Вертолеты "Ясур" – основная транспортная и десантная машина израильской армии.
Фото Reuters
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕВЕРНОГО ПОВОРОТА
В результате катастрофы, которая произошла в районе румынского города Брашов в конце июля нынешнего года, погибли шестеро израильских летчиков в званиях от полковника до старшины, а также находившийся на борту капитан румынских ВВС. Потерпевшая крушение винтовая машина входила в израильскую эскадрилью «Дорсей а-лайла» («Ночные хищники»), которая участвовала в совместной с румынскими ВВС учениях «Голубое небо-2010». Если учесть, что «Буревестником» (на иврите «Ясур») в ЦАХАЛе – Армии обороны Израиля – именуют военный транспортный вертолет СН-53 Sea Stallion производства американской компании «Сикорский», то неизбежно возникает вопрос, почему израильские военнослужащие оказались так далеко от своего дома?
У израильских пилотов всегда были проблемы с местом проведения тренировок и налетом часов в воздухе. И причины здесь, как говорится, лежат на поверхности: в небе Израиля не развернешься. Ведь в самом узком месте еврейское государство обладает «стратегической глубиной» всего... трудно себе даже представить! – в 10 километров! Самое «широкое место» Израиля определено топографами в 114 километров от моря до границы. От самой северной до самой южной точки еврейского государства 424 километра. На автомобиле с ветерком (и то недолго) можно прокатиться только по меридиану. Хотя и здесь проблема: один неверный поворот и машину обязательно «занесет» на территорию Палестинской автономии или даже в Египет или Иорданию. По большому счету для этого и лихачить совсем не обязательно. Просто за невнимательность можно очень дорого заплатить! О военных же летчиках и говорить не приходиться – тренироваться в буквальном смысле негде.
РУКУ ДРУЖБЫ ПРОТЯНУЛА РУМЫНИЯ
В 60-е годы прошлого века едва ли не самым близким другом Израиля считался иранский шахский режим. Неудивительно, что в те годы небо над Ираном было в полном распоряжении израильских пилотов. Когда же ситуация изменилась и в Тегеране власть захватили аятоллы, руку дружбы протянула Анкара. Следует заметить, что Турция до недавнего времени была единственным мусульманским государством, армия которого проводила совместные учения с ЦАХАЛом на своей территории. Однако правительство Реджепа Эрдогана, придя к власти, резко «поменяло ориентиры», и турецкое небо для израильских ВВС оказалось закрытым. Соответственно пришлось менять «ориентиры» и израильтянам.
На сотрудничество с ЦАХАЛом, одной из самых передовых в технологическом отношении армий мира, с готовностью отозвались многие страны. Но сегодня из Иерусалима наиболее опасным и, надо прямо сказать, вероятным противником видится Исламская Республика Иран. Поэтому руководство израильских ВВС для тренировок своего личного состава предпочитает государства, в которых рельеф и в целом физическая карта отдельных районов напоминает Иран. Известно, что израильские пилоты тренируются в Румынии, Италии, Германии, Греции и на Кипре. Согласие этих стран на военное сотрудничество с еврейским государством, с одной стороны, – несомненная демонстрация дружбы. Но с другой – это в немалой степени и выгодное коммерческое мероприятие.
Нельзя не обратить внимание на значительный налет часов и израильтян, и румын именно в рамках маневров «Голубое небо-2010». Это при том, что ЦАХАЛ в принципе редко соглашается на совместные учения с иностранными армиями. Лишнего даже американцам стараются не демонстрировать. Иерусалим опасается раскрывать свою оперативно-тактическую доктрину. Однако нельзя считать, что именно Бухаресту было сделано исключение. Дело в том, что командование израильских ВВС пришло к выводу, что возможности, вытекающие из партнерства, намного превосходят издержки разглашения отдельных аспектов оперативной информации. Хотя понятно, что секретное оружие в совместных маневрах не использует ни одна сторона.
Южным Карпатам в Румынии ЦАХАЛ отдал особые предпочтения. Тамошняя местность, не очень знакомая израильским летчикам, напоминает горные цепи Загроса и Эльбурса (не путать с Эльбрусом) в Иране. Давно перешли в разряд несекретных сведения о том, что Тегеран прячет значительное число ядерных объектов в сети туннелей и бункеров, вырытых в горах. По всей видимости, израильским пилотам армейское командование поставило задачу отработать в Южных Карпатах рейдовые и десантные операции на местности, во многом схожей с иранской. Вероятно, у погибших израильских вертолетчиков в зоне повышенного риска возникли проблемы навигационного характера.
СМЕРТЬ ЗОВЕТСЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРОМ»
Нельзя исключить, что пилоты «Буревестника» не справились с машиной в условиях разреженного горного воздуха. Двигатели вертолетов подобного типа ряд экспертов считают проблематичными при эксплуатации на больших высотах. Однако когда 8 июля 1971 года «Буревестник», возвращавшийся после завершения операции на Синае, рухнул в море, имея на борту 10 израильских военнослужащих, крушение «списали» на «слишком интенсивную эксплуатацию» винтокрылой машины. Израильские эксперты «перевели стрелки» на «человеческий фактор» и при объяснении катастроф «Буревестников» 19 апреля 1974 года и 10 мая 1977 года. Тогда погибли соответственно 8 и и 54 израильских военнослужащих. И тем не менее до 1997 года наличие «черных ящиков» на «Буревестниках» предусмотрено не было. Но когда 4 февраля того года в районе границы с Ливаном в результате столкновения двух «Буревестников» нашли свою смерть сразу 73 израильских военнослужащих, все вертолеты этого типа снабдили «черными ящиками».
Насколько важна отработка полетов на дальность в малознакомых условиях, напоминает провальная попытка американских спецназовцев освободить граждан своей страны, взятых в заложники в Тегеране. Тогда, в апреле 1980 года, не подготовленные к такого рода перелетам американские летчики потерпели крушение в пустынной местности, даже не долетев до границ Ирана.
Эксплуатация «Буревестников» в Израиле началась в 1969 году, хотя первые образцы за океаном были разработаны на девять лет раньше. Этот тип вертолетов с мощностью двух двигателей в 3950 лошадиных сил, взлетной массой 19 тонн, максимальной скоростью 315 километров в час и потолком 6200 метров до недавнего времени считался лучшим для перевозки десантных групп и спасательных операций в условиях Израиля. И это при том, что за время эксплуатации «Буревестников» в катастрофах этого типа вертолетов в еврейском государстве погибли 168 здешних граждан. Уже после случившейся трагедии в районе Брашова два израильских «Буревестника», направлявшиеся домой, вынуждены были вернуться и совершить аварийную посадку в Бухаресте из-за незначительной технической неполадки. Но, с другой стороны, не существует типов летательных машин, которые время от времени не терпели бы крушения.
Все находящиеся на эксплуатации в ЦАХАЛе «Буревестники» подверглись модернизации в рамках проекта «Ясур-2000». Сегодня реализуется проект «Ясур-2025», имеющий цель оставить эти вертолеты на вооружении в течение еще 15 лет.
ВЕРТОЛЕТЫ – ХОРОШО, А КОНВЕРТОПЛАНЫ – ЛУЧШЕ
Но все-таки время берет свое, а ЦАХАЛ всегда готов пополнить свои арсеналы новейшими образцами военной техники. Стало известно, что израильские ВВС рассматривают возможность приобретения в Соединенных Штатах конвертопланов (летательных аппаратов, сочетающих возможности самолета и вертолета) типа V-22 Osprey. По мнению военного атташе Израиля в Вашингтоне Бени Гланца, эти машины нового поколения, которые со временем заменят транспортные вертолеты, производимые компанией «Сикорский», благодаря своим техническим возможностям смогут выполнять задачи по переброске и эвакуированию воинских подразделений намного эффективнее, чем нынешние «Буревестники».