0
4530
Газета Армии Интернет-версия

13.03.2009 00:00:00

Военная реформа без цели и смысла

Алексей Портанский

Об авторе: Алексей Портанский - ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ ВШЭ.

Тэги: минобороны, армия, реформа


минобороны, армия, реформа Реформа невозможна без современного вооружения.
Фото Виктора Литовкина

В последнее время вновь много говорят о реформах в армии. В первой половине февраля начальник Генерального штаба ВС генерал армии Николай Макаров выступил в Госдуме, а затем там же состоялся «правительственный час», посвященный реформированию Вооруженных сил РФ. Разговор министра обороны Анатолия Сердюкова с депутатами прошел в закрытом режиме.

Немногим более четырех лет назад, в ноябре 2004 года, тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов объявил о завершении военной реформы. Если это так, то не слишком ли часто у нас проводится военная реформа?

Скажем сразу: ни в 2004-м, ни в начале 1990-х годов никакой военной реформы в стране не проводилось. Были попытки реформирования вооруженных сил, которые местами дали какие-то результаты. Однако ни одна из предпринятых в истории современной России попыток перемен в армии не имела ничего общего с тем, что принято называть военной реформой.

Кто-то наверняка захочет враз снять проблему, предложив не заморачиваться относительно терминологии: подумаешь, реформа армии, реформа вооруженных сил, военная реформа и тому подобное!

К сожалению, именно так думают не только обыватели, но и многие политики, журналисты, военные. На самом же деле разница в терминах здесь абсолютно принципиальна, ибо за ними стоит конкретное содержание. «Военная реформа» – понятие всеобъемлющее, в то время как «реформа вооруженных сил» является лишь частью первой. Военную реформу никогда не проводит и не может провести лишь военное ведомство. Ею занимается государство в целом: в подготовку и реализацию реформы должны быть вовлечены соответствующие министерства и ведомства, а также общественные организации, например Комитет солдатских матерей. Военная реформа – мероприятие, по масштабности сравнимое разве что с пятилетними планами развития народного хозяйства в советскую эпоху. При этом широкая гласность и общественная поддержка абсолютно необходимы для ее успеха. Режимы «закрытых думских заседаний» здесь неуместны.

Некоторые из бывших министров обороны полагали, что именно они являлись центральными фигурами в военном реформировании, понимая его в довольно суженном плане. Так, Павел Грачев был убежден, что военная реформа должна сводиться к достаточному финансированию и к укомплектованию войск до штатной численности. Запомнилась его крылатая фраза: «Не мешайте мне реформировать армию». Еще более глубокое непонимание сути военной реформы обнаружил бывший глава Минобороны Сергей Иванов, скоропалительно отрапортовав о ее завершении.

В истории нашего государства было не так много преобразований в сфере военного строительства, которые вправе называться военными реформами. Среди них – военные реформы Петра I, Александра II, а также реформа 1924–1925 годов после Гражданской войны.

Понятно, что для проведения военной реформы нужен серьезный повод или толчок. Во второй половине XIX века таким толчком явилось поражение России в Крымской войне. Нужен также экономический подъем в стране. В упомянутый период он был. Была и необходимая широкая общественная поддержка. При Александре II молодые люди из родовитых дворянских семей не считали зазорным пойти служить нижними чинами, чтобы затем, как правило, поступить на гражданскую службу. Положительно отнеслись в обществе и к созданию системы военных округов (уцелевшей до наших дней), и к преобразованию закрытых кадетских корпусов в демократические военные гимназии. Эти два фактора – общественное признание и финансовая достаточность – обеспечили успех военной реформы второй половины XIX века.

Военная реформа 1925 года, связанная с именем Михаила Фрунзе, также проводилась в обстановке оживления экономики, вызванной нэпом. И общественный энтузиазм, несмотря на жестокость строя, присутствовал в те времена – достаточно вспомнить популярные тогда лозунги «Молодежь – в авиацию», «Молодежь – на флот». Больше «эпохальных» военных реформ в российской истории не было. Однако в ХХ веке было немало примеров военных реформ в других странах. После окончания вьетнамской войны США смогли глубоко проанализировать ее тяжелые уроки и начать крупнейшую в истории страны военную реформу, которая была успешно реализована.

У современной России с момента провозглашения независимости появился серьезнейший императив для проведения не менее масштабной и глубокой военной реформы. Он был обусловлен прежде всего изменением самой природы государства, а также опытом войны в Афганистане. Затем к этому императиву добавились уроки двух чеченских войн, и теперь вот – уроки вооруженного конфликта на Кавказе в августе 2008 года. Иными словами, нужда в военной реформе назрела и перезрела давно, а ее так и нет. Неужели не было хотя бы попыток в этом направлении? Попытки были.

Еще до распада СССР в конце 80-х годов прошлого века Михаил Сергеевич Горбачев поручил группе видных экспертов подготовить концепцию военной реформы. По свидетельству одного из них, речь шла действительно о разработке полномасштабной военной реформы. К сожалению, та горбачевская военная реформа так и не была подготовлена. Во-первых, страна не располагала необходимыми финансовыми возможностями. Во-вторых, самой страны вскоре не стало. К руководству новой России пришли другие люди. Опыт и знания экспертов, занимавшихся проблемой совсем недавно при Горбачеве, не был востребован. У новой команды были свои представления о военной реформе, точнее сказать, их не было вовсе, если строго придерживаться понятия «военная реформа». Вместо этого были амбиции и фрагментарный подход к нуждам военного строительства. Собственно в той же парадигме мы живем по сей день.

В начале 2003 года Совет по национальной стратегии подготовил концепцию самостоятельного федерального органа в ранге министерства или госкомитета, который должен был эксклюзивно заниматься военной реформой или, точнее, созданием новой российской армии. Но, похоже, об этом быстро забыли.

Разумеется, сказать, что в рамках военной реформы ничего не происходит вообще, было бы неверно. В марте 2008 года утверждена «Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года». Обществу рассказали о новом облике армии, который предусматривает перевооружение ВС и создание мобильных частей постоянной боевой готовности. Генералов вместо 1100 останется около 900. Прапорщиков и мичманов не будет вообще. На базе 65 военных вузов появится 10 учебных центров, впервые в истории Минобороны РФ были проведены открытые аукционы по продаже недвижимого имущества оборонного ведомства и т.д. Все это скорее всего логично и правильно, однако это опять не военная реформа, а в лучшем случае лишь ее часть.

В том, что происходит сейчас в армии, не могут разобраться даже крупные в недавнем прошлом военачальники. Так, бывший главнокомандующий ВВС России Петр Дейнекин в одном из интервью прямо заявил: «Мне непонятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идет келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия».

Военную реформу невозможно проводить, не ответив на ряд ключевых вопросов:

– Кто наш будущий вероятный противник: международный терроризм или все-таки Запад?

– Где находятся наиболее вероятные театры военных действий?

– Для ведения каких войн мы реформируем армию: локальных, региональных, глобальных?

Это самые естественные базовые вопросы, на которые имелись ответы и у Петра I, и у Александра II, и у большевиков после Гражданской войны. Но сегодня, похоже, ясных ответов на эти вопросы нет. Хуже того, появляется ощущение явных противоречий в документах и высказываниях отдельных политиков относительно того, против кого должна быть направлена в будущем военная мощь России. Достаточно хотя бы сопоставить явный антиамериканизм внешнеполитического раздела первого ежегодного обращения, с которым президент Дмитрий Медведев выступил в Федеральном собрании на следующий день после президентских выборов в США, с его же откровенно проамериканской речью, произнесенной вскоре (в ноябре 2008 года) в Вашингтоне в рамках саммита G20. Кстати, положения этой речи, по сути, перечеркивали основополагающие тезисы знаменитой речи Владимира Путина в Мюнхене в начале 2007 года.

Не потому ли обсуждения реформ в армии у нас происходят зачастую втайне не только от общества, но и от самих военных, что нет ответов на главные вопросы?

Не ответив самим себе на поставленные принципиальные вопросы, мы не сможем определить, чем вооружать нашу армию и как выстраивать ее структуру. Надо ли строить авианосцы и производить новые поколения баллистических ракет или все-таки срочно модернизировать вооружение нашего мотострелка и десантника, повышая их эффективность и живучесть в бою? Недавний конфликт на Кавказе однозначно подсказывает выбор не в пользу авианосцев и тяжелых бомбардировщиков.

Рано или поздно, но проводить настоящую полномасштабную военную реформу в России придется. Лучше раньше, ибо откладывать ее становится просто опасным для страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1968
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1733
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1934
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1637

Другие новости