Только что завершилось оперативно-стратегическое учение (ОСУ) «Восток-2010», в течение двух недель оглашавшее канонадой и моторным ревом просторы Сибири и Дальнего Востока. Беспрецедентными для современной России были не только размах действий армии и флота на этих маневрах, но и широта их освещения средствами массовой информации. Все происходившее на 19 полигонах в деталях описывалось и снималось более чем 300 журналистами. Пропагандистский замысел подобной открытости министерства обороны перед прессой очевиден: военведу очень хочется показать и доказать российскому обществу, что радикально измененная в нынешнем году организационно-штатная структура Вооруженных сил уже неплохо работает.
Однако именно это стремление в итоге обнажило серьезное противоречие между политическим руководством военной организации государства и профессиональным командованием Вооруженных сил, принципиальное различие целей, которые реально преследовали те и другие, раскручивая маховик ОСУ.
В прошлое воскресенье президент России Дмитрий Медведев посетил район учения «Восток-2010». Примечательно, что Верховный главнокомандующий из всего многообразия действий войск и сил на огромном пространстве СибВО, ДВО и акватории Японского моря выбрал для своего наблюдения флотскую составляющую. Хотя в числе задач, решаемых частями и соединениями Вооруженных сил РФ на учении, за военными моряками было определено не более 20% проводимых мероприятий. Основная же динамика ОСУ развернулась на сухопутном театре военных действий, но она фактически не удостоилось внимания Главковерха.
Понаблюдав за ходом морской фазы ОСУ с борта тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», Дмитрий Медведев остался доволен увиденным. И заметил, что такого рода учения должны демонстрировать нашу способность решать задачи в азиатско-тихоокеанском регионе с учетом тех проблем, которые здесь существуют. Да и не только там...
Несомненно, с дальним прицелом к посещению Главковерхом учения «Восток-2010» приурочили вручение государственных наград морякам Тихоокеанского флота, принимавшим участие в освобождении от пиратов танкера «Московский университет». Прошло ровно два месяца, как это судно было захвачено в Аравийском море, и 23 россиянина оказались в заложниках. Всего сутки понадобились морским пехотинцам с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» для проведения операции по освобождению танкера и его экипажа. Вскоре состоялось и решение о награждении военных моряков. Но лишь теперь, на учении сочли политически удобным момент, когда церемонию вручения орденов можно сопроводить многозначительными декларациями. Ведь столько всего сошлось вместе.
Тут вам и дальние походы флагманов СФ и ЧФ, и эффектные учебно-боевые действия российских военных моряков в Японском море, и возможность напомнить, что так же профессионально они действовали в Индийском океане против пиратов. Все есть для утверждения позиции: «Мы будем помогать и своим торговым судам, и иностранным участникам торгового мореплавания для того, чтобы они могли спокойно передвигаться по океану┘ Россия была, есть и должна оставаться великой морской державой». Ну а в подтексте заявления президента Медведева нетрудно прочитать: достанем кого угодно в любой точке планеты и сумеем хорошо «врезать», если увидим угрозу своим интересам. Мол, у страны имеется надежный и уже опробованный инструмент для влияния на современный миропорядок без проникновения на чужие территории. Флот в этом смысле чрезвычайно удобен. И он, кстати, в наименьшей степени подвергся реформаторским изысканиям гражданского министра обороны Анатолия Сердюкова.
Совсем другое дело – Сухопутные войска┘ Их инициативное выдвижение за пределы нашего государства или сосредоточение у границы в нынешних условиях будут, скорее всего, трактоваться соседями как агрессивные намерения и действия. Поэтому даже в ходе ОСУ руководители самого разного уровня так настойчиво подчеркивали, что в рамках учения «Восток-2010» проводится ряд отдельных, не связанных между собой командно-штабных, тактических учений на изолированных друг от друга направлениях. С задачей практически на каждом из них – локализовать внутренний вооруженный конфликт, ликвидировать незаконное вооруженное формирование или группу террористов. Предположение о противодействии регулярным войскам какой-либо страны, упорно отрицалось.
«Отработать различные мелкие, но важные эпизоды, а не устраивать войну двух армий – такие цели поставлены военным», – пояснял журналистам политический руководитель оборонного ведомства Анатолий Сердюков. И далее растолковывал, что главное на учении – выяснить, как будет функционировать новая организационно-штатная структура Вооруженных сил. Заметим, ее в первую очередь перетряхнули в Сухопутных войсках, переориентированных в основном на решение внутренних задач (по сути, полицейских).
Военные дисциплинированно исполнили реформаторские установки политического руководства. И┘ в навязанных им условиях все равно попытались делать то, что должны делать по-настоящему компетентные профессионалы. Готовить войска к боевым действиям против мощного, хорошо технически оснащенного и многочисленного противника. Готовить к столкновению с чужой регулярной армией. Офицеры Генштаба, командиры общевойсковых соединений признавались, что, несмотря на предельно размытое определение противника в сценарии ОСУ, все же удалось на учении организовать боевые действия межвидовых группировок войск, отразить массированные авиационные удары и высадку морского десанта, провести форсирование крупной водной преграды и еще ряд других оперативных мероприятий. Причем силами, рассчитанными на подавление отнюдь не мелких бандформирований. В учении «Восток-2010» приняли участие около 20 тысяч военнослужащих, более 5 тысяч единиц военной техники, более 40 кораблей, 75 самолетов и вертолетов.