил, укомплектованных профессионально подготовленным личным составом.
Успешность реформ будет оцениваться способностью любого соединения, воинской части и подразделения выполнить возложенные на них задачи в штатах мирного времени в любых условиях обстановки.
– Основным элементом недавно объявленных военных реформ является переход всех частей в состояние постоянной готовности. Относится ли это к частям всех видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации?
– Да, безусловно, это относится к соединениям и воинским частям всех видов и родов войск.
– Пожалуйста, определите и объясните, что подразумевается под «состоянием постоянной готовности»?
– Хочу пояснить, что категория содержания соединений и воинских частей и степени боевой готовности – это не одно и то же, но они тесно взаимосвязаны. В зависимости от категории содержания соединений и частей им устанавливаются сроки приведения в боевую готовность. Соединения и воинские части постоянной готовности по своим качественным параметрам (укомплектованности личным составом, оснащенности вооружением и военной техникой, уровню боевой выучки и т.д.) способны привести себя в боевую готовность в минимальные сроки. Таким образом, в условиях сокращения численности вооруженных сил и оптимизации их боевого состава мы хотим, чтобы их качественные параметры не только не пострадали, но и существенно возросли.
– Будут ли во всех военных округах «оперативные командования»? Пожалуйста, поясните, в чем будет заключаться роль «оперативных командований» и какова будет их структура. Это будут командования объединенных родов войск или они будут состоять только из сухопутных сил? Будут ли все формирования и подразделения в военном округе подчиняться этим оперативным командованиям?
– Да, оперативные командования будут во всех военных округах. Причем воинские части видов и родов войск будут подчинены своим оперативным командованиям, а в пределах военного округа все оперативные командования будут подчинены оперативно-стратегическому командованию на базе командования военного округа. Их структура сейчас разрабатывается.
– В октябре Министр обороны Сердюков заявил, что Сухопутные войска будут состоять из 172 воинских частей. Будут ли эти части состоять только из бригад или по-прежнему будут сохранены отдельные полки и отдельные батальоны, не входящие в бригады? Будут ли эти воинские части включать в себя военные базы в других странах, такие как 201-я в Таджикистане?
– Все боевые воинские части в основном будут сведены в бригады. В число этих частей входят и военные базы Вооруженных сил в других странах. Они также будут иметь бригадный состав. Вместе с тем сохранятся и другие структуры соединений и воинских частей.
– Как сообщило агентство «Интерфакс» 7 ноября, в период с 2009 по 2012 год будут ликвидированы 23 дивизии и «переформированы» 12 мотострелковых бригад. В этом сообщении далее говорилось, что «на базе расформированных соединений» будут созданы свыше 80 бригад различных родов войск, в том числе 40 общевойсковых бригад. Верно ли это сообщение прессы? Если да, то будут ли все 80 бригад являться подразделениями Сухопутных войск или какие-то будут относиться к другим родам войск или отдельным войскам, как, например, Воздушно-десантные войска? Будут ли переформированные мотострелковые бригады являться дополнением к названным 40 общевойсковым бригадам или они будут только частью общего количества, в 40 общевойсковых бригад?
– Да, это будут не только бригады Сухопутных войск, но и других видов и родов войск. Сохранятся бригады и в ВДВ, в то же время в ВДВ сохранятся и дивизии. Что касается мотострелковых бригад, то они являются частью общего количества общевойсковых бригад.
– Министр обороны заявил, что в каждом военном округе будет создана бригада ВДВ. Вы можете разъяснить, в чьем подчинении будут находиться новые бригады ВДВ? Они будут подчиняться «оперативным командованиям»?
– Бригады ВДВ будут не в каждом военном округе, а только там, где это продиктовано оперативно-стратегической целесообразностью.
– Министр обороны также заявил, что все воинские части будут частями «постоянной готовности». Что именно это означает? Что больше не будет никаких частей сокращенного состава или кадрированных подразделений, или других организаций, как, например, базы хранения вооружения и техники? Когда будет полностью завершен переход на силы постоянной готовности?
– В категорию частей постоянной готовности будут переведены все боевые части. При этом части обеспечения могут быть и другой категории содержания. Также будет сохранено и некоторое количество баз хранения и ремонта военной техники.
– В сообщениях прессы было указано, что в Дальневосточном военном oкруге сохранится одна пулеметно-артиллерийская дивизия. Это правда?
– Да, это правда. Эта дивизия по своему составу, вооружению полностью соответствует условиям данного региона. Кроме того, для нее подготовлены укрепленные районы и имеется соответствующая инфраструктура.
– Принимая во внимание происходящие реформы, как представляется вам в структурно-организационном смысле командование видами Вооруженных сил в случае их совместного применения в рамках военной операции?
– Согласно действующим сегодня руководящим документам по ведению боевых действий все военные операции любого масштаба являются совместными. Комплексный характер использования сил и средств – это веление времени. Для качественного решения этих комплексных задач и создаются оперативные и оперативно-стратегические командования, о которых я уже упоминал.
– Будет ли Российская Федерация ликвидировать свое тактическое ядерное оружие, а если нет, то какая доктрина будет действовать для этого оружия?
– Российская Федерация сокращала и продолжает сокращать ядерные вооружения. В настоящее время все нестратегическое ядерное оружие выведено из республик бывшего СССР и сосредоточено на централизованных базах хранения в пределах национальной территории России. Нестратегическое ядерное оружие России предназначено исключительно для целей сдерживания, предотвращения и адекватной деэскалации крупномасштабной агрессии в свой адрес, не направлено против какой-либо конкретной страны и поэтому играет стабилизирующую роль. Вопрос дальнейшего сокращения или полной ликвидации нестратегического ядерного оружия российской стороной рассматривается в комплексе с проблемой устранения существующего в Европе дисбаланса в арсеналах обычных вооружений.
– По каким принципам будет проведена реорганизация ВС РФ на бригадную структуру и будет ли возможно полностью укомплектовать все эти бригады персоналом, служащим на контрактной основе?
– Перевод Вооруженных сил на бригадную структуру будет осуществляться, исходя из стратегической целесообразности. Количество бригад в военных округах будет различным, но их структура и состав будут однотипными. При этом с учетом принципа модульности подразделения из состава бригад могут передаваться для усиления другим бригадам... Полностью будут комплектоваться военнослужащими на контрактной основе только бригады, непосредственно принимающие участие в боевых действиях и миротворческих операциях, а остальные – на основе смешанного принципа комплектования.
– Каким образом будут изменены военные силы в районе Балтийского моря?
– Военно-политическая обстановка в Балтийском регионе, несмотря на свою нынешнюю стабильность, накапливает определенный потенциал для негативных изменений. Мы неоднократно подчеркивали: размещение стратегических компонентов передовой группировки вооруженных сил США в Европе, именно к ним мы относим элементы ПРО США в Чехии и Польше, ведет к нарушению стратегического баланса. Мы пытаемся разъяснить нашим зарубежным партнерам, что односторонние действия США чреваты риском возникновения новой гонки вооружений, театром которой станет территория Европы. В складывающейся обстановке Минобороны России вынуждено принять асимметричные меры по парированию угроз национальной безопасности Российской Федерации.
В Калининградской области, являющейся форпостом России в Западном регионе, мы продолжаем всестороннее развитие Балтийского флота как разновидового оперативно-стратегического территориального объединения Вооруженных сил Российской Федерации, включающего корабельные объединения и соединения, береговые войска, ВВС и ПВО, а также объединенные органы всестороннего обеспечения. Цель его развития – сохранить способность решения свойственных флоту задач по обеспечению военной безопасности государства, защите государственных интересов Российской Федерации. Основу береговых войск Балтийского флота будут составлять мобильные подразделения постоянной готовности, способные самостоятельно решать поставленные перед ними боевые задачи на своих направлениях. В ответ на новые вызовы предусматривается развертывание новых видов вооружения и военной техники, в частности высокоточных ракетных комплексов.
– Осенью 2008 года проводилось несколько масштабных учений. Какие уроки извлечены из этих учений и будут ли они повторяться?
– В течение 2008 года было проведено более 50 мероприятий оперативной подготовки с органами военного управления и объединениями оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического масштаба. Наиболее значимым из них являлись мероприятия, проведенные осенью в рамках стратегического командно-штабного учения «Стабильность-2008». Они способствовали обеспечению геополитических интересов Российской Федерации военными средствами и продемонстрировали готовность Вооруженных сил к отражению возможной агрессии против Российской Федерации на всех стратегических направлениях и вызвали широкий резонанс в мире, что в связи с событиями в Грузии было весьма своевременно.
Все органы военного управления, участвовавшие в учении, получили практику в планировании применения войск (сил), управлении ими в ходе военных действий в военных конфликтах различного уровня, в том числе при переходе к применению ядерного оружия. Реально были осуществлены пуски межконтинентальных баллистических ракет РВСН и РПЛСН ВМФ, крылатых ракет воздушного базирования со стратегических бомбардировщиков ВВС...
...Кроме того, в качестве завершающего этапа проводимого в Вооруженных силах эксперимента по совершенствованию системы управления под руководством начальника Генерального штаба ВС было организовано стратегическое командно-штабное учение «Восток-2008». В те же сроки для осуществления сравнительного анализа проводилось командно-штабное учение «Центр-2008», на котором управление Приволжско-Уральского военного округа отрабатывало вопросы планирования применения межвидовой группировки войск в роли оперативно-стратегического командования. Результаты учений были подробно проанализированы и позволили сделать вывод о целесообразности проработки вопроса о создании на базе управлений военных округов оперативно-стратегических командований.
Сопоставляя результаты оперативной и боевой подготовки войск с опытом военных конфликтов последних лет, в том числе с опытом боевых действий наших войск в Южной Осетии, нельзя не видеть определенного разрыва теории с практикой, несоответствия между словами о необходимости учить войска тому, что необходимо на войне, и реальным положением дел. Исходя из этого, оперативную и боевую подготовку Вооруженных сил необходимо выводить на качественно новый уровень. Направленность этой работы нами определена: это курс на привитие всему руководящему составу Вооруженных сил, органам военного управления твердых навыков в тщательной организации боевых действий в короткие сроки; максимальное приближение подготовки органов военного управления к условиям современных войн и вооруженных конфликтов; резкое повышение требовательности, решительное преодоление формализма, послаблений, упрощенчества, парадно-показной стороны в обучении; максимальное усложнение обстановки. Пора прекратить подготовку войск к войнам прошлого, надо учить их вести войну с сильным, технически оснащенным противником с учетом всего нового, что появляется в военной теории. Последнее особенно актуально в связи с переходом к новому облику Вооруженных сил.
Учитывая положительный опыт проведения учения «Стабильность-2008», для решения стоящих перед нами задач по подготовке Вооруженных сил в 2009 году будет продолжена практика проведения масштабных мероприятий. Наиболее значимым мероприятием года станет стратегическое учение «Осень-2009», которое по аналогии с учением «Стабильность-2008» будет включать комплекс оперативно-стратегических, оперативных и командно-штабных учений различного масштаба, объединенных единым замыслом и проводимых в течение сентября в Западном регионе России. Важнейшее из них – оперативно-стратегическое учение «Запад-2009». Оно проводится совместно с вооруженными силами Республики Беларусь.
– Какие важнейшие выводы для Вооруженных сил РФ из конфликта в Грузии?
– Проведенная Вооруженными силами России операция по принуждению Грузии к миру стала в определенной степени проверкой их способности и возможности практически выполнять задачи по обеспечению национальных интересов Российской Федерации и поддержанию геополитической стабильности в одном из важнейших регионов мира. Итоги операции были детально проанализированы Генеральным штабом и руководством Министерства обороны в целом. Основными выводами, точнее сказать, основными направлениями дальнейшей работы по приданию Вооруженным силам современных параметров определены:
– совершенствование организационно-штатной структуры:
с этой целью предусматривается перевести все боевые соединения и воинские части в категорию постоянной готовности. При этом сохранить установленную общую численность Вооруженных сил. Завершить процесс перехода на контрактный и смешанный принцип комплектования личным составом;
– оптимизация системы базирования войск (сил) с целью создания необходимых условий для эффективного решения боевых задач и обеспечения жизнедеятельности;
– техническое переоснащение войск (сил) общего назначения через реализацию соответствующих программ вооружения и оснащения войск и сил современными образцами вооружения и военной техники.
Также нами реализуются новые подходы к организации оперативной и боевой подготовки применительно к региональным угрозам безопасности Российской Федерации.