Сборка спутника "Амос-1".
Фото Reuters
Осуществление израильских космических проектов началось в 1981 году под руководством генерала Йегошуа Саги. Эту идею поддержал тогдашний премьер-министр Израиля Менахем Бегин. Нельзя не обратить внимание, что в то время Саги занимал пост директора «Амана» (израильской военной разведки). Понятно, что проект Саги касался прежде всего создания и запуска в космос разведывательных спутников. Поначалу для этих целей Министерство финансов выделило 5 млн. долл. Понятно, что такая мизерная сумма никак не могла покрыть расходы на производство самих спутников, а также ракет-носителей и фотоаппаратуры для космических съемок. Однако, как оказалось, эти деньги предназначались только для изучения возможностей становления израильской космической разведки. Иными словами, в 5 млн. долл. государство оценило всего лишь предварительные расходы.
В 1982 году было создано Израильское космическое агентство (СЕЛА), на которое и возлагалась координация всех космических программ страны. При этом предполагалось, что разведывательная информация со спутников будет поступать не только «Аману», но и «Моссаду» (службе израильской внешней разведки).
«ГОРИЗОНТ» РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ
Однако в 1983 году израильские космические разведывательные проекты едва не потерпели полный крах, ибо возглавивший «Аман» Эхуд Барак выступил за их свертывание. По его мнению, высвободившиеся средства необходимо было перебросить на более земные дела, прежде всего на закупку самолетов-разведчиков и агентурную работу. Ситуацию спас выходец из Соединенных Штатов Моше Аренс, возглавивший в 1982 году оборонное ведомство и настоявший на возобновлении военных и разведывательных космических проектов. Однако особый толчок космические программы еврейского государства получили после назначения на руководящий пост в СЕЛА одного из крупнейших физиков конца ХХ века полковника Юваля Неэмана, бывшего заместителя директора «Амана».
Космическая эра еврейского государства началась 19 сентября 1988 года, когда был запущен первый спутник «Офек-1» («Горизонт») при помощи израильской же трехступенчатой ракеты «Шавит» (версия военной ракеты «Иерихон-2», приспособленной для нужд космоса). В 1984 году в Хайфе при Технионе (Политехническом университете) был создан Институт космических исследований. И неудивительно, что основная задача спутников поколения «Офек» заключалась в контролировании ситуации в свете безопасности. А вот следующее поколение спутников, именуемое «Эрос», вело наблюдения и съемки в гражданских целях и по заказам различных компаний.
ПАРТНЕРСТВО С РОССИЕЙ И КАЗАХСТАНОМ
Важное значение имели запуски транскоммуникационных спутников серии «Амос» (от англ. Afro-Mediterranean Orbital System – «Афро-Средиземноморская орбитальная система»). «Амос-1» был запущен 16 мая 1996 года с европейского космического центра «Куру» во Французской Гвиане в Южной Америке. Он проработал на орбите 12 лет. 28 декабря 2003 года с космодрома «Байконур» в Казахстане был осуществлен запуск «Амоса-2». Расчетная продолжительность работы такого аппарата массой 1,4 тонны составляет 12 лет. Этот спутник осуществляет коммуникационные действия на территории всего Ближнего Востока, Европы и Восточного побережья Соединенных Штатов. В честь 60-летия со дня провозглашения Израиля 28 апреля 2008 года опять же с космодрома «Байконур» на орбиту был выведен «Амос-3», обеспечивающий надежный прием с высоким качеством телеканалов на территории от Западной Франции до Урала, а также от Стамбула до Казахстана. Этот спутник прослужит 18 лет.
В 2009 году на орбиту был запущен еще более мощный спутник «Амос-4». Председатель Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев, сравнительно недавно побывавший в Израиле и встречавшийся с представителями здешней космической отрасли, в интервью израильской газете «Гаарец» назвал еврейское государство «важнейшим партнером Казахстана по всем статьям космической программы». Нельзя исключить заинтересованность Казахстана, опасающегося экспорта исламизма из соседнего Ирана, в создании на определенной части комплекса «Байконур» израильской военно-космической базы. Такое предложение израильтяне, по всей видимости, уже получили. И возражений со стороны России, которой принадлежат здания, площадки и оборудование этого космодрома, пока не последовало.
Несколько лет назад израильская компания Sрacecom, занимающаяся созданием и обслуживанием космических аппаратов, приняла принципиальное решение заказывать производство спутников в России. Спутник «Амос-5», произведенный именно в России, планируется отправить в космос 31 декабря 2011 года. Израильтянам производство и запуск обойдутся в 157 млн. долл. Непосредственная реализация космических проектов на Земле обетованной поручается крупным предприятиям, прежде всего компании «Израильская аэрокосмическая промышленность» и оборонному комплексу РАФАЭЛ. Но если бы «Амос-5» производили сами израильтяне или американцы, то стоимость возросла бы почти в два раза.
ВИДЕТЬ СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ!
Еврейское государство превосходит все страны мира, за исключением США, в такой области спутниковой технологии, как разрешающая способность и качество изображений. Модификации подобных спутников позволяют получать стереоскопические изображения для картографии. Израильские космические аппараты уже передают снимки в гиперспектральном изображении. Следовательно, от ока израильского спутника нельзя скрыть или закамуфлировать даже подземные объекты. Разумеется, этим пользуются прежде всего израильские военные. Тоннели, которые хамасовские террористы прокапывают из Газы в Египет для контрабандного провоза оружия, отлично видны израильтянам из космоса. Все дело в том, что гиперспектральный прибор зондирования Земли создает изображение одной и той же «сцены» в 100–200 узких спектральных диапазонах. Израильский спутник в буквальном смысле видит сквозь землю!
Но израильтяне на достигнутом не останавливаются. Они работают над технологией, позволяющей запускать спутники с борта самолета. Преимущества этой системы в том, что для таких запусков не нужна ракета большой мощности. Не нужен даже полигон, а о космодроме и речи нет. Подобные спутники можно запускать в любое время и в любом направлении. В качестве базового самолета предлагается использовать истребитель F-16.
В Израиле уже давно функционирует свой космодром «Пальмахим». Но он недостаточен в качестве стартовой площадки для больших космических кораблей. Запуски многих спутников еврейское государство осуществило с космодрома имени Кеннеди в американском штате Флорида, «Байконура» в Казахстане, «Плесецка» и «Свободного» в России, «Куру» во Французской Гвиане (Южная Америка). Из Индии с космодрома «Шрихарикота» (расположен в 100 километрах от города Мадрас на одноименном острове) с помощью индийской ракеты-носителя был запущен израильский разведывательный спутник «ТекСар». Интересно, что этот запуск планировался на осень 2007 года.
Однако Иран, посчитав, что «ТекСар» будет в основном висеть над их территорией, попросил Индийскую коммунистическую партию вмешаться в ситуацию. Особого успеха «вмешательство» не принесло, но четыре месяца ушло на преодоление созданных марксистами-ленинцами препон. В конце ноября того же года после исламистских терактов в Мумбаи Дели еще более сблизился с Иерусалимом, закупив у Израиля несколько спутников-шпионов.
ЗА ВСЕ ОТВЕЧАЮТ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
Единственным гражданином еврейского государства, побывавшем в космосе, до недавнего времени был только военный летчик полковник Илан Рамон, совершивший 16-дневный полет на челноке «Колумбия». Тогда произошла трагедия, и весь экипаж американского корабля погиб 1 февраля 2003 года. Никто не сомневается, что подобные международные экспедиции никакого отношения к разведке не имеют и по статусу иметь не могут. Однако уровень достигнутых научных достижений и использованной технической оснащенности при подготовке и запуске таких космических кораблей рано или поздно становится востребованным военными и разведывательными структурами.
Экипаж потерпевшего крушение челнока успел передать до своей гибели сведения, которые еще долго будут изучаться различными исследователями, и, по всей видимости, не только гражданских специальностей. Сразу же заметим, что вся научная программа «Колумбии» готовилась израильскими учеными. В качестве основной задачи команда челнока должна была из космоса изучить геофизику песчаных бурь, приносимых из Северной Африки в регион Средиземноморья.
За все запуски израильских спутников несет ответственность командование ВВС. Специально подготовленные военнослужащие летных частей обеспечивают передачу и изображения и других данных соответствующим структурам разведывательных организаций. Сегодня Министерство обороны Израиля поставило перед предприятиями Israel Aerospase Industries задачу производства значительного количества низкоорбитальных спутников, обеспечивающих постоянное наблюдение за такими целевыми объектами, как Иран и Сирия. Израильские военные расширяют технологии, позволяющие запускать спутники-шпионы не с космодромов, а с борта реактивных самолетов F-15. Особый интерес Иерусалим проявляет к спутникам весом до 100 килограммов, которые в случае возникновения военных действий в состоянии охватить все поле боя.
Ряд источников высказывают точку зрения, согласно которой на запущенном Индией 20 апреля 2009 года 300-килограммовом спутнике RISAT-2 установлены датчики израильского производства, превратившие этот спутник в своего рода радар-видеокамеру с мультиспектральной апертурой, то есть противостоящей дифракционному размытию изображений деталей объектов.
БОЛЬШОЙ КОСМОС МАЛЕНЬКОГО ИЗРАИЛЯ
Согласно недавно обнародованной израильской космической программе, представленной премьер-министру Биньямину Нетаньяху, Иерусалим намерен вложить в исследование космоса полтора миллиарда шекелей (около полумиллиарда долларов). Такой амбициозный план превратит Израиль, относящийся сегодня к космическим державам, но выделяющийся только своими разведывательными программами, в сверхдержаву в области космических исследований самого широкого спектра. И тем не менее «мини-спутники» (читай «разведывательные») останутся важной статьей экспорта еврейского государства.
Разведывательная составляющая программы по понятным причинам не конкретизируется, но главой Космического отдела Министерства обороны назначен бригадный генерал в отставке Хаим Эшед. Ему будет оказывать всяческое содействие генеральный директор Министерства науки и технологии Менахем Гринблюм. Сегодня сотрудничество в области космических исследований Израиль развивает не только со сверхдержавами, но и с Италией, Нидерландами и рядом других государств, которые к космическим державам никак не относятся. Израиль собирается разрабатывать производство и запуск так называемых наноспутников весом около 12 килограммов. Особый интерес к этим разработкам проявляет Китай.
Однофамилец автора, профессор Моше Гельман, директор расположенного в Хайфе Института космических исследований в предисловии к книге Фридриха (Фреда) Самойловича Ортенберга «Израиль в космосе» (Хайфа, 2009), отмечает: «Государство Израиль приобрело компетентность в области пусковых установок, малых спутников, оптической аппаратуры, разработок центров управления полетов, обработки информации...» Небезынтересно, что книга Ортенберга, в недавнем прошлом видного российского, а ныне израильского специалиста в области космической техники, вначале была издана на русском и английском языках и только потом на иврите. Этот факт в немалой степени дань уважения ученым, прибывшим с просторов бывшего СССР.
Иерусалим