Законотворческая деятельность Анатолия Сердюкова и его подчиненных не встречает понимание у общественности.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Законодательное обеспечение приданию армии нового облика значительно отстает от намеченных ранее темпов и планов. Как сообщают источники «НВО» в Совете Федерации, одна из проблем – затягивание подготовки проектов двух важных федеральных законов в сфере обороны и безопасности страны – «О воинской обязанности граждан Российской Федерации» и «О военной службе в Российской Федерации в добровольном порядке (по контракту)».
Эти документы, которые должны заменить ныне действующие федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащего», должны были быть обсуждены законодателями страны и подписаны президентом Дмитрием Медведевым еще в 2009 году. Однако правительственная комиссия по законопроектной деятельности в конце 2009 года проекты этих законов отклонила и отправила на доработку в Минобороны, где документы при участии экспертов и специалистов Госдумы готовились.
Как рассказал «НВО» полковник юстиции запаса, доктор юридических наук Виктор Карякин, который ранее принимал участие в разработке вышеназванных документов, у Минобороны появились оппоненты. По его словам, «руководство почти всех силовых структур страны не согласно с предложением военного ведомства исключить из закона о военной службе воинские звания «прапорщик» и «старший прапорщик». Озабочены в силовых министерствах и ведомствах и некоторыми подходами Минобороны в сфере социального обеспечения военных. Так, ведомство в новых законопроектах предлагает исключить такую норму, как запрет на увольнение имеющего право на льготы военнослужащего без предоставления ему жилья.
Мол, обеспечиваться бездомный офицер положенной ему квартирой должен уже после увольнения его в запас. При этом Минобороны ввело в проект закона поправку, при которой уволенный в запас военнослужащий должен освободить занимаемое им служебное жилье. То есть получается, отслужил офицер или сержант-контрактник 20–25 лет, и его можно спокойно выкинуть на улицу.
Виктор Карякин подчеркнул, что в проектах новых законов в основном оставлены все льготы военнослужащим, которые были прописаны в Законе «О статусе военнослужащего». Однако обещаемого законодателями и некоторыми правительственными чиновниками возврата былых льгот для ветеранов военной службы в документах не предусмотрено.
Между тем источник в Совете Федерации заявил «НВО», что задержка с принятием вышеназванных законов объясняется не только тем, что силовые структуры страны не могут найти консенсус при рассмотрении подготовленных ведомством Анатолия Сердюкова законопроектов. После прозвучавшего минувшей осенью в Послании президента Федеральному собранию наказа о реформировании денежного довольствия военнослужащих в проекте закона о военной службе «льготы для военнослужащих прописываются в новой редакции, чего не было на ранней стадии рассмотрения документов». Источник не исключает, что в связи с планируемым резким увеличением денежных окладов военнослужащих в 2012 году «для военнослужащих ряд льгот будет оптимизирован, то есть урезан». Скажем, в околоправительственных кругах ходят упорные слухи о том, что военные пенсионеры, пенсии которых также, возможно, резко возрастут в 2012 году, больше не будут обслуживаться в военных поликлиниках и им будет отменено льготное лечение в военных санаториях. Возможно, что вся система военных санаториев будет упразднена и они как высвобождаемое военное имущество пойдут с молотка. Пока это только слухи. Но источники в МВД и ФСБ утверждают, что руководство Минобороны именно так ставит вопрос, но в этих ведомствах с этим категорически не согласны. «Высококвалифицированная ведомственная медицина, учреждения реабилитации и отдыха остаются важным стимулом для военной службы, особенно в таких структурах, как ФСО, ФСБ, внутренние войска МВД РФ», – утверждают они.
Сюрпризы в подготовленных в Минобороны законопроектах есть и для правозащитных организаций страны. Скажем, не сулит ничего хорошего для желающего уклониться от службы в армии и проект закона о воинской обязанности. В документе предлагается значительно усилить ответственность за различного рода уклонения от призыва.
Член президиума общественного совета при Минобороны, глава Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил Александр Каньшин заявил «НВО», что он и абсолютное большинство независимых экспертов в сфере обороны и безопасности не согласны с существующей в России системой подготовки и выработки законов военно-тематической направленности. «Мы не раз предлагали руководству страны подготовить и принять закон об общественном контроле за силовыми ведомствами страны». Институты гражданского общества, армейская общественность, по его словам, должны принимать участие в законотворческой и законодательной деятельности. Вносить свои предложения, делать экспертизу законопроектов. «Однако на деле такая деятельность дана на откуп правительственным и военным чиновникам», – считает Каньшин.