0
4752
Газета Армии Интернет-версия

03.02.2012 00:00:00

"Лишние" дети в офицерских семьях

Тэги: многодетность, военные, жилье


многодетность, военные, жилье Недавний Новый год большая семья Давыдовых встретила в 44-метровой "двушке", переезд из которой ей обещают с 1995 года.
Фото из семейного альбома автора

Мы регулярно слышим от властей о демографическом кризисе в России. О том, что нужно принимать действенные меры, о стимулировании рождаемости, об усилении социальной защиты многодетных семей, о государственной поддержке таких семей и помощи им с жильем┘ Но часто оказывается, что все это лишь красивые слова, лозунги, произносимые некоторыми государственными деятелями в нужный момент. На деле же многодетность оборачивается для семьи не только множеством неудобств, но порой и опасностью. Скажем, для семьи, где глава является военнослужащим. Такая семья, согласно кадровой ротации, может переехать к новому месту службы в какой-нибудь «медвежий угол», жить в нечеловеческих условиях (разрушенных общагах, бараках), не имея поблизости даже необходимой социальной инфраструктуры (больницы, школы, садика). Может кочевать по съемным квартирам, отдавая на оплату жилья львиную долю семейного бюджета и опасаясь быть выгнанной на улицу в любой момент.

Но как же, спросите вы, программа по обеспечению жильем военнослужащих? Ведь в последние годы на его строительство выделялись миллионы. Да, строилось много квартир, но для стандартных семей, имеющих одного-двух детей. А у многодетной семьи вероятность остаться без жилья резко повышается. По иронии судьбы как раз такие семьи оказались наименее защищены.

ПУСТЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ

Давным-давно отменены какие-либо преимущества в получении жилья многодетной семьей военнослужащего. Третий ребенок – уже лишний, препятствие для получения квартиры не то чтобы вперед очереди, нет – хотя бы наравне с сослуживцами. Так решили чиновники Минобороны, яростно принявшись «разгружать» накопившуюся, а частично самими же спровоцированную очередь из «бездомных» военных.

Реформируя Российскую армию, чиновники не очень-то обременяли себя мыслями о том, как будут выполнять свои обязательства по обеспечению жильем семей служивых из сокращенных частей в Забайкалье, Приморье, на Севере. Там военные жили, как правило, в довольно сложных бытовых условиях, поскольку, послав их туда служить, Родина не слишком заботилась о комфортности проживания в отдаленных военных городках. Когда многие люди в погонах стали там не нужны, они наивно предположили, что теперь в полном соответствии с условиями контракта, гарантиями государства и заверениями чиновников смогут наконец-то получить жилье в регионах, где наверняка будет обеспечено комфортное проживание. Чтобы продолжить там свою трудовую деятельность уже на гражданке, нормально растить и воспитывать своих детей. И если семьи с одним-двумя детьми получают с грехом пополам такую возможность, то семьи военных, где детей три и более, этой возможности практически лишены.

Несмотря на широко декларируемую поддержку многодетных семей со стороны государства, Министерство обороны РФ поступило ровно наоборот. Оно отказало в этой самой поддержке многодетным семьям военнослужащих. Не стало закупать и строить подходящее по нормам площади жилье в количестве, позволяющем обеспечивать все многодетные семьи наравне с остальными, согласно общей очереди. Многодетных фактически проигнорировали, хотя военнослужащих данной категории очень мало. Едва ли наберется несколько сотен по всей стране. В результате с наибольшим отставанием осуществляется обеспечение жильем именно многодетных военнослужащих даже там, где массово строилось жилье для военных вообще: в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске и Подмосковье.

Так, несмотря на массовое обеспечение военных жильем в Санкт-Петербурге, военнослужащие, имеющие «лишнего» ребенка – члена семьи, оставлены далеко позади в пресловутой очереди и ждут своих квартир в этом городе с 1996 года. Их для многодетных семей до сих пор не нашлось. И согласно ответам из Минобороны, перспективы с жильем в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде туманны. Неизвестно, что будет, когда будет и будет ли вообще. Во всяком случае, в ближайшей перспективе даже не обещают.

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОТЕРЬ НЕ ГАРАНТИРОВАНО

В последние годы российские президент и премьер-министр дали множество обещаний по поводу обеспечения жильем военнослужащих, и в частности, неоднократно велась речь о многодетных семьях. Однако офицеры не только не получили обещанные бонусы за многодетность (в виде дополнительных метров жилплощади) – многие не получили жилья даже по нормам. Им остается лишь наблюдать бодрые доклады минобороновских чиновников о своих успехах в обеспечении военных жильем.

Родное ведомство повернулись спиной к тем людям, которые не только воспитывают троих, четверых, пятерых и более детей, стремясь вырастить их достойными гражданами страны, но и сами отслужили ей не по одному десятку лет. Порой действительно в сложных условиях – без благоустроенного жилья, без отопления и горячей воды, в отдаленной местности, где не было не только нормального медицинского обслуживания, но, случалось, и пристойного продовольственного обеспечения. Про возможность на точках обеспечить своим детям разностороннее, да и просто качественное образование речь вообще не шла. Несмотря на это, офицеры честно выполняли свой долг, надеясь, что после увольнения из Вооруженных сил РФ получат от государства возмещение своим моральным и материальным потерям. Хорошей пенсией, проживанием в основательно обустроенном населенном пункте, качественным жильем, возможностью создать достойные условия детям для выхода в самостоятельную жизнь. Но, как оказалось, ждать обещанного государством можно бесконечно долго. И не факт, что вообще дождешься. Потому что чиновники Минобороны научились очень ловко водить за нос военнослужащих.

Так, например, в семье майора Александра Нефортунова, длительное время служившего в закрытом северном городе и находящегося в очереди на получение жилья с 1999 года, подрастают пятеро сыновей. После увольнения отца в запас вся семья собиралась переехать на жительство в Краснодар. Но ему департамент жилищного обеспечения (ДЖО) предложил жилье не там, а в районном центре Краснодарского края – городе Кореновске. Население райцентра – 41,6 тыс. человек, промышленность состоит из четырех мелких предприятий. Как прожить там бывшему военнослужащему, имеющему на иждивении столько детей? Где он будет работать? Чем кормить семью? Неужели государству выгоднее, чтобы дипломированный, высококвалифицированный специалист с колоссальным опытом работы и закалкой вместо того, чтобы работать, принося пользу государству, жил на скромную пенсию? Для того ли государство призывало повышать рождаемость, чтобы пятеро детей жили в нищете? Причем в Краснодаре как раз массово строилось и распределялось жилье для военных, однако для многодетной семьи офицера места там не нашлось. Видимо, посчитали, что Нефортуновым вполне сойдет и Кореновск, где чиновникам вздумалось задешево настроить огромное количество мало кому нужного жилья. Сами эти чиновники вряд ли согласятся переехать в Кореновск, а не мешало бы их туда переселить. Чтобы не пустовали бездумно возведенные дома.

И ведь подобный обман обнаруживается в самых разных местах. Отказано в выборе места жительства в Москве одному из авторов этого письма с семьей из шести человек. Майор Алексей Грибов с супругой Ольгой (второй автор этого письма) и тремя детьми, избрав местом жительства после увольнения в запас Санкт-Петербург, никак не обретут там постоянное жилье. Не нашлось квартиры в подмосковной Балашихе для семьи с четырьмя детьми подполковника Дмитрия Сипугина (на очереди с 1993 года). Подполковник Станислав Бурма с женой и четырьмя детьми не может получить жилье в городе Челябинске. Офицерская семья Михаила Ипатова, где тоже четверо детей, никак не дождется квартиры во Владивостоке. И мы могли бы привести еще пару десятков фамилий офицеров, чьи многодетные семьи многие годы остаются бесквартирными в самых разных концах страны. Впрочем, их прекрасно знают в Минобороны, да что толку-то┘

РАСЧЕТ НЕ ТОЧЕН

Оставшимся без жилья многодетным военнослужащим не помогают ни многочисленные коллективные обращения в различные инстанции, ни депутатские запросы по просьбе бесквартирных. Отписку с простым указанием даты постановки на учет и ссылки на обеспечение многодетной семьи жильем когда-нибудь в будущем Минобороны полагает вполне достаточной реакцией. При этом хоть как-то реагирует исключительно на запросы депутатов, а все обращения многодетных военнослужащих непосредственно в Министерство обороны просто игнорируются. С военведа все как с гуся вода. Неизменно отвечают: нет подходящих квартир, появятся – предоставим. При этом военное ведомство не торопится предпринимать какие-либо меры для выполнения своих обязательств.

Выяснилось, что проблема с жильем для многодетных семей военнослужащих общая. Начав заниматься данной проблемой, мы обнаруживаем все новые и новые военные семьи с идентичной проблемой. При расчете выделения жилплощади по установленным нормативам наши третьи, четвертые и последующие дети оказываются «лишними». Не построили квартир той площади, которая нам необходима и там, где мы выбрали место дальнейшего проживания. Неужели все это нельзя было заранее просчитать и заранее грамотно заказать?

Казалось бы, и после огромного количества обращений в департамент жилищного обеспечения МО РФ руководители этого ведомства могли бы разрешить сложившуюся ситуацию, в том числе путем индивидуальной работы: пригласить военнослужащих, побеседовать, найти компромиссное решение. Могло бы также стать решением проблемы, наряду со строительством отдельных квартир большой площади, предложение многодетным семьям двух маленьких, рядом расположенных, имеющих общую стену, с возможностью дальнейшей перепланировки данных квартир. Однако индивидуальная работа с оставленными без жилья многодетными семьями почему-то не входит в сферу интересов чиновников. Хотя относительно небольшое число многодетных военнослужащих дает возможность к каждому подойти индивидуально. Нет же, самым бессовестным образом чиновники МО отказываются как приобретать подходящие многодетным квартиры, так и предлагать им две.

Допустим, сотрудники ДЖО МО так завалены работой, что им некогда заниматься этой особой, социально значимой категорией военнослужащих. Но есть же в министерстве и такой орган, как департамент социальных гарантий┘ Что же он? Его заботят многодетные семьи военнослужащих? Может быть, у них есть сведения о том, сколько на самом деле таких семей, в каких условиях они проживают? Может, этот «социальный» департамент подает данные в ДЖО по многодетным семьям, которым необходимо в срочном порядке предоставлять жилье в связи с тем, в каких условиях им приходится проживать? Отнюдь. Перед ними стоят более важные задачи, и им тоже не до многодетных семей в своем ведомстве.

С подобным отношением Минобороны к своим многодетным очередникам остается надеяться лишь на какие-то неподведомственные ему властные структуры. Куда только не обращались многодетные военнослужащие со своей проблемой┘ Однако на сегодня откликнулся на просьбы военных многодетных семей и стал оказывать им помощь в попытках достучатся до Минбороны только лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский...

Уже в новом 2012 году были вновь отправлены обращения многодетных семей военнослужащих по целому ряду адресов. В том числе опять в Министерство обороны. Реакции пока никакой нет. Как же нам, многодетным семьям, добиться хоть мало-мальски вразумительного ответа от чиновников ДЖО? Нас немного, но все мы на грани социальной катастрофы: и те, кто мыкается по съемным углам со своим многочисленным семейством, не имея достаточных условий для нормального проживания, и те, кто разбросан по всей нашей огромной стране, уволен из рядов ВС и оставлен на произвол судьбы в «медвежьих углах». От Дальнего Востока до Калиниграда, куда нас отправила выполнять боевые задачи государственная необходимость.

Геннадий Владимирович Давыдов подполковник, преподаватель Военной академии РВСН имени Петра Великого,

Ольга Павловна Грибова – жена военнослужащего


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2137
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3100
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3541
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2657

Другие новости