Служба в израильской армии почетна, ответственна и предоставляет возможности для профессионального роста в будущем.
Фото Виктора Литовкина
Солдат солдату рознь и на Земле обетованной. Военнослужащим, в обязанность которым вменена работа за компьютерами, редко приходится орудовать лопатой или совершать многокилометровые марш-броски. И соответственно, кто призвался в боевые части, солдатского лиха испытывают по полной программе.
КОМПЬЮТЕРЩИКИ И ДОБРОВОЛЬЦЫ
В еврейском государстве самая высокая в мире мотивация призывников. Иными словами, от армейской службы отлынивает совсем немного молодежи, подлежащей призыву на срочную службу. Автору настоящей статьи приходилось встречаться даже с инвалидами детства, обившими не один чиновничий порог, чтобы получить разрешение надеть военную форму и встать в ряды ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля). Но это с одной стороны. С другой – и в ЦАХАЛе немало служивых устраивается на блатные места. В данном случае я имею в виду не откровенных уклонистов или сачков, а тех, кто после прохождения тиранута (курса молодого бойца) сразу же садится за армейские компьютеры. Опять же следует сделать оговорку: в элитные части ЦАХАЛа по блату попасть невозможно. Отбор туда начинается за полгода до призыва.
Для зачисления в спецназ Генерального штаба, спецназ «Дувдеван» («Вишенка»), «Шакед» («Орешек»), «Римон» («Граната»), в боевые разведывательные части «Тальпиот» («Сила»), бригаду «8200» необходимо пройти тест на физическую выносливость и получить высокий балл по итогам тестов, оценивающих интеллект. Например, чтобы попасть в бригаду морской разведки «Шаетет-13» («Эскадра-13»), надо пройти четыре тура, в каждом из которых отбирают по 20 человек из приблизительно 500 кандидатов.
Как ни странно может показаться для не знакомых с израильскими реалиями, основное условие получения привилегированного места службы для тех, кто о таком месте мечтает,– это город или даже район проживания.
Из военнослужащих, мобилизованных в разведывательные небоевые части в 2009 году, 52% жили в 15 городах, которые нельзя отнести ни к маленьким, ни к большим. Призывники из этих «средних» по количеству жителей и территории городов составляют в среднем 40% от мобилизованной молодежи. Однако в небоевой разведке им принадлежит абсолютное большинство. Показательно, что молодые люди из крупных городов (таких как Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа или Ришон Ле-Цион), а также киббуцов (поселков коммунарского типа) и мошавов (фермерских хозяйств) предпочитают служить в боевых частях. Службу в боевых частях добровольно выбирают 60% жителей периферии (в основном киббуцников и мошавников) и 30% жителей больших городов. Следует заметить, что не менее половины призывников, решивших связать свою срочную службу с боевыми частями, – выходцы из поселений в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан).
Полковник запаса Эяль Эфрати, прослуживший более 20 лет в психологическом отделе ЦАХАЛа и возглавлявший его в 2004–2008 годах, поделился с корреспондентом «НВО» своей точкой зрения на превалирование в небоевых разведывательных частях выходцев из «средних» израильских городов. «Суть дела настолько же проста, как и очевидна, – начал свое разъяснение Эфрати. – Именно в таких городах сегодня предпочитает жить наиболее зажиточная и образованная часть населения, обладающая прочными материальными и образовательными ресурсами, а также социальными связями». Эти израильские граждане вполне патриотичны. Они и мысли не допускают, чтобы их чада не выполнили свой гражданский долг и «сачканули» от армейской службы. Но эти же родители считают себя «реалистами» и делают все возможное, чтобы облегчить, а главное, хотя бы в какой-то степени обезопасить жизнь своих детей во время прохождения службы в ЦАХАЛе. Они вполне могли бы поучать своих детей словами старого военного из пушкинской «Капитанской дочки»: «...на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся».
СОЛДАТЫ НА ПОСОБИИ
Правда, немалому числу израильских родителей ближе первая часть этой знаменитой фразы: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся». Так что об однозначности родительских подходов к службе своих сыновей и дочерей в ЦАХАЛе говорить не приходится. Мне известны имена нескольких высших чинов ЦАХАЛа, проживающих именно в небольших городах центра страны, которым пришлось приложить немало усилий, чтобы выполнить просьбы своих сыновей, желавших служить только в боевых частях. Дело в том, что если в семье единственный ребенок, то, согласно закону, его служба в боевых частях возможна только при письменном согласии обоих родителей.
В этой связи полковник запаса Эфрати заметил, что «если в армии тяготы не будут распределяться равномерно, то рано или поздно в боевых частях останутся две категории солдат: те, кто сам хотел туда попасть, и те, кому не хватило возможностей для организации себе менее обременительной службы».
И в самом деле, уже сейчас в четырех элитных пехотных бригадах высока не только доля военнослужащих – выходцев из киббуцов и мошавов, но и социально слабых слоев. Например, в некогда знаменитой на всю страну парашютно-десантной бригаде на сегодняшний день 28,5% солдат происходят из семей с ограниченными средствами. Треть бойцов в батальонах этой бригады (150–170 человек в каждой) получают материальную помощь как от Службы национального страхования (СНС), так и из средств непосредственно ЦАХАЛа. Число выходцев из слабых слоев населения выросло не только в пехотных бригадах. Во флотилии катеров «Дабур» («Шмель»), которые постоянно патрулируют побережье сектора Газа, к нуждающимся в помощи относится каждый четвертый матрос.
Примерно 5 тыс. солдат срочной службы (немногим менее 5% от всего личного состава израильской армии) получают выплаты от СНС. К ним относятся одинокие и женатые военнослужащие. Треть этого контингента – солдаты подразделений, обслуживающие боевые части. Правом на материальную помощь пользуются семьи 17 тыс. военнослужащих срочной службы, 45% которых состоят в боевых подразделениях. Среди членов семей этих воинов ЦАХАЛ распределяет талоны на приобретение продуктов, а также выдает подарки и небольшие беспроцентные ссуды. В израильской армии существует также «Фонд помощи в исключительных случаях», который поддерживает солдат, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
При том, что десятки тысяч солдат нуждаются в материальной помощи, военнослужащим, оказавшимся на блатных местах, не нужна даже подвозка, потому что они имеют собственные автомобили или живут рядом с местами службы. В этой связи, вероятно, следует заметить, что за исключением дежурных групп быстрого реагирования большинство здешних воинов не находится на казарменном положении и ночует дома.
Нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор. Солдаты, отслужившие в элитных частях ЦАХАЛа, фактически пользуются преимуществами, весьма сходными с привилегиями выпускников Гарвардской школы бизнеса (ГШБ). Об этом неоднократно говорил видный израильский предприниматель и инвестор Таль Кейнан, окончивший ГШБ в 2001 году. В беседе с автором настоящей статьи Кейнан использовал следующую аналогию. В отличие от ежегодных встреч израильских солдат на военных сборах выпускники ГШБ встречаются друг с другом лишь один раз в несколько лет.
«Получается, что израильтяне, – делает вывод Кейнан, – в плане дружеского расположения и взаимных обязательств намного ближе друг к другу, чем выпускники престижнейшего американского вуза».
Кейнан убежден, что израильтяне скорее помогут своим боевым товарищам, чем даже друг другу выпускники ГШБ, которые, между прочим, тоже стараются не забывать своих однокашников.
ИЗ АРМИИ В БИЗНЕС
Кроме преимуществ, связанных с лучшим взаимопониманием, следует принять во внимание нежесткую иерархию и демократические традиции ЦАХАЛа. Честь вышестоящим по званию здесь не отдают. Война, угрожающая каждому израильскому дому, вынуждает здешних военных передавать властные полномочия вниз по цепочке. Поэтому навыки и возможности даже младших офицеров позволяют им получать на гражданке работу из рук людей, которые сами носили форму и поэтому знают, как прочитать строки из автобиографии, освещающие службу в израильской армии.
За примерами далеко ходить не надо. Одна из американских высокотехнологичных компаний занималась переводом денег с использованием интернета PayPal. Президент этой компании Скотт Томпсон долгое время искал программное обеспечение, которое могло избавить его компанию от интернетовских мошенников. Американские специалисты по инновациям потратили немало времени в попытках найти решение этой проблемы, но вынуждены были отступить. Тогда за дело взялся Шват Шакед, бывший командир роты следопытов ЦАХАЛа, ставший на гражданке одним из основателей израильской компании Fraud Sciences. К удивлению Томпсона, прибор, произведенный компанией Шакеда, был в состоянии предсказать возможное мошенничество намного лучше всех других механизмов, разработанных американскими фирмами.
Успех своего детища Шакед объяснил следующим образом: выслеживая террористов, он и его товарищ по оружию Саар Вильф обнаружили особые характеристики тех, кто пытается нанести ущерб другим – эти люди заметают следы. В противоположность им люди, не имеющие преступных намерений, подобных шагов никогда не предпринимают. Шакед и Вильф использовали свои армейские знания для разработки наиболее конкурентного программного обеспечения. В данном случае нельзя пройти мимо того факта, что Шакед и Вильф не просидели свою службу за компьютером. Им в прямом и переносном смысле пришлось немало поорудовать лопатой и побегать по пустыне, преследуя террористов. Ну а те, кто работал за армейскими компьютерами или служил в интеллектуальной разведке, по определению не могли не внести вклад в разработку высокотехнологичных средств обороны и нападения.
В заключение считаю важным обратить внимание на место, занимаемое еврейским государством в высокотехнологическом автоматизированном индексе котировок NASDAQ (аббревиатура от английского National Assotiation of Securities Dealers Automated Quotaion – Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам). Согласно исследованию, проведенному в нынешнем году, среди неамериканских компаний, котирующихся в индексе NASDAQ, три фирмы из Южной Кореи, пять бизнесов из Ирландии, а также пять из Великобритании и шесть из Японии. Израильских компаний в NASDAQ оказалось... 64. В 2008 году Израиль в пересчете на душу населения привлек вдвое больше венчурного капитала, чем Соединенные Штаты. Еврейское государство привлекло в 30 раз больше инвестиций, чем вся континентальная Европа, и в 350 (!) раз больше, чем полуторамиллиардная по населению Индия. Какое отношение эти факты имеют к ЦАХАЛу?
На этот вопрос ответили американцы Дан Сенор и Сол Зингер в своей книге «Нация старт-ап» («Start-Up Nation»). Они прямо указывают, что демобилизованные израильские солдаты и ушедшие в отставку генералы и офицеры играют важную роль в развитии области высоких технологий и получения инвестиций. Более того, Сенор и Зингер призывают американские компании брать пример с израильтян и оценивать своих ветеранов-офицеров не только по тому, что они делали на поле боя, но и по их возможностям усилить американский высокотехнологичный бизнес.