Замужем за израильским военным – как за каменной стеной.
Фото Reuters
Нельзя сказать, что израильское законодательство каким-то образом выделяет именно военных врачей или средний и младший медицинский персонал из числа других военнослужащих для обязательного обеспечения жильем. В еврейском государстве крышу над головой имеют практически все граждане, хотя, конечно же, элитное жилье могут позволить себе только весьма состоятельные жители страны или богатые иностранцы.
И тем не менее в Военно-медицинском корпусе ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) имеется жилищный отдел, сотрудники которого всегда готовы оказать юридическую и иную помощь в случаях, когда возникают непредвиденные трудности в покупке квартиры или получении государственного жилья.
Жилищная проблема в ЦАХАЛе решается совсем не так, как в России и в большинстве других стран. Согласно израильскому закону, даже солдат срочной службы обязан быть обеспечен жильем. Дело в том, что на казарменном положении военнослужащий не может находиться более восемнадцати суток подряд. Так гласит Устав ЦАХАЛа. На практике же многие солдаты и «солдатки» (так здесь именуют девушек-военнослужащих) возвращаются домой в конце недели. Но ведь бывает, что у солдата срочной службы нет дома. Например, он совершил «алию» (на иврите «репатриацию») один, и все его родные остались в стране исхода. Для таких военнослужащих ЦАХАЛ арендует квартиры или предлагает «одиночкам» поселиться в комфортабельных общежитиях, именуемых «домами солдата». Нередок и еще один вариант: над воином-«одиночкой» берет шефство какая-то израильская семья и все «побывки», включая праздники, такой солдат проводит в ее доме.
ДОМ БЕНДЖИ
В городе Ранаане, в центре страны, заканчивается строительство так называемого теплого дома для одиноких солдат, в котором получат квартиры солдаты боевых частей ЦАХАЛа, большинство из которых представлено молодыми «русскими» репатриантами. Они переехали в Израиль по молодежным программам без родителей из государств, образовавшихся на пространстве бывшего СССР.
Фактически речь идет о жилом комплексе, который именуется также домом Бенджи – в честь рав-сэрэна (майора) Бенджамина Хиллмана, убитого 20 июля 2006 года в ходе второй ливанской войны. После гибели Бенджамина его жена, Аяла, вложила семейные накопления в созданный ею Фонд Бенджи, целью которого стало обеспечение жильем одиноких военнослужащих.
В боевых частях ЦАХАЛа служат более 2500 солдат-одиночек. Согласно рекомендациям армейских психологов, к категории одиноких военнослужащих могут быть отнесены и молодые военнослужащие обоих полов из малообеспеченных семей.
Когда солдаты и «солдатки», не имеющие на Земле обетованной близких родственников, получают в конце недели увольнительные, они, конечно же, не остаются без крыши над головой. Обычно киббуцы предоставляют таким солдатам не только жилье, но и весь комлекс бытовых услуг, включая стирку, покупку и приготовление еды. Да и многие израильские семьи выражают готовность стать для таких военнослужащих-одиночек теплым домом.
НЕ КВАРТИРЫ, А ДЕНЬГИ НА ИХ ПОКУПКУ
Многим солдатам после тягот армейской службы хочется пожить в квартире, которую они могут назвать собственной. Механизм приобретения квартир уволенными в запас военнослужащими тоже отнюдь не сложен. Любой гражданин Израиля, независимо от того, уроженец ли он страны или репатриант, имеет право на получение «машканты» – беспроцентной банковской ссуды. Сумма машканты варьируется в зависимости от района страны, в котором гражданин желает купить недвижимость. Обычно «машканта» составляет от одной пятой до двух третей стоимости квартиры.
Особенно благоприятные возможности для приобретения жилья получает ушедший в запас военнослужащий независимо от его воинского звания. Каждый демобилизовавшийся из ЦАХАЛа получает два вида денежных средств: «маанак шихрур» – «завершающий подарок», которым бывший солдат волен распорядиться немедленно по своему усмотрению, и «пикадон» – «накопительные деньги», которые трудно растранжирить.
По израильским меркам «маанак шихрур» – это небольшая сумма. В зависимости от того, в каких родах войск и на каких должностях пребывал солдат, эта сумма варьирует от 3 до 5 тыс. долларов. Немало бывших израильских военнослужащих тратят «подарок» на дальние путешествия. С «пикадоном» ушедшие в запас солдаты так не поступят. Эти деньги, которые могут составить десятки тысяч долларов, можно потратить или на покупку квартиры, или на учебу (хотя для этих целей предоставляется отдельный «подарок», но иногда его не хватает), или на открытие бизнеса. Других вариантов нет.
Если свежеиспеченный «дембель» не желает воспользоваться «пикадоном» именно для этих целей, он вправе будет распорядиться этими средствами как ему заблагорассудится только через семь лет. Такой срок предусмотрен специально, чтобы молодой двадцатилетний «дембель» по молодости лет и жизненной неопытности просто не просадил «пикадон», например, в казино или не подарил встретившейся на его пути хваткой красавице. А вот в возрасте после двадцати семи лет глупостей обычно уже делают меньше.
Добавив «пикадон» к «машканте», даже «одиночка» может приобрести вполне приемлемое жилье, но, правда, на периферии. Если же бывший воин решит жениться и присоединит к своим деньгам еще «пикадон» и «машканту» невесты, бывшей «солдатки», то даже, не обращаясь в банк за обычной ссудой, без жилья молодая пара демобилизованных военнослужащих не останется.
ОСОБЫЕ ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
У инвалидов армии особые привилегии: им квартиры предоставляются бесплатно из специальных фондов Министерства обороны и социальных служб с пожизненной оплатой медицинских и коммунальных услуг.
В жизни возникают иногда непредвиденные ситуации. Однако израильское законодательство старается предусмотреть и подобные случаи. Так, рав сэрэн (майор) медицинской службы Ханан Морев развелся с женой. Как настоящий мужчина, а тем более офицер, квартиру и всю приличествующую еще недавно общему жилищу мебель Морев оставил прежней семье. Понятно, что определенные накопления у старшего израильского офицера и после раздела с бывшей супругой остались. Но квартиры на Земле обетованной стоят дорого, а «пикадон» и «машканта» уже потрачены. Вот здесь на помощь и приходит жилищный отдел Военно-медицинского корпуса ЦАХАЛа. Прослужившему в армии более двадцати лет майору Мореву полагаются две льготные единицы при покупке квартиры. В деньгах эти единицы выражаются примерно в 20 тыс. долларов, которые за военного врача Ханана Морева выплатит ЦАХАЛ. И хотя это примерно только одна пятая стоимости трехкомнатной квартиры, все-таки такую помощь вполне можно назвать существенной.
Иерусалим