Ракеты Minuteman составляют сегодня основу наземной компоненты ядерной триады США.
Фото Reuters
В связи с необходимостью реализации плана президента США Барака Обамы по сокращению государственного долга и, в частности, бюджета Пентагона на 450 млрд. долл., парламентарии, чиновники и военные эксперты США уже в течение нескольких недель ломают копья по вопросу расходов на национальную ядерную программу. Все они представляют диаметрально противоположные сметы оценки ее стоимости, различие оценок в которых измеряется сотнями миллиардов долларов. Эта ситуация свидетельствует о том, что правящая заокеанская верхушка до сих пор не имеет единого методического подхода к объективному расчету реальных затрат на поддержание своего ядерного потенциала на требуемом уровне.
ЯДЕРНАЯ РАЗНОГОЛОСИЦА
По недавнему заявлению представителя Демократической партии конгрессмена Эда Марки, которое базируется на оценках, сделанных специалистами Фонда Плашеарз, в ближайшие 10 лет Белый дом будет вынужден израсходовать на содержание и развитие ядерного оружия около 700 млрд. долл. В связи с этим он и еще 64 представителя Демократической партии предложили Верховному комитету по бюджетному дефициту ежегодно сокращать расходы на ядерное оружие только на 20 млрд. долл.
Однако конгрессмен-республиканец Майк Тернер заявил, что общие расходы на ядерное оружие в течение 10 лет составят всего лишь около 214 млрд. долл. Он отметил, что предложение демократов означает не что иное, как «немедленное и одностороннее ядерное разоружение США», которое «будет иметь катастрофические последствия для национальной безопасности и мировой стабильности». В своем собственном послании Верховному комитету Тернер, являющийся председателем Комитета по вооруженным силам Палаты представителей, со ссылкой на заявление заместителя министра энергетики США по ядерной безопасности и главы Управления по национальной ядерной безопасности (УНЯБ) Томаса Дагостинье, сделанное на слушаниях в Конгрессе 2 ноября с.г., посвященных вопросу сокращения бюджета Пентагона и, в частности, расходов на ядерное оружие и высвобождение средств, тратящихся на ядерную безопасность Америки и ее союзников, замминистра отметил, что согласно сопроводительному докладу к закону о военном бюджете на 2010 финансовый год за 10 лет США израсходуют на ядерное оружие не 600 и более миллиардов долларов, как заявляют некоторые специалисты, а всего лишь 200 миллиардов.
Кроме Дагостинье на этих слушаниях выступили первый заместитель заместителя министра обороны по политике доктор Джеймс Миллер, возглавляющий Стратегическое командование Пентагона генерал Роберт Келер и заместитель государственного секретаря по контролю вооружений и международной безопасности Эллен Тошер.
Миллер отметил, что по состоянию на 30 сентябре 2009 г. ядерный потенциал США составлял 5113 единиц. С того времени их число существенно сократилось. Корме того, несколько тысяч ядерных бомб и ракет хранятся на складах и ждут своего демонтажа. Он также подчеркнул, что сегодня, по оценкам Пентагона, Россия располагает от 4 до 6,5 тыс. ядерных боеголовок, из которых от 2 до 4 тыс. являются стратегическими. Российский и американский арсеналы составляют более 90% мирового запаса ядерного оружия. В соответствии с новым Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), вступившим в силу 5 февраля этого года, каждая из сторон должна иметь не более 1550 ядерных боеголовок. Но еще в прошлом году президент США Барак Обама дал указание Пентагону и другим ведомствам рассмотреть возможность дальнейшего сокращения США и Россией численности развернутых ядерных боеголовок, которая будет достигнута к моменту окончания действия договора, рассчитанного на 10 лет.
В бюджетной заявке президента на 2012 финансовый год на выделение ассигнований на реализацию ядерных программ запрашивается 7,6 млрд. долл., которые должны поступить в Национальную администрацию по ядерной безопасности. Однако Палата представителей сократила этот запрос на 439,7 млн. долл. Кроме того, были урезаны запрашиваемые ассигнования ассоциации на реализацию мероприятий по ядерному распространению и строительство реакторов для ВМС. В целом бюджетный запрос этой структуры нижняя палата урезала на 1,1 млрд. долл., а Сенат на 711,9 млн. долл.
МО активно поддерживает финансовые требования УНЯБ, заявил Миллер, и готово делать это до 2016 года. Однако, по утверждению представителя Пентагона, неадекватное финансирование работ ассоциации чревато риском невыполнения программ продления сроков службы ядерного оружия, совершенствования ядерной инфраструктуры и удержания на службе специалистов, которые обеспечивают безопасность и эффективность ядерного арсенала США. Поэтому министр обороны Леон Панетта заявил в комитете по вооруженным силам Палаты представителей, что он будет выступать против сокращения ассигнований на модернизацию СЯС. Он также отметил, что совращение этих расходов является проявлением «страшной близорукости» законодателей.
Как объявил генерал Келер, новый договор СНВ-3 позволяет поддерживать оперативную гибкость СЯС США и содержать их в состоянии, которое даст возможность противостоять текущим и будущим угрозам национальной безопасности США. Однако важнейшим фактором для развития ядерного потенциала Америки является сохранение на планируемом уровне ассигнований на поддержание требуемого количества ядерных сил, на их модернизацию, продление срока службы боеголовок, реализацию программы управления сохранностью и безопасностью боевых единиц ядерного арсенала, а также на развитие производственной базы Министерства энергетики.
Представитель Государственного департамента США Эллен Тошер объявила парламентариям о том, что договор СНВ-3 содействует безопасности США не только за счет сокращения ядерных сил, но и в связи с учреждением строгого режима контроля их численности в России и дальнейшего развития. В соответствии с ним Белый дом приобрел возможность получать более достоверную информацию о составе ядерных сил Кремля, и теперь американские инспекторы имеют право на посещение ранее им недоступных ядерных баз РФ. Это обеспечивает предсказуемость и стабильность отношений двух стран в ядерной сфере и сокращает риски появления неадекватных оценок ядерных потенциалов друг друга, недопонимания и взаимного недоверия руководства обеих стран. Правда, она ни словом не обмолвилась о необходимых ассигнованиях на ядерные программы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТА
Авторитетный автор нескольких исследований по вопросам расходов на ядерное вооружение, а также специалист в области нераспространения ядерного оружия, являющийся главным редактором журнала «Нераспространение», выпускаемого Центром по исследованиям нераспространения им. Джеймса Мартина, входящим в состав Монтерейского международного института, Стефен Шварц заметил, что заявление такого авторитетного лица, как Томас Дагостинье, могло бы способствовать решению вопроса о сокращении расходов на ядерное оружие, если бы оно было тщательно обосновано объективными расчетами и оценками.
Как заявил Шварц, такие существенные различия в оценках расходов СЯС ведут к большой неразберихе, не позволяют объективно определить необходимое и достаточно количество ядерных средств для выполнения задач обеспечения национальной обороны и реализации политики ядерного сдерживания и являются причиной неоправданных расходов средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели.
По словам эксперта, ядерные программы США существуют уже 68 лет. Однако за все это время не появилось ни одного официального документа, содержащего исчерпывающие сведения о федеральных расходах на их реализацию. Главная проблема, подчеркнул Шварц, состоит в том, что «никто в правительстве точно не знает, сколько средств уже было потрачено и сколько сегодня расходуется на ядерное оружие, поскольку до сих пор нет, и никогда не было, консолидированного и подробного бюджета, который позволил бы отслеживать соответствующие расходы всех министерств и ведомств, а также контролировать эти траты в перспективе».
Американские законодатели ни разу не запрашивали от компетентных инстанций точных данных о ядерных расходах. В частности, от МО и Министерства энергетики, которые возглавляют реализацию ядерных программ США. В результате этого не удавалось строго оценить, какое количество ядерных бомб и ракет все это время действительно требовалось Пентагону, сколько их необходимо на современном этапе и в будущем, и какие суммы было необходимо расходовать на их развитие и охрану.
В ядерный бюджет США, как подчеркнул Шварц, «не включается целый ряд очень дорогостоящих и важных программ, которые обеспечивают функциональность СЯС, включая накладные расходы на программы их содержания и обеспечения, затраты на НИОКР по воздушным и морским средствам доставки стратегического и тактического ядерного оружия, по централизованным системам связи и управления такими вооружениями, стоимость разведывательных программ в этой сфере, также затраты на подготовку специалистов. Он также отметил, что, когда наступает время принятия ответственных решений по будущим расходам в ядерной сфере, «риторика и предположения занимают место точных фактов и цифр».
Шварц подчеркнул, что если Конгресс США и заинтересованные официальные лица будут четко представлять себе, во сколько федеральному бюджету обходится содержание имеющегося ядерного арсенала и каковы ежегодные расходы Белого дома на обеспечение требуемого уровня безопасности расщепляющихся материалов на территории Америки и в зарубежных хранилищах, то только в этом случае они будут способны вести рациональное и логическое обсуждение стоимости ядерных программ и преимуществ, которые дает их выполнение национальной безопасности страны.
Эксперт предложил создать строгую систему отчетности по расходам на ядерные программы и в максимально возможной степени снять гриф секретности с этих данных. В этом процессе самое активное участие, по его мнению, должны принимать политики и законодатели. Это поможет им объективно оценивать необходимые затраты на поддержание требуемого ядерного потенциала и структур, обеспечивающих безопасность ядерного оружия и его применение.
Он также заметил, что отсутствие системы подробной отчетности по расходам на СЯС может привести к необоснованному снижению ассигнований на важнейшие ядерные программы и в целом на развитие стратегического ядерного потенциала США. Это может стать причиной снижения требуемого количества ядерных боеголовок и средств их доставки и нанести ущерб промышленности, занимающейся их производством, а также сократить возможности Вашингтона по противостоянию ядерным угрозам Америке как на континентальной части, так и за рубежом.