Михаил Саакашвили на днях открыл очередные две больницы, а общество опять задалось вопросом: «Для кого они?» – и возобновило разговоры о войне против Ирана и возможной помощи Грузии антииранским силам.
Опасения не беспочвенны. Судя по заявлениям представителей ветвей власти, вопрос о позиции Грузии в случае войны против Ирана можно считать закрытым. Эта страна, похоже, единственная в регионе, которая по мере сил и возможностей готова стать рядом с США. При получении соответствующего «приглашения». Опасная готовность. Оговорки лидеров правящего «Национального движения» о том, что Грузия не может позволить нейтралитет, на фоне поведения других соседей по региону вызывают удивление.
Турция (член НАТО, к слову) поддерживает не все намерения США в иранском вопросе. Азербайджан, чьи отношения с Ираном порой приобретают острый характер, не беря в расчет двусмысленные заявления пары депутатов, крайне сдержан. Армения вовсе заявила о недопустимости войны против Ирана. Конечно, трудно представить тот день, когда Вашингтон для нанесения удара по Тегерану спросит разрешение у Еревана, но его позиция заслуживает уважения рациональностью, заботой о безопасности и вписывается в понятие «добрососедство».
Ясно, что госдолг, превысивший 6 млрд. долл., и другая помощь Вашингтона не оставляют больших возможностей Тбилиси для маневров. Но вряд ли и вынуждают его «бежать впереди планеты всей». Объяснять это лишь желанием выслужиться перед патронирующим партнером наивно. Поле для предположений обширное: и неуемные амбиции встать в ряды сильных мира, и укрепить союзничество с США, что в восприятии грузинских лидеров автоматически снижает угрозы с севера, и надежды на глобальный передел территорий – шанс для восстановления целостности etc. То или другое, а пропаганда, ведущаяся в подконтрольном властям эфире, направлена на подготовку общества к войне в регионе, в которую, похоже, Грузия будет вовлечена настолько, насколько это может понадобиться США.
Начиненные современным оборудованием, но пустующие ввиду дороговизны лечения больницы, которые строятся в регионах и которые торжественно открывает Саакашвили, не единственное, чем Грузия может помочь США – в конце концов, несколько лет назад в президентской программе значился пункт «Сто больниц за один год», и, может быть, сегодня именно он реализуется с опозданием, а возможная война и ни при чем. Степень и формы помощи находятся в зависимости от Турции. Если проявляющая строптивость Анкара пойдет «своим путем», то к услугам антииранских сил могут быть предоставлены военные аэродромы Грузии, порты, в которых были проведены работы по углублению дна, прочая инфраструктура. И, наконец, живая сила, когда или если до этого дойдет черед, что актуально, учитывая растущее нежелание традиционных американских союзников посылать свои войска куда-то. Держа все это в уме, близкие к властям военные эксперты, анализируя риски, тем не менее не находят их значительными для Грузии. Свою точку зрения они объясняют ограниченными возможностями Ирана, который будет вынужден бросить силы против 5-го флота США и, видимо, Израиля. В отсутствии логики их не упрекнуть. Но не меньшего внимания заслуживает предостережение замкомандующего Корпусом стражей Исламской революции, генерала Хосейна Салами: «Любая точка на карте мира, которая будет помогать неприятелю в агрессии, будет повержена».
Так бывает, когда в драке сразу с несколькими соперниками осознающий обреченность одиночка кидается на одного, стремясь свести счеты если уж не со всеми обидчиками, то хотя бы с одним. До США и иных союзников Тегерану дотянуться и далеко, и сложно. Об этом его соседям, не забывающим о союзническом долге Вашингтону, тоже нелишне помнить.