0
2824
Газета Армии Интернет-версия

27.07.2012 00:00:00

Операция "Зачистка"

Тэги: крымск, армия, наводнение, минобороны


Военнослужащие Минобороны, принимавшие участие в ликвидации последствий наводнения в Крымске (Краснодарский край), практически завершили зачистку территории в закрепленных за ними 24 секторах города (из 40) и начинают возвращение к местам своей постоянной дислокации. Такое сообщение поступило на информационные ленты в минувшее воскресенье из Управления пресс-службы и информации военного ведомства. А в конце минувшей недели в городе, пострадавшем от стихийного бедствия, побывал ответственный редактор «НВО». Прилетел туда вместе с министром обороны Анатолием Сердюковым.

Наш вертолет приземлился на аэродром гвардейской Барановичской Краснознаменной ордена Суворова III степени авиационной базы Южного военного округа. В некоторых столичных СМИ было сообщение, что его смыло наводнением. Но, как оказалось, все оборудование, все взлетно-посадочные полосы аэродрома остались на месте, на месте и модернизируемые ВВП и истребители Су-27, которые, правда, на время ремонта и реконструкции авиабазы собраны возле ангаров ТЭЧ. И хотя их тоже заливала вода, но доставала она только сантиметров 10–15 от бетонки до штанг шасси. Так что, как сообщили нам летчики, все машины в полной боевой готовности. А вот щебенку и песок, приготовленные для ремонта, наводнение смыло. Вместе с ними и те 200 млн. руб., которые были затрачены на их покупку.

Хотя в момент, когда наша «вертушка» коснулась колесами бетонки, новые щебень и песок высились горою на краю авиабазы.

Как раз напротив палаток одного из подразделений Южного военного округа, занятых на работах по ликвидации последствий наводнения, – 10-й отдельной бригады спецназначения, разместившейся в шикарных немецких надувных пневмокаркасных модулях с кондиционерами.

А Крымск с воздуха, из иллюминаторов вертолета представляется довольно большой, но уютной, утопающей с садах и огородах обычной кубанской станицей. С вкраплением в зеленые квадраты одно- и двухэтажных домов нескольких кварталов многоэтажек. Да и то не очень высоких – в пять-шесть этажей. О том, что две недели назад она пережила чудовищное по своей мощи и разрушительной силе наводнение, сметавшее все на своем пути, поверить очень трудно. Особенно после того как ты видел лежащий в руинах после землетрясения Ленинакан или разбомбленный Грозный и сожженный Сухум, расстрелянный из танков и «градов» Цхинвал... Но, может, это обманчивое впечатление возникло только потому, что я оказался здесь не сразу после стихийного бедствия, а через полмесяца, когда основные очистные работы уже были проведены, и на улицах, в скверах, во дворах полуразрушенных, распластавшихся по земле домов продолжают трудиться солдаты, а еще курсанты полицейских и эмчээсовских вузов. Но все равно – присмотришься повнимательнее, и следы страшных разрушений все еще бросаются в глаза.

Вот во дворе дома по улице 56-й армии стоит вывороченная наизнанку «Лада». Без стекол, сидений, с проваленным багажником и опустошенным силовым отделением, но с регистрационным номером на бампере Н913ЧХ и заляпанным грязью кодом региона. Поднимаешься в дом, а там вместо мебели просто свалка какого-то мусора с переломанным детским креслом и полупустой банкой (ирония судьбы) от очистителя от засоров водопроводных труб «Утенка». В другой комнате только голые стены – ни обоев, ни ламината, как будто их здесь никогда и не было. Только коричневые разводы на стенах и на остове покореженной опалубки. И черным провалом сияет со следами недавнего евроремонта голая оконная рама.

Хозяин дома стоит во дворе и с легкой иронией смотрит на толпу, окружившую министра обороны Анатолия Сердюкова и губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, где каждый из людей, прорвавшись к ВИПам, на что-то жалуется, чего-то просит, делится какими-то проблемами, а кто-то и благодарит за помощь. Ему, этому мужчине, понятно: начальство уедет, а восстанавливать дом и все то, что было в нем, все равно придется самому, его родным и близким. Конечно, в том числе и на те средства, которые уже выделило правительство страны и руководство края, но разве деньгами компенсируешь или возвратишь всю ту жизнь, что унес бешеный потоп?!

Недалеко от этого дома отделение солдат под руководством офицера забрасывает в ковш автопогрузчика последние остатки мусора. Знакомлюсь с их командиром. Старший лейтенант Евгений Хохлов из 7-й Новороссийской десантно-штурмовой дивизии, командир роты. Говорит, что они здесь, в Крымске, уже 12-й день, успели зачистить девять секторов (весь город разбит на 42 сектора, 24 из которых отдано под ответственность солдат и офицеров Минобороны). Работают практически от темна до темна с перерывом на принятие пищи, но никто не ропщет. Понимают, людям надо помочь.

Двое мужиков, сидящих на тракторе и покуривающих сигареты, кивая на толпу, окружившую министра обороны и губернатора края, говорят мне:

– Показуха!

Спрашиваю:

– В чем именно? В другое время, когда большие начальники отсутствуют, солдаты тут не работают?

Внятного ответа нет. Допытываться, почему так говорят, бесполезно. Но на чужой роток свой платок не накинешь. Так всегда бывает – кто-то трудится, а кто-то комментирует чужую работу. Не всегда добрыми словами.

А зачистка дворов и улиц Крымска действительно заканчивается. По словам заместителя министра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, отвечающего за материально-техническое обеспечение войск, с первых дней, когда в город прибыли военнослужащие 23 частей и подразделений Южного военного округа и Воздушно-десантных войск, в том числе и голубые береты 7-й Новороссийской десантно-штурмовой дивизии, – всего 5600 человек, из которых 525 офицеров, очищено от мусора и грязи 3521 подворье (на конец минувшей недели оставалось еще 586), расчищено 53,4 км дорог (оставалось 6,5 км) и закончена работа в 18 районах города. Они подготовлены для восстановления порушенных домов и хозяйственных построек. На очистные работы был выделен 271 автомобиль, из них более 120 самосвалов и 6 поливальных машин. В городе продолжают работать солдатские кухни, бани. Медицинские пункты, услугами которых может воспользоваться каждый желающий.

Спрашиваю у министра обороны:

– Как может сказаться отрыв стольких солдат и офицеров от боевой учебы на их подготовку к стратегическим командно-штабным учениям «Кавказ-2012»?

– Я думаю, никак не скажется, – отвечает Анатолий Сердюков. – Нам просто придется более интенсивно готовиться. Мы отвлекли людей буквально на неделю-другую. Я думаю, это не принципиально. Всего пять тысяч с небольшим. А, как вы знаете, у нас довольно большое число военнослужащих будет принимать участие в учениях – более 35 тысяч. Поэтому пять тысяч не так существенно для такой большой группировки. Думаю, у нас есть время, чтобы наверстать упущенное.

Министр обороны России Анатолий Сердюков сказал мне, что, по высказываниям местного населения и глав администраций, да и губернатора, военные поработали очень неплохо. Все довольны, военнослужащие ведут себя прилично. Слава богу, никаких правонарушений за это время нет. «По окончанию всей этой работы я, вероятнее всего, выпишу соответствующие благодарности и премии для военнослужащих, мы их обязательно поблагодарим за работу, – заявил он. – Я здесь уже третий раз за последнее время и вижу, какая тут динамика происходит, как ребята относятся к своей работе. Мне кажется, что они достаточно серьезно относятся к работе и понимают, какая трагедия здесь произошла, как много погибло тут людей».

«Мы здесь недалеко под Крымском построили 550 квартир, – сообщил Сердюков, – и по просьбе губернатора мы их передадим краю, чтобы можно было пересилить и обеспечить хоть часть граждан, которые нуждаются в этом жилье. Соответственно получим другой участок земли и построим там новые дома в соответствии с нашими потребностями».

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев горячо поблагодарил министра за такое решение и сказал, что передача квартир, которые были построены для офицеров, пострадавшим от наводнения, естественно, за деньги, хотя это и не важно, «это для нас чудо, уникальная возможность быстро решить квартирный вопрос для пострадавших».

...Командировка в Крымск была короткой. Успел что-то увидеть, что-то поснимать, с кем-то перекинуться парой фраз. Нужно возвращаться. Опять «утонувший» аэродром. Опять вертолет. И мошкара, которая расплодилась тут после наводнения видимо-невидимо, вечером она кусает со страшным остервенением.

Это, наверное, самая большая неприятность, которую испытывают наши ребята.

Крымск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Екатерина Трифонова

Защите не позволяют непосредственно оценивать доказательства обвинения

0
317
Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Михаил Сергеев

На новом этапе борьбы с инфляцией правительству предстоит борьба с самим собой

0
441
Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Владимир Мухин

Накопившиеся на фронте и в обществе проблемы отрицательно влияют на боеспособность армии

0
395
Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Ольга Соловьева

Отказ от энергоносителей из РФ осложняется экономикой и географией

0
401

Другие новости