В каждом транспортно-пусковом контейнере "прячутся" четыре зенитных управляемых ракеты.
Фото Юлия Эстинко
В Правительстве России рассматриваются основные параметры Государственной программы вооружений на 2011–2020 годы. При этом в соответствии с планом развития и формирования нового облика Вооруженных сил основное внимание будет уделяться наряду с ядерными силами сдерживания, космической и противовоздушной обороне. А в Военно-воздушных силах на сегодняшний день уже утверждена и реализуется концепция единой системы зенитного ракетного оружия, основу которой составят те из них, которые способны поражать не только высокоскоростные объекты тактического назначения, но и так называемые перспективные цели, в том числе гиперзвуковые летательные объекты. Предполагается, что основой ПВО станут зенитно-ракетные системы С-400 и С-500.
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ни простой любитель лыжных прогулок, ни даже подготовленный иностранный разведчик вряд ли способны с первого раза догадаться, что в этом заснеженном лесном массиве в окрестностях подмосковной Электростали скрывается едва ли не самый главный рубеж противовоздушной обороны Москвы. Но именно здесь расположен гвардейский зенитный ракетный полк, на вооружении которого стоят самые современные ЗРС С-400 «Триумф». C их появлением в Главном командовании Военно-воздушных сил было заявлено о выходе войск противовоздушной обороны на качественно новый уровень развития – воздушно-космическую оборону. Первопроходцем в освоении космического пространства стало вновь созданное на базе Командования специального назначения (а еще ранее Московского округа ПВО) Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (ОСК ВКО), которое возглавил генерал-майор Леонид Тишкевич.
Позиции пусковых установок укрыты от чужого глаза за обвалованными участками и деревьями. Из нескольких десятков журналистов, приехавших в гости к зенитчикам, лишь двое смогли не без труда отыскать всего одну. Остальные довольствовались представленными на полковом плацу еще одной такой же пусковой, всевысотным обнаружителем, радиолокатором подсвета и наведения, пунктом боевого управления, установленными на шасси многотонных тягачей. На фоне свежего снега и ярко-голубого неба вся эта мощь смотрелась более чем эффектно.
По словам командира гвардии полковника Валерия Филиппова, главная задача зенитного ракетного полка – «обеспечение прикрытия объектов государственного и экономического значения, а также контроль воздушного пространства над Центральным промышленным районом». А реальные действия отрабатываются в ходе контрольных стрельб на полигоне Ашулук. Последние прошли в сентябре 2009 года. Отстрелялись зенитчики на «отлично».
А еще за плечами у них – совершение марша из одного позиционного района в другой, показ техники на авиабазе Кубинка для Верховного главнокомандующего президента России Дмитрия Медведева, сбор командиров дивизионов. В скором времени ожидается постановка на боевое дежурство еще одного зенитного ракетного дивизиона, оснащенного ЗРС С-400.
Гвардейцы продемонстрировали действия на марше, а также показали работу боевого расчета по обнаружению и перехвату условного нарушителя воздушного пространства. В условиях имитации авиацией боевых действий (при реальных полетах самолетов) производятся обнаружение, определение параметров, захват и сопровождение цели и как апогей боевой работы – электронный пуск. Именно так организуются тренировки перед непосредственными пусками ракет. В реальной обстановке на полигоне расчеты поражают ракеты-мишени, имитирующей маловысотную баллистическую цель или цель с другими параметрами.
Обращаю внимание командира на то, что база у боевых машин отличается друг от друга.
– Минские четырехосные тягачи заменили брянскими, – поясняет Валерий Филиппов. – Пусковые установки куда легче радиолокационного комплекса обнаружения или всевысотной РЛС. И БАЗы для них куда предпочтительнее. Во-первых, дешевле, во-вторых, по проходимости и надежности ничем не уступают белорусским собратьям.
«Апгрейд» очень скоро коснется и собственно ЗРС. Как рассказали корреспонденту «НВО», в рамках модернизации на С-400 будут устанавливаться новейшие радиолокационные станции на основе активной фазированной решетки, работающей в X-диапазоне. Особенность этой станции в том, что приемный и передающий модули объединены в один блок, а на теле антенны их может быть несколько сотен штук. Подобные системы позволяют не только лучше обнаруживать воздушные цели, но и точнее определять их местоположение в пространстве.
Наследство ЗРС-300 «Фаворит» использовать можно. Но дальней ракеты у «Триумфа» до сих пор нет. |
КОЧЕГАРЫ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА
«Перспективное развитие оперативно-стратегического командования в системе воздушно-космической обороны государства должно привести к интеграции всех сил и средств ВКО, которые способны работать в воздушной и космической среде под единым управлением», – считает генерал-майор Леонид Тишкевич. По его словам, при этом оперативно-стратегическое командование сохранило за собой главную задачу по противовоздушной обороне города Москвы и охране воздушного пространства Центрального промышленного района. А это порядка 1,3 млн. квадратных километров, где на территории 23 регионов проживает до 30% населения страны.
В свою очередь, задачи по защите от ударов из космоса для войск противовоздушной обороны не являются принципиально новыми: еще в Советском Союзе в зоне ответственности ПВО страны находилось в том числе и космическое пространство. Существующая система управления противовоздушной обороны уже адаптирована к управлению силами и средствами, которые способны работать и отражать удары из космоса. Она и была в свое время создана именно для этого. На сегодняшний день эта система сохранена и корректируется на новых принципах, новой технике и новой элементной базе, уверяют представители ВВС и ОСК ВКО.
В этой связи совершенствуется триада основных сил и средств войск ПВО: системы разведки и локации, системы зенитной ракетной обороны и истребительно-авиационного прикрытия. На повестке дня – переоснащение зенитных ракетных частей на системы С-400 «Триумф». Правда, в этом году планируется ввод в строй только пяти дивизионов, о чем недавно заявил главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин (правда, он же позже признал, что этот процесс перенесен на более позднее время, что вызвано «не столько организационными, сколько техническими» причинами).
Ощутимо увеличен потенциал армейской, штурмовой и бомбардировочной авиации за счет поступления новой и модернизированной авиатехники. Радиотехнические войска переоснащаются новыми радиолокационными станциями «Гамма», «Каста», а также новейшими комплексами средств автоматизации «Фундамент». Да и боевой состав ОСК ВКО качественно изменился. Основу оперативно-стратегического командования составили бригады ВКО, что значительно повысило оперативность управления. Все полки зенитных ракетных и радиотехнических войск стали частями постоянной готовности.
Забот у командования полка, оснащенного ЗРС «Триумф», хватает. Кроме несения боевого дежурства военнослужащие полка готовятся к участию в Параде Победы на Красной площади, на его же базе проходит обучение и переподготовка тех коллег, которым не сегодня-завтра принимать на вооружение С-400. По словам командира, «школу» здесь прошел уже без малого полк (при этом часть специалистов приобретают опыт работы на новейшей системе в лабораториях и цехах разработчика и производителя – НПО «Алмаз-Антей»). Эти усилия командование старается не оставлять без внимания – все офицеры части попали в списки на поощрение премией в соответствии с приказом министра обороны № 400. В то же время, по нашей информации, другие полки бригады остались без вознаграждения – все отпущенные средства достались только «триумфаторам».
Есть и другие проблемы. Например, как рассказали в частной беседе военнослужащие, многих удивило недавно принятое решение руководства ВВС о сокращении штатной численности части, в результате которого почти «секвестированы» несколько десятков должностей офицеров и прапорщиков. «Какой умник додумался привести к «общему знаменателю» штаты полков «трехсоток» и «четырехсоток»? – удивляются они. – Уровень-то разный: «интеллект» и обслуживание С-400 требуют иных качественных и количественных подходов». Так что 100-процентная укомплектованность этой части постоянной готовности – вещь условная.
Что касается социалки, то тут есть свои плюсы и минусы. По словам Валерия Филиппова, все военнослужащие полка обеспечены служебным жильем. Достраивается, а вернее – уже дооборудуется, здание дежурной смены. Мне рассказывали, что совсем скоро там будет начинка экстра-класса вплоть до зимнего сада. Есть свой детский сад на 80 мест. Трудоустроены жены – Электросталь рядышком, да и до Москвы не так далеко. А вот с жилым городком, где живут «триумфаторы», не все ладно. Не так давно сократили взвод обслуживания во главе с прапорщиком. И в котельной, до сих пор работающей на угле, вахту несут... офицеры. Грузят тачки с антрацитом, машут лопатами у топки посменно, потому что иначе семьи банально вымерзнут. А использовать для этих целей солдат-срочников закон запрещает.
На ладан дышат и коммуникации, которые прокладывались здесь еще во времена всесильного Лаврентия Берии – отца-основателя противовоздушного щита столицы. Более чем за полвека водопроводные и канализационные трубы просто истлели, некоторые уже и латать страшно. Ситуация могла бы измениться, если бы те несколько домов, где живут зенитчики, перешли в ведение местных властей. Те готовы принять их на свой баланс, но в военных «верхах» этот вопрос почему-то тормозится...
У офицеров зенитного ракетного полка есть причины говорить не только о службе. |
ЧТО В АРСЕНАЛЕ?
На площадке показа техники представилась возможность задать вопросы начальнику главного штаба ВВС – первому заместителю главнокомандующего ВВС генерал-полковнику Вадиму Волковицкому. А спросить было о чем. Например, много было разговоров о ракетах для «Триумфа». Сомнения вызывали их надежность и некоторые тактико-технические характеристики. В конце минувшего года гендиректор Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли заявил: «Никогда не было никаких проблем с ракетой для С-400. В ноябре завершены предварительные испытания ракеты дальнего перехвата». При этом он напомнил, что «Триумф» предназначен для борьбы с летательными аппаратами, выполненными с использованием технологии Stealth, малоразмерными крылатыми ракетами, а также баллистическими ракетами, радиус действия которых не превышает 3,5 тыс. километров, а скорость полета – 4,8 километра в секунду. Он также уточнил, что работы по созданию вооружений для единой системы зенитной ракетной обороны России, основанной на ЗРС С-500, завершатся в 2015 году. К этому времени будут в том числе завершены работы по созданию самого комплекса С-500.
Генерал Волковицкий ушел от прямого ответа на вопрос, какая линейка ракет стоит на вооружении «Триумфа». Он заявил лишь, что она достаточна для решения стоящих перед ЗРС задач. То есть можно предположить, что речь идет о зенитных ракетах 48Н6Е и 48Н6Е2, а также 9М96Е и 9М96Е2. Две из них – наследство ЗРК С-300ПМУ, две другие обеспечивают поражение на средней дистанции. А вот дальней ракеты на вооружении как не было, так и нет. То, что пока обозначается в документах изделием 40Н6, до ума так и не доведено и все еще проходит испытания.
Глава Московского Центра стратегических оценок Александр Коновалов вообще убежден, что работы над ракетой для установки все еще продолжаются. Пока же на новые комплексы поставляются те же «снаряды», что и на старые. И радиус действия С-400 остается точно таким же, как и у его предшественника, хотя речь должна идти о ракетах средней дальности – дальнего действия (СД-ДД). То, что определенное лукавство имеет место, подтверждают и слова главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александра Зелина. Оценивая итоги испытаний системы С-400, проведенных на полигоне Ашулук (Астраханская область) в 2009 году, генерал сказал: «Несмотря на имевшиеся сложности (интересно, какие? – «НВО»), система успешно показала свои высокие возможности по уничтожению различных типов мишеней, в том числе имитирующих оперативно-тактические и тактические баллистические ракеты, а также крылатые ракеты. Поставленные задачи были успешно выполнены».
Вместе с тем, по его словам, те ТТХ, которые заложены в эту ЗРС, «пока еще недополучены». Поэтому, продолжил генерал, совместно с концерном ПВО «Алмаз-Антей» предстоит еще проделать большую работу, чтобы «необходимые результаты были достигнуты». Короче, с ракетой, а вернее сказать – ракетами, не все ладно.
Не удовлетворен Зелин и ходом разработки новейшей ЗРС С-500. «Как ведется разработка системы С-500, меня не устраивает. Хотелось бы, чтобы тот потенциал, который существует в концерне ПВО «Алмаз-Антей», был удвоен и даже утроен», – сказал главком.
ЗРС С-500, которая, как не раз озвучивалось, должна будет стать качественно новой системой, которая не является продолжением С-400, относится к новому поколению зенитных ракетных систем «земля-воздух». Как отмечают специалисты ВВС и ПВО, она будет представлять собой универсальную зенитную ракетную систему дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны ПРО и предназначаться для перехвата баллистических ракет с дальностью до 3,5 тыс. километров на средних и близких расстояниях, летящих со скоростью до пяти километров в секунду. Согласно заявленным характеристикам, С-500 научат обнаруживать и одновременно поражать до десяти сверхзвуковых целей. Радиус действия С-500 составит 600 километров.
Полков с такой системой ПВО России нужно много. Фото автора |
ЗАЩИТА ДОЛЖНА БЫТЬ НАДЕЖНОЙ
Машины совершили условный марш, сделав круг по лесной дороге, и вернулись на исходную. За несколько минут все средства системы вновь развернулись в боевое положение, опустив «лапы» и закружив антенный «хоровод». Над всем этим высилась передвижная вышка для антенного поста, похожая на исполинского монстра из какого-то фантастического фильма про трансформеров. Установленная на платформе, она способна подниматься на высоту до 40 метров, обеспечивая работу многофункциональной РЛС «Триумфа» практически в любых условиях и на любой, даже сильно пересеченной, местности.
Посещение гвардейского зенитного ракетного Краснознаменного полка вместо ответов родило кучу вопросов. Например, такой: где стоит на боевом дежурстве второй полк, оснащенный зенитными ракетными системами С-400 «Триумф», о котором говорил в своем докладе на расширенном заседании коллегии Минобороны Анатолий Сердюков? Или речь все-таки шла всего о двух дивизионах, развернутых под Москвой? Если дополнительные ЗРС все же развернуты на каких-то угрожаемых направлениях, то почему мы об этом не знаем?
О состоянии отечественной ПВО подробно рассказано в «НВО» № 6 (19–25 февраля) в материале заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина. Он убедительно доказывает, что темпы принятия на вооружение новых комплексов не удовлетворяют потребностям. Это действительно так. В год отечественная оборонка может выдать на-гора, по словам представителей «Алмаз-Антей», не более 30–35 комплектов ЗРС. Надо – в два-три раза больше. Потому что в прикрытии нуждается не только центр страны, но и другие промышленные центры, атомные, химические и военные объекты, гидроэлектростанции, узлы государственной связи, нефтяные и газовые магистрали, гигантские водохранилища и транспортные артерии. Чем и как это защищено?
В конце минувшего года начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров говорил, что Россия развернула зенитно-ракетные комплексы С-400 на Дальнем Востоке и планирует их использовать, чтобы обезопасить себя в связи с ракетными испытаниями КНДР. Но и тут, похоже, была применена «военная хитрость» – реально С-400 нет ни в каком другом регионе, кроме Подмосковья. Начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Волковицкий по этому поводу сказал, что дальневосточные рубежи прикрыты от возможных атак баллистических ракет малой дальности эффективными, но другими (!) средствами ПВО.
Но если бы это была единственная «дыра» в нашем «зонтике»! Бывший командующий войсками Командования специального назначения генерал-полковник Юрий Соловьев однажды рассказывал, что в былые годы система ПВО была построена по зонально-объектовому принципу. Подразделения радиотехнических войск (РТВ) обеспечивали сплошную систему предупреждения о полетах вероятного противника. Локаторы обнаружения были размещены даже на Земле Франца-Иосифа. После распада Советского Союза предполье обнаружения в Европе было потеряно. Сейчас вместо сплошного Россия имеет «очаговое» радиолокационное поле, «очаговое» зенитное ракетное прикрытие, «очаговое» истребительно-авиационное прикрытие. Войсками ПВО прикрыто лишь 50% нуждающихся в защите объектов.
И даже если возвращаться к зоне ответственности ОСК ВКО, то неплохо вспомнить, что в советские времена вокруг Москвы были созданы три пояса перехвата воздушных целей: на удалении 100, 50 км и собственно в небе над столицей. Критерий надежности в советские времена закладывался такой, что из 100 ракет на город при эшелонированной обороне могли упасть лишь от 2 до 4 ракет.
По мнению руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолия Цыганка, при сегодняшнем положении дел в ПВО/ПРО из 100 ракет город поразят от 85 до 90 ракет. Даже сотни ракет, которыми оснащена развернутая вокруг Москвы дивизия, входящая в состав армии РКО, проблемы не решают. Как утверждает эксперт, вся эта армада эффективна лишь при условии, что гипотетический враг не способен «ослепить» разнообразными помехами радиоэлектронные средства, не имеет преимущества в дальности действия своего вооружения. «Но такой радости никто и никогда не доставит нашим защитникам столицы. Положение усугубляется совершенно устаревшей системой управления войсками. Достаточно сказать, что пункты управления нынешних военных округов не имеют автоматизированных комплексов управления, космической системы разведки, функционирующей в реальном масштабе времени, работоспособной космической радионавигационной системы», – заключает он.
По словам замглавкома ВВС России по противовоздушной обороне генерал-лейтенанта Сергея Разыграева, «с некоторыми трудностями, конечно, но система ПВО России в настоящий момент – такой же сдерживающий фактор, каким является наличие у страны ядерного оружия, потому что те потери, которые может нанести наша система ПВО потенциальному противнику в случае развязывания агрессии против России, малыми не покажутся». Сказанному можно верить пока, увы, лишь отчасти – прочного и прикрывающего всю страну «зонтика» у России пока нет. Хотя на Западе наши усилия по техническому перевооружению системы ПВО/ПРО воспринимаются более чем серьезно. В официальном письме Сенату, которое представил заместитель председателя подкомитета по военно-воздушным силам США Джон Корнайн, говорится: только продолжив оснащать армию истребителями пятого поколения, США смогут обеспечить превосходство своих ВВС над силами потенциальных противников, что «особенно важно в условиях широкого распространения в мире новейших российских зенитных ракетных комплексов С-300 ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф», эффективно бороться с которыми смогут лишь F-22».
Правда, командир гвардейского зенитного ракетного Краснознаменного полка гвардии полковник Валерий Филиппов, не вдаваясь в детали, заметил по этому поводу: «Думаю, при случае мы сможем укротить любого «хищника»! Для удачной «охоты» у нас есть необходимый арсенал».
Хотелось бы верить...