0
1948
Газета Армии Интернет-версия

07.08.2009 00:00:00

Линия Мажино для Центральной Азии

Тэги: туркмения, база


туркмения, база Президент Киргизии Курманбек Бакиев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Известие о том, что президенты Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев во время недавнего саммита ОБКБ договорились создать на юге Киргизии вторую российскую военную базу, конечно, не могло остаться без внимания экспертного сообщества и у нас в стране, и за ее пределами. При этом нередко высказывается предположение, что планы России увеличить свое военное присутствие в Центральной Азии скорее всего объясняются не столько намерением укрепить оборону СНГ, сколько желанием Москвы продемонстрировать сохранение монопольного влияния на регион. Особенно на фоне усиливающегося здесь американского присутствия.

Новый объект станет частью объединенной группировки ВС РФ, к которой будут относиться также авиабаза в Канте, узел связи российского флота «Марево» в Чуйской области, испытательный центр военно-морской техники на озере Иссык-Куль, – хотя сообщается, что новая база будет функционировать под флагом Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

Впрочем, есть и иные мнения. «Создание военного объекта на юге Киргизии отвечает интересам Бишкека, поскольку предполагает вложение российских инвестиций в развитие инфраструктуры области», – сказал «НВО» президент Ассоциации политологов Киргизии Нур Омаров. Киргизское руководство предлагает для размещения российских военных Баткен, аргументируя это тем, что именно Баткен в 1999 и 2000 годах подвергся нападению боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которые пытались прорваться на территорию Узбекистана для создания там исламского халифата. По мнению Омарова, «создание еще одного военного объекта – это политический шаг».

Однако Москва выбрала город Ош. Поскольку, по словам руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, только в Оше есть готовая инфраструктура для развертывания полноценной российской базы. Это и аэропорт, и бывший военный городок пограничных войск СССР (в нем в прошлом находилась учебная часть для подготовки стражей советских рубежей), и строения в Западном микрорайоне города, в которых когда-то дислоцировались кадрированные части Советской армии (здесь можно разместить танки и другую бронетехнику). Это также хорошие полигоны, причем они имеются не только в Оше. «Фактически в случае появления российской базы в Оше будет создана сплошная линия безопасности для стран ОДКБ – от российского Алтая до Туркмении», – сказал Собянин.

Первейшая задача базы в Оше, отметил он, – обеспечить круглогодичный канал поставки грузов и снаряжения для 201-й российской базы в Таджикистане. «Сегодня жизнь российских военных в Таджикистане полностью зависит как от доброй воли президента Каримова, так и, более объективно, от отсутствия или наличия исламистской угрозы в узбекских и таджикских областях региона. В случае дестабилизации в этих областях Россия не сможет обеспечить надежность поставок и боеспособность 201-й базы в Таджикистане, а также безопасность оптико-электронного узла системы контроля космического пространства «Нурек». Автодорожный путь из Южной Сибири через Восточный Казахстан и Северную Киргизию снял бы риски для сотрудников Минобороны России в Таджикистане», – сказал Собянин.

Вторая угроза, которую снимает база в Оше, по мнению эксперта, – это американская деятельность, направленная на создание независимого Исмаилитского государства, включающего территорию таджикского и афганского Бадахшанов, а также, возможно, небольшие участки соседних территорий Китая и Пакистана. Напомним, что духовный лидер исмаилитов принц Ага Хан IV основал Университет Центральной Азии с отделениями в таджикском Хороге, киргизском Оше и южной казахской столице Алма-Ате.

Для России актуальная еще одна проблема – наркотрафик из Афганистана. Без базы в Оше обеспечить возведение надежного заслона от торговцев белой смертью невозможно. Дело в том, что «Памирский тракт» из Оша в бадахшанский Хорог – это надежная полноценная автодорога. Учитывая, что инфильтрация боевиков и мусульманских проповедников происходит где-то в районе Калаи-Хумба, трасса Душанбе–Хорог всегда будет находиться под угрозой блокирования. Совместная работа российских пограничников и сотрудников ФСКН в Южной Киргизии и Таджикистане позволила бы впервые поставить вопрос о прекращении или минимизации наркотрафика из Афганистана в Россию. Для этого нужно разместить наших военных в Алайской долине на Памире, что невозможно без базы в Оше.

В свою очередь, эксперт по вопросам национальной и региональной безопасности Леонид Бондарец из Бишкека считает, что создание базы в Киргизии «выгодно для России. Она сможет предупредить угрозу проникновения боевиков вдали от своих рубежей. Это намного выгоднее, чем потом воевать с бандитами у своих границ».

Правда, создание новой военной структуры потребует от России немалых вложений, эксперты говорят как минимум о 250 млн. долл.

Между тем 3 августа МИД Узбекистана распространил сообщение, в котором говорится о нецелесообразности размещения на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил. «Реализация подобных проектов на достаточно сложной и труднопредсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик (Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. – «НВО»), может дать импульс для усиления процессов милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний», – говорится в сообщении. При этом Ташкент опасается новых «выступлений радикальных экстремистских сил, которые могут привести к серьезной дестабилизации обстановки в регионе».

На экспертном уровне в Ташкенте говорят и о других рисках. В частности, у Узбекистана существуют территориальные споры с соседями, а также нерешенные водные проблемы. Ташкент опасается, что в случае возникновения каких-либо конфликтов между ним и Бишкеком или Душанбе последние могут быть задействовать силы КСОР, находящиеся в Киргизии.

Правда, политолог, экс-советник президента Узбекистана Рафик Сайфуллин объяснил заявление Ташкента всего лишь «политической несогласованностью». «Такие вопросы необходимо согласовывать. Мнение Узбекистана при разработке подобных планов неплохо было бы учитывать», – сказал Сайфуллин. По его словам, размещение одного батальона на юге Киргизии с военной точки зрения нецелесообразно. «Россия застолбила площадку якобы для одного батальона», однако сохранится ли этот формат в будущем или будет расширен, неизвестно, отметил эксперт.

А вот завотделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что демарш Ташкента послужит сигналом для США и ЕС о возможной смене внешнеполитического курса Узбекистана. Не исключено, что он приостановит свое членство в структурах политического, экономического и военно-технического характера в рамках СНГ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Суды не наблюдают малозначительных преступлений

Екатерина Трифонова

Кассационная инстанция разбирается с приговорами за кражу сена и старой плитки

0
695
ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти

ОПЕК+ готовится продлить ограничения по добыче нефти

Ольга Соловьева

Ослабление контроля над добычей обвалит цену барреля черного золота

0
752
Первые решения Трампа американцам понравились

Первые решения Трампа американцам понравились

Геннадий Петров

Судя по опросам, политик стал более популярен, чем до избрания президентом

0
1014
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
914

Другие новости