0
1997
Газета Армии Интернет-версия

19.03.2010 00:00:00

Индия готовится к будущим схваткам

Тэги: индия, доктрина, война


индия, доктрина, война Индийский спецназ начеку.
Фото Виктора Литовкина

Главнокомандующий сухопутными войсками вооруженных сил Индии генерал армии Дипак Капур объявил на командно-штабном учебном семинаре руководящего состава индийской армии, что военно-политические лидеры страны приступили к пересмотру своей военной доктрины. В соответствии с положениями новой стратегии национальной обороны Нью-Дели будет готовить войска не только к обеспечению безопасности страны в целом, но и к одновременному ведению войн с Пакистаном и Китаем, то есть «на два фронта».

ГРЯДУЩАЯ ДОКТРИНА

Не вдаваясь в конкретные детали разрабатываемого документа, который определит основные направления действий формирований ВС Индии в рамках будущих столкновений с ее вероятными противниками, главком пояснил, что реализация масштабной программы обновления военной доктрины проводится в рамках разработанных аналитиками ВС новых стратегических сценариев вероятных военных конфликтов будущего. Основной целью пересмотра подходов в ведении предстоящих войн является повышение эффективности так называемой стратегии холодного старта, которая появилась после конфликта Индии и Пакистана, продолжавшегося с декабря 2001 года по октябрь 2002 года.

13 декабря 2001 года пять боевиков, вооруженных автоматами и гранатами, напали на здание индийского парламента. Они использовали фальшивые пропуска и автомобиль, похожий на служебный. Индия обвинила в террористическом акте две радикальные организации, базирующиеся в Пакистане. Премьер-министр Индии назвал этот теракт «предупреждением нации» и обвинил Пакистан в поддержке кашмирских экстремистов. К 25 декабря Индия сконцентрировала ударную группировку на границе и перевела на местные базы почти всю свою авиацию. Обе стороны начали эвакуацию гражданского населения из этих районов и приступили к минированию приграничной зоны. Благодаря усилиям США по умиротворению двух стран 12 января 2002 года президент Мушарраф выступил по пакистанскому телевидению с программной речью. Он заявил, что его страна устала от власти «Калашникова» и объявил, что сектанты манипулируют основой фундамента Пакистана – исламом. Президент оповестил о запрещении радикальных группировок «Джаиш-е-Мухаммад» и «Лакшар-е-Таиба». Он также сказал, что правительство страны приступило к проведению мероприятий по реформе системы религиозного и школьного образования. Они направлены на то, чтобы раз и навсегда исключить влияние исламских радикалов в этой сфере. Вместе с тем президент категорически отказался выдать Индии 20 подозреваемых пакистанцев. Следует также отметить, что Мушарраф закрыл те экстремистские организации, которые мешали ему самому. Однако каналы связи правительства с другой весьма влиятельной организацией экстремистов «Хезб-иль-Муджахеддин» он оставил в полной сохранности.

В рамках этой операции, получившей наименование «Паракрам», Нью-Дели мобилизовал около 1 млн. военнослужащих и выдвинул их на линию фронта с Исламабадом. Правда, до вооруженных столкновений тогда дело не дошло. Но сама возможность столкновений сподвигла военно-политическое руководство Индии на корректировку военных доктринальных установок.

После «Паракрам» руководство сухопутных войск индийской армии предприняло попытку ввести так называемую доктрину холодного старта. Она предусматривала нанесение точечных ударов по военным объектам противника. Фактически высшее руководство СВ Индии хотело обучить свои войска вести войну ограниченного масштаба, правда, в условиях ядерного прикрытия. Военные стратеги индийских сухопутчиков попытались разработать военную доктрину, в соответствии с которой политики Нью-Дели могли бы быстро и эффективно принимать решения о нанесении ударов ограниченной силы по Пакистану. Это позволяло бы захватывать отдельные участки территории противника до вмешательства международного сообщества, а затем использовать сложившуюся ситуацию в переговорах о различных способах разрешения конфликта.

Однако в то время руководители СВ Индии не совсем ясно представляли себе, насколько эффективно новые подходы к ведению войны с Пакистаном позволят строго ограничить карту театра предстоящих боевых действий, поскольку решения политиков Нью-Дели могли бы поставить Исламабад в такие условия, когда ему будет необходимо или переступить через ядерный порог, или потерпеть полное фиаско.

Правда, тогда ни руководство ВВС, ни ВМС индийского Минобороны не поддержало своих сухопутных коллег. Политические лидеры страны тоже не выразили заинтересованности в новой доктрине.

Кризисы 1999 и 2001 годов вынудили индийское политическое руководство увеличить объемы ассигнований, выделяемых на оборонные нужды. Но практически сразу же после принятия этого решения политика снова встала во главу угла и финансирование армии в новых масштабах было прекращено.

В 2004 году власть в стране перешла к Объединенному прогрессивному альянсу, возглавляемому Индийским национальным конгрессом. Новое руководство страны практически сразу же отдало распоряжение о проведении расследования по фактам заключения контрактов на приобретение вооружений и военной техники, которые санкционировали их предшественники.

С конца 80-х годов в сфере поставок вооружений индийской армии было множество весьма скандальных эпизодов. В связи с этим чиновники прекратили заключать рискованные контракты, что в значительной мере затормозило процесс перевооруже ния индийской армии. Весьма сложный и крайне медлительный административный механизм принятия решений о поставках вооружений индийским ВС, привел к тому, что значительную часть ассигнований, выделенных на оборону, военным просто не удалось израсходовать.

Как полагают индийские военные эксперты, если новые подходы военно-политического руководства страны действительно станут реальностью, то армии придется предпринять весьма широкий комплекс мер для значительного повышения своей мощи. А вот для этого будет необходимо разрешить многочисленное количество накопившихся проблем в системе обеспечения ВС ВВТ.

Генерал Капур объявил своей аудитории, что пересмотр взглядов военно-политического руководства Индии на военную стратегию обусловлен необходимостью приведения ее в соответствие с новыми политическими реалиями, которые вызывают необходимость повышения адекватности действий индийской армии в условиях постоянно меняющихся угроз национальной безопасности.

В 2005 году Индия провела комплекс мероприятий по созданию нового юго-западного командования, которое должно обеспечить противодействие пакистанской армии в любых ситуациях обострения отношений Нью-Дели и Исламабада. После этого усилия индийского руководства были сосредоточены на создании щита для защиты от вероятных атак со стороны своего китайского соседа, что, видимо, и найдет соответствующее отражение в разрабатываемой военной доктрине.

Заявления генерала Капура о процессе подготовки страны к войне «на два фронта» свидетельствуют, что ВС Индии весьма серьезно намерены готовиться к вооруженному конфликту такого характера и отдают отчет, какую угрозу для национальной безопасности страны представляют ее ближайшие соседи.

В настоящее время генеральные штабы Пекина и Исламабада ведут активную проработку всех вопросов, связанных с вероятностью возможных будущих военных конфликтов с Индией. Однако в соответствии с национальным законодательством в Индии, в отличие от Пакистана и Китая, стратегическим планированием занимается только политическое руководство. А вот оно, как следует из многочисленных заявлений индийской прессы, пока еще не объявило о намерениях предпринять какие-то шаги в направлении разработки активно обсуждаемой в разных административных инстанциях новой военной доктрины.

В течение нескольких последних лет Исламабад под предлогом борьбы с международным терроризмом весьма активно закупал в США самые новые образцы ВВТ. А Китай наращивал и продолжает активно расширять свои военные возможности. Руководство КНР намерено высокими темпами реализовать программу модернизации ВС и существенно повысить свой военный потенциал. Как утверждают индийские военные эксперты, на фоне происходящих событий их страна в военном отношении отстала от своих ближайших соседей и наиболее вероятных оппонентов на целое десятилетие.

ПАКИСТАН ПРОТИВ, КИТАЙ ИНДИФФЕРЕНТЕН

Исламабад, который много лет находится в состоянии непрерывного противостояния с Нью-Дели, крайне негативно отреагировал на новые стратегические задумки индийских военных. Заявления генерала Капура вызвало в среде пакистанских политиков и военных шок. Лидеры страны назвали намерение Индии изменить свою военную доктрину свидетельством «гегемонистского и шовинистического мышления». Они обвинили руководство своего главного противника на Индостанском полуострове в «обнаружившейся злонамеренности» и призвали международное сообщество более внимательно отнестись к тому, что происходит в Индии. Официальный Исламабад объявил, что Нью-Дели не следовало бы недооценивать способность Пакистана решительно «срывать коварные планы, направленные на подрыв безопасности» страны.

Посол Пакистана в США и Великобритании доктор Малиха Лохди заявил, что изменения в стратегическом мышлении политических и военных лидеров Индии имеют существенное значения для его страны и «должны дать руководителям служб обеспечения национальной безопасности много новой пищи для размышлений». Он подчеркнул, что в связи с изменением стратегических подходов Индии к ведению войн Исламабаду, после тщательного изучения и оценки положений новой военной доктрины своего главного противника, придется пересмотреть свои взгляды на ведение войн и должным образом откорректировать стратегические и оперативные планы. Посол отметил и то, что при оценке новых положений индийской военной стратегии будет необходимо разделить амбициозные заявления индийских военных и реальные угрозы, которые возникнут для Пакистана с принятием новой военной доктрины Индии.

Ведущие фигуры пакистанской политической арены, связанные со службами обеспечения безопасности страны, в действиях Индии сразу же увидели повод в очередной раз попытаться убедить американцев в необходимости держать свои войска на индийской границе, а не отправлять их на войну с талибами. Более того, власти Пакистана уже обратились к Белому дому с просьбой активно демпфировать «агрессивные устремления» Индии и принять все необходимые меры по наращиванию воинских контингентов США по всей линии пакистано-индийской границы.

А вот в Пекине новые стратегические намерения его индийского соседа практически не вызвали никакой реакции. Китай просто обошел этот вопрос почти гробовым молчанием и отреагировал на заявления индийского генерала только выражением некоторой обеспокоенности. КНР отнеслась к заявлениям начальника СВ Индии так, как ее руководство делает уже в течение многих лет, еще со времен патриарха китайской политической сцены Дэн Сяо-Пина, который, апеллируя к Конфуцию, учил своих соотечественников «придерживаться взвешенного отношения к происходящему» и не терять головы. Руководители КНР считают, что дети Бхарати (в древнеиндийской мифологии богиня речи и песнопения) просто хотят продемонстрировать миру стратегическую значимость своей страны.

Нынешние лидеры Поднебесной, как утверждают некоторые китайские аналитики, полагают, что все заявления индусов – всего лишь пустая угроза. Но нельзя не отметить, что какая-то внутренняя реакция пекинского руководства на изменение военной доктрины Индии все-таки должна существовать. По мнению некоторых экспертов, новые стратегические установки Нью-Дели вполне могут привести к появлению разногласий в отношениях двух стран. Тем более что в последние годы китайские военные аналитики неоднократно выражали свою обеспокоенность в связи с растущими амбициями Индии в решении проблем национальной обороны и отмечали, что ее военная стратегия, имевшая до сих пор оборонительный характер, все более становится «наступательной и агрессивной».

Явно враждебная позиция Индии по отношению к Пакистану не вызвала у политиков и военных различных стран мира никакого удивления. Однако намерение Индии подготовить свои ВС для войны с Китаем и вести боевые действия сразу на двух фронтах стало неожиданностью и вызвало недоумение у представителей политических и военных кругов многих ведущих стран мира. Ведь до самого последнего времени Индия и Китай на уровне министров обороны весьма активно вели переговоры о сотрудничестве. А вот теперь индийские военные решили включить мощного соседа в перечень врагов и обозначили его как одного из главных противников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1083
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1292
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1548
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1120

Другие новости