С 28 ноября, как сообщил «НВО» источник в Службе расквартирования и обустройства (СРО) МО, ее начальник генерал-полковник Владимир Филиппов, имеющий статус заместителя министра обороны, проходит медицинское обследование на военно-врачебной комиссии. Обычно офицеры всех рангов направляются туда перед увольнением из Вооруженных сил.
НЕТ ДЫМА БЕЗ ОГНЯ
Правда, 30 ноября некоторые информагентства поведали о том, что генералу недавно было объявлено полное служебное несоответствие. Согласно публикациям в РВК daily и ряде других СМИ, Владимир Филиппов отстранен от должности президентским указом. Хотя слухи об этом циркулируют уже не первую неделю, пресс-служба Минобороны, как всегда, никак на них реагировать не пожелала.
Обозреватель «НВО» смог лишь узнать от ее сотрудников, что никакими данными об увольнении генерала Филиппова они не располагают, и выслушать совет обратиться к коллегам из администрации президента. А в пресс-службе АП порекомендовали поискать указ на сайте главы Российского государства, поскольку открытые документы за подписью Дмитрия Медведева попадают в Интернет в реальном масштабе времени. Однако найти указ, касающийся судьбы замминистра обороны, так и не удалось.
Но судя по всему (так уж повелось в щекотливых делах военного ведомства), нет дыма без огня – сначала слухи, а потом событие оказывается свершившимся.
ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ
Обязанности главного квартирного начальника Министерства обороны генерал-полковник Филиппов выполнял всего полтора года. По служебно-бюрократическим меркам он только вошел в должность, понял все причинно-следственные связи на своем участке работы, изучил людей и должен был бы представить первые серьезные результаты своей деятельности. Тем более что сменил на занимаемом посту генерала Власова, который покончил жизнь самоубийством после претензий, высказанных в его адрес руководителем МО Анатолием Сердюковым.
Служба расквартирования и обустройства Минобороны разруливает огромные финансовые и материальные средства, что в условиях неотлаженной рыночной экономики создает предпосылки для злоупотреблений в немалых масштабах. Однако сор из избы не выносился, коррупционные дела удавалось без особого шума замять, а виновников по-тихому отлучать от кормушки.
Назначение главой службы генерала, никак с ней не связанного (он выходец из химвойск), должно было поспособствовать нормализации ситуации. Президент дал слово, что в 2010 году постоянное жилье предоставят всем имеющим на него право офицерам. А к 2012 году всех нуждающихся обеспечат служебными квартирами. По словам Главковерха, после этого будут приняты все необходимые меры для решения жилищного вопроса контрактников.
Предстояла огромная работа, дабы в ближайшие два года почти 100 тыс. военнослужащих наконец-то обрели крышу над головой. Кроме того, требовалось развивать сеть служебного жилья. Государство отпускало на эти цели невиданные суммы. Последняя добавка от правительства – полтора миллиарда рублей к десяткам миллиардов уже выделенных.
Вполне вероятная грядущая отставка замминистра обороны свидетельствует, что руководство страны крайне недовольно выполнением военной жилищной программы. В этом году планировалось предоставить квартиры 45 тысячам увольняемым в ходе реформы офицерам. По последним данным, намеченное удалось выполнить менее чем на 50%. За оставшийся до наступления нового года месяц этот показатель вряд ли существенно изменится. А уже в следующем году жилье обещано еще такому же количеству офицеров. Серьезный срыв на одном из магистральных направлений военного реформирования более чем очевиден. И виновный найден.
ТУПИКОВАЯ ПРОБЛЕМА
Но проблема по-прежнему остается такой же острой. Один из источников «НВО» в Министерстве обороны сообщил, что до сих пор «своей, личной крыши над головой не имеют и те офицеры, которые давно должны были ее получить». До конца этого года только из ВМФ будут уволены 12 тыс. офицеров и мичманов. А вот квартир для их расселения выделено только две тысячи.
Аналогичные трудности испытывают и десантники. В ноябре группа офицеров штаба ВДВ даже написала письмо Дмитрию Медведеву. В соответствии с российским законодательством офицеры, подлежащие сокращению, не могут быть уволены без предоставления жилья. «Известен такой факт: Минобороны уже реализовало земли, на которых дислоцировались сокращенные десантные подразделения, и обещало на вырученные деньги купить квартиры для ставших ненужными бойцов», – заявил специалист.
По словам источника, в офицерской среде продолжает расти социальный протест: «Начальство все время утверждает, что военным регулярно выделяется жилье. А на деле как не было у них квартир, так и нет до сих пор, и они с детьми, женами и всем скарбом мотаются по съемным квартирам или живут у родителей в хрущевках.
Один из чиновников Службы расквартирования и обустройства на условиях анонимности подтвердил слова своего коллеги. Он рассказал «НВО», что к отстранению Владимира Филиппова от должности как раз и привела его некомпетентность, допущенные им очевидные просчеты в обеспечении военнослужащих квартирами. Но, по словам собеседника, непрофессионализм в жилищной сфере является «не виной, а бедой» генерала. При этом Филиппов проводил не совсем правильную кадровую политику и изгнал из СРО многих профессионалов.
Источник отметил, что генерал практически развалил накопительно-ипотечную систему (НИС), которая начала действовать в 2004 году и «хотя медленно, но верно набирала обороты».
Далее собеседник пояснил: «Первый руководитель Федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГУ «Росвоенжилье»), созданного по указу Владимира Путина в конце 2005 года, генерал-майор Александр Рыльский очень многое сделал, чтобы повысить эффективность такого способа приобретения квартир военнослужащими и его привлекательность для офицерского состава. Даже несколько раз не ходил в очередной отпуск. И смог добиться определенных успехов. По нашим подсчетам, на июль этого года в НИС участвует около 100 тысяч военнослужащих. Ежегодно их число пополняется на 20–25 тысяч человек.
В настоящее время в МО на реализации находится более 7 тысяч государственных жилищных сертификатов (ГСЖ). По данным на август 2009 года, с помощью ГЖС квартиры приобрели более 2 тысяч военнослужащих. Всего в 2008–2009 годах с помощью этого механизма уволенные военнослужащие и гражданские лица, переселяемые из закрытых военных городков, купили более 9 тысяч квартир.
Четыре месяца назад в соответствии с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в рамках военной реформы Филиппов отправил генерала Рыльского в отставку. Тем не менее планировалось, что он в качестве гражданского специалиста останется в своем кресле. Однако начальник СРО не порекомендовал его на эту должность, и вот уже четыре месяца Росвоенжилье работает без руководителя.
Не получает НИС и достаточного финансирования. В 2009 году вместо запланированных 18 миллиардов рублей на военную ипотеку государство выделило всего 13 миллиардов.
Сам Филиппов практически ничего не делал в этом направлении. Не инициировал совершенствование законодательной базы НИС, не решал кадровые вопросы и т.д. Более того, сотрудники службы по указаниям Филиппова привлекались к решению задач, никак не связанных с их основной деятельностью».
Источник также сказал, что существует директива министра обороны о передаче СРО в Департамент имущественных отношений МО. Однако из нее исключено Росвоенжилье. «Планируется, что НИС должна удовлетворять требованиям всех силовых ведомств. Однако пока никто не знает, как это сделать наиболее оптимальным образом», – объяснил собеседник.
После отставки группы генералов и офицеров, ответственных за трагедию на складе боеприпасов в Ульяновске, отношения Верховного главнокомандующего с руководством Вооруженных сил, видимо, начинают входить в фазу жесткого спроса. Это, с одной стороны, должно послужить мобилизации военачальников на выполнение планов, связанных с приданием армии и флоту нового облика, а с другой – изменить негативные настроения в среде реформируемых войск.
В целом же, поскольку в ход пошли самые суровые меры дисциплинарного воздействия на генералов, происходящее демонстрирует определенную растерянность высших эшелонов российской власти перед заторами военного строительства, образовавшимися, как и предрекали аналитики, из-за того, что воплощаемый в жизнь план преобразований ВС не был должным образом просчитан.
Наказание же «генерала-стрелочника» говорит лишь о том, что решение жилищной проблемы военных зашло в тупик.