0
5859
Газета Армии Интернет-версия

03.08.2012 00:00:00

Хроника времен "Славянки"

Александр Якубовский

Об авторе: Александр Викторович Якубовский - первый начальник ЦТРС МО РФ в 1992-1996 годах, полковник запаса.

Тэги: сми, телевидение, армия


сми, телевидение, армия Идея создания ЦТРС родилась на радиостанции "Волга" в Германии. 1975 год.
Фото предоставлено автором

В летописи современной российской армии 28 июля 1992 года занимает особое место. Именно в этот день министром обороны Павлом Грачевым был подписан, не побоюсь этого слова, исторический приказ №88 «О создании Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны Российской Федерации». Вот его важнейшие положения.

«ЦТРС МО РФ создана на правах самостоятельного управления при Главном управлении по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации в целях оперативной подготовки и распространения общественно-политической информации о деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, а также дальнейшего совершенствования процесса обучения и культурного обслуживания военнослужащих и членов их семей.

ЦТРС предоставлены права юридического лица и самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности с сохранением бюджетного финансирования по смете Министерства обороны Российской Федерации.

Начальник Генерального штаба до 15 августа 1992 года должен утвердить организационно-штатную структуру ЦТРС за счет объединения и структурной реорганизации отдела телерадиовещания при Комитете по работе с личным составом, отдела военных редакторов-консультантов Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», отдела военных комментаторов иновещания, телевизионного центра Военно-морского флота, редакции видеоприложения журнала «Советский воин».

Сфера деятельности ЦТРС: подготовка теле- и радиоматериалов, организация взаимодействия и сотрудничества телерадиоцентров армии и флота с Всероссийской государственной телерадиовещательной компанией, другими структурами телевидения и радиовещания Российской Федерации и Содружества независимых государств, развитие телевизионных кабельных сетей, согласование частот радио- и телевизионных передатчиков, использование существующих каналов телевидения и радиовещания через искусственные спутники Земли».

17 ЛЕТ ИДЕЯ ВИТАЛА В ВОЗДУХЕ

Когда знакомился с этим документом, невольно вспомнил события почти двадцатилетней давности. Тогда капитан Валерий Волошин и автор этих строк были корреспондентами радиостанции Группы советских войск в Германии «Волга», которая в то время являлась единственным военным электронным средством массовой информации. И летом 1975 года во время празднования 30-летия нашей радиостанции мы предложили рассмотреть вопрос о том, чтобы не только ГСВГ, но и Министерство обороны располагало собственной телерадиовещательной студией для освещения жизни и деятельности Вооруженных сил. Когда мы говорили об этом, естественно, в силу своего служебного положения даже не могли и предполагать, какая работа уже проводится высшим военным руководством в этом направлении. Но это было нашей мечтой. И как оказалось, в дальнейшем наша журналистская судьба во многом сложилась в соответствии с тем пожеланием. Достаточно сказать, что Валерий Волошин возглавил созданный в 1989 году в Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию отдел военных редакторов-консультантов (впоследствии именно этот отдел, преобразованный после распада СССР в одно из подразделений телерадиокомпании «Останкино», вошел в состав ЦТРС).

Решению Павла Грачева о создании ЦТРС предшествовала масштабная работа его предшественников. Так, в докладной записке Маршалу Советского Союза Дмитрию Язову, подготовленной 20 октября 1990 года, председателем координационно-оперативной группы (сформированной приказом министра обороны СССР от 15 июля 1990 года № 284) генерал-полковником Геннадием Стефановским, в частности, говорилось: «Создание системы телерадиовещания ВС СССР юридически обосновано, практически осуществимо и экономически целесообразно. Ввод системы можно было бы осуществить поэтапно.

1 этап 1991–1992 годы – создание и ввод в эксплуатацию Центральной телевизионной студии МО СССР, использование каналов передачи информации Минсвязи СССР на существующую сеть приемных станций системы «Запад» и «Восток», отработка концепции развития телерадиовещания Вооруженных сил СССР, в том числе с использованием производственно-технической базы Гостелерадио СССР.

2 этап 1993–1995 годы – создание и ввод в эксплуатацию головных телецентров в военных округах, на флотах, модернизация систем «Запад» и «Восток», создание мобильных телевизионных средств.

3 этап 1996–2000 годы – развитие сети телерадиовещания с учетом ввода новых космических систем телевидения и радиовещания».

Примечательно, что ЦТРС была создана всего через два с небольшим месяца после образования Министерства обороны России. Один этот факт позволяет судить о том, какое значение военное руководство придавало оперативному и объективному информированию общества о жизни и деятельности Вооруженных сил. Существенную роль в этом играли военные средства массовой информации: газета «Красная звезда», еженедельник «Сын Отечества», 17 окружных, групповых и флотских газет, 12 армейских и флотильских газет, около 100 многотиражных газет, 17 военных журналов. Разовый тираж их изданий составлял около 1,5 млн. экземпляров. Но это было, как говорится, каплей в море по сравнению с тем объемом информации о проведении военной реформы, сокращении Вооруженных сил, переходе на контрактную службу, событиях в Таджикистане, Закавказье, выводе войск из Германии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Прибалтики, которую сотни печатных изданий и ведущие телерадиоканалы ежедневно предлагали массовой аудитории. При этом далеко не всегда эта информация носила объективный и конструктивный характер. В частности, доходило до того, что некоторые СМИ вместо детального и объективного освещения проблем, захлестнувших армию и флот, систематически публиковали конкретные методические разработки по уклонению от призыва на действительную военную службы.

Все это свидетельствовало, что ЦТРС предстояло наладить свою деятельность в очень непростых условиях.

СОЗДАТЕЛИ ВОЕННОГО ЭФИРА

Первые назначения в ЦТРС состоялись 11 сентября 1992 года. Всего в ее штате числились 132 человека, в том числе 70 военнослужащих. Основными творческими подразделениями являлись Студия телевещания и видеоматериалов (30 человек, в их числе 14 военнослужащих, главный редактор – полковник Владимир Боровяк) и Студия радиовещания и аудиоматериалов (37 человек, в их числе 19 военнослужащих, главный редактор – полковник Вадим Соловьев, который впоследствии много лет возглавлял «Независимое военное обозрение»). Служба главного инженера ЦТРС (подполковник Николай Зыбарев) включала отдел эксплуатации телерадиосетей системы телерадиовещания (девять человек, в их числе четверо военнослужащих, начальник отдела – полковник Валентин Масановец) и технический центр (42 человека, в их числе 28 военнослужащих, начальник ТЦ – капитан 1 ранга Виталий Рыжов).

Уникальность ЦТРС обусловила проведение соответствующих организационных мероприятий. В частности, в первую очередь был подготовлен приказ министра обороны от 4 марта 1993 года № 119 «Об обеспечении деятельности Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны Российской Федерации», которым было введено в действие Положение о ЦТРС. Это позволило выстроить систему отношений как со всеми структурами Министерства обороны, так и с центральными телерадиоканалами.

Кроме того, директивой Генерального штаба был установлен порядок допуска сотрудников ЦТРС в органы военного управления, воинские части, на корабли, в военно-учебные заведения, учреждения и предприятия Министерства обороны Российской Федерации для проведения телевизионных съемок и подготовки радиопередач. Появление этого документа во многом объяснялось тем, что необходимо было поставить надежный заслон стрингерам, которые не раз предпринимали попытки получить эксклюзивную информацию в воинских частях, представляясь сотрудниками ЦТРС.

Параллельно с организационными мероприятиями мы организовали работу по подготовке телерадиопрограмм ЦТРС. Особенность этого процесса заключалась в том, что почему-то в представлении подавляющего большинства руководителей военных структур ЦТРС ошибочно отождествлялась с электронным средством массовой информации. Понимание нюанса, заключавшегося в разных статусах предприятия, предназначенного для выпуска соответствующих видов аудиовизуальной продукции, и электронных средств массовой информации в виде телерадиопрограмм ЦТРС, пришло со временем. Кстати, наши телерадиопрограммы именно как СМИ уже в сентябре 1992 года были зарегистрированы под названием «Славянка» в Министерстве печати и информации России, а фрагмент этого всемирно известного марша стал заставкой наших радиопрограмм.

Основным творческо-производственным подразделениям ЦТРС – телерадиовещательной и радиовещательной студиям пришлось организовывать свою деятельность в разных условиях. Дело в том, что телестудия располагала самым современным техническим оборудованием для собственного производства видеоматериалов. Пять камер «Betakam-SP» и монтажный суперкомплекс вызывали неподдельную зависть даже у ряда телестудий «Останкино». И мы не раз вспоминали добрым словом руководство журнала «Советский воин», которое не только создало видеоприложение к своему изданию, но и сумело оснастить его столь эффективной и производительной техникой. Теперь, когда вся производственная база редакции видеоприложения журнала «Советский воин» оказалась в распоряжении ЦТРС, не было никаких проблем при проведении телесъемок и монтаже видеоматериалов.

В совершенно другой ситуации оказалась наша студия радиовещания. У нее не было собственной производственной базы. Поэтому и оборудование, и помещения пришлось арендовать. Благодаря организаторским способностям главного редактора радиовещательной студии Вадима Соловьева удалось заключить выгодные для ЦТРС договоры, что позволило в короткие сроки организовать подготовку аудиоматериалов об актуальных событиях в жизни и деятельности армии и флота. Достаточно сказать, что с января 1993 года позывные радио «Славянки» ежедневно зазвучали на «Маяке» в 22.30 по московскому времени, когда в эфир выходила наша пятиминутная информационная программа. Кроме того, по пятницам в это же время транслировалась уже 30-минутная программа. На «Радио России» 10-минутные информационные программы «Славянки» выходили в эфир по вторникам, четвергам и субботам в 6.40, а тематические программы формата 40 минут – каждое третье воскресенье в 18.20.

Наряду с этим нам удалось организовать радиовещание, рассчитанное на личный состав российских войск в Закавказье, Таджикистане, Приднестровье и Калининградской области. Для этого соответственно после получения всех необходимых разрешений и согласований частот вещания были задействованы возможности коротковолнового передатчика одного из узлов связи Генерального штаба. Двухчасовой формат позволил значительно расширить как информационно-тематическое, так и музыкальное содержание программы «Славянка», которая выходила в эфир ежедневно, кроме воскресенья, в 20.00 по московскому времени. О значении и дальнейшей необходимости начатого вещания свидетельствовали письма наших слушателей, пожелания которых мы учитывали при подготовке каждой новой программы.

Разместить в телеэфире материалы, подготовленные нашей студией телевещания, оказалось гораздо сложнее. В первую очередь по объективным причинам. На каналах ОРТ и ВГТРК в то время в эфир выходили их собственные воскресные информационно-аналитические программы военной тематики: «Полигон» и «Аты-баты». Естественно, что руководство этих каналов не хотело отказываться от них. Кроме того, достаточно четко обозначился и субъективный фактор. К ЦТРС относились как к сугубо ведомственной организации, которая специально создана для того, чтобы нивелировать армейские проблемы, не обсуждать острые вопросы и недостатки. Именно такие аргументы приводились в ходе встреч и переговоров.

ЭКСКЛЮЗИВ ИЗ ОКОПА

Отношение изменилось после появления наших сюжетов с логотипом «ВоенТВ» в информационных программах «Новости», «Вести», «Сегодня», «Итоги», «2х2». Во-первых, они отличались эксклюзивностью. Во-вторых, показывали реальную жизнь личного состава армии и флота, обстановку в горячих точках, мужество и героизм солдат и офицеров при выполнении служебного долга. На такую информацию всегда есть спрос. И новостные программы ведущих российских телеканалов ежедневно размещали сюжеты «ВоенТВ». Мы не раз имели возможность убедиться в том, что наша продукция востребована аудиторией. К тому же наши корреспонденты освещали самые злободневные проблемы. Например, в одном из материалов речь шла о передислокации воздушно-десантной дивизии из Закавказья в Ульяновскую область. Благодаря этому двухминутному сюжету в программе «Новости» на канале «Останкино» была сделана объективная оценка безответственного отношения местной администрации к выполнению задач, поставленных правительством России, по созданию условий для размещения десантников.

Особо следует отметить наши взаимоотношения с руководителем военной программы «Полигон» на канале «Останкино» Михаилом Лещинским. Вместе с ним мы планировали темы сюжетов, обсуждали проблемы, которые необходимо раскрыть корреспондентам «ВоенТВ». Как истинный знаток военной темы он во многом способствовал раскрытию творческого потенциала ряда сотрудников телестудии ЦТРС. Например, дебют нашего «Армейского магазина», рассчитанного на молодежную аудиторию, состоялся именно в программе «Полигон». Этот 15-минутный выпуск совершенно новой информационно-развлекательной молодежной программы, авторами которой выступили наши корреспонденты Александр Ильин и Дана Борисова, стал еще одним свидетельством спроса на продукцию ЦТРС. Необходимо отметить, что при этом мы использовали результаты социологического исследования по определению наиболее рациональных форм вещания ЦТРС, проведенного Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных сил Российской Федерации. Рекомендации центра позволили нам гораздо предметнее сформировать тематическую и содержательную политику телерадиовещания. Кроме того, по нашим запросам курсанты факультета журналистики Военного университета с 1993 года стали регулярно проходить стажировку на ЦТРС.

Первые 30-минутные тематические программы «ВоенТВ» вышли в эфир на ТВ-6 в эфире телеканала «Северная корона» в январе 1993 года. В соответствии с договором наши программы транслировались еженедельно каждую субботу. С 1994 года наши отношения строились напрямую с ТВ-6. Тематические программы стали особым видом продукции «ВоенТВ». Как правило, они посвящались конкретной проблеме. Например, военной доктрине, социальной защите военнослужащих, социальной защите участников Великой Отечественной войны, воссозданию храма Христа Спасителя, походу атомной подводной лодки на Северный полюс. Кроме того, мы готовили уникальные циклы тематических телепередач. Так, к 300-летию российского флота наш корреспондент подполковник Анатолий Клепиков подготовил семь таких видеофильмов. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в телеэфире вышло девять программ, автором которых был Борис Обазюк. Три программы о миротворческих силах России подготовил полковник Сергей Толстой.

Продукцию «ВоенТВ» отличала эксклюзивность. Наши творческие группы в составе корреспондента, видеооператора и инженера проводили уникальные съемки в войсках и на флотах. И летом 1993 года мы подготовили информационную программу «Военный курьер». Она была своеобразным конкурентом программы «Аты-баты», выходившей в то время каждое воскресенье на телеканале «Россия». «Военный курьер» формата 15 минут стал выходить в сетке вещания дирекции межрегиональных программ по пятницам. Произошло это во многом благодаря руководителю этой дирекции В.Новикову, который убедил свое руководство в необходимости сотрудничества с ЦТРС. Особое значение приобрели специальные выпуски «Военного курьера», рассказывающие о боевых действиях в Чеченской Республике. В тот период творческие группы ЦТРС, в состав которых одновременно входили сотрудники и телестудии, и радиостудии, постоянно находились в боевых порядках российских войск. Естественно, что материалы наших корреспондентов Владимира Орлова, Михаила Архипова, Михаила Дурнева, Аркадия Украинского, Владимира Боровяка, Владислава Арясова, Дмитрия Бикетова, Александра Минакова, Александра Островского, Игоря Крондо, Юрия Белова и других в эфире радио «Славянка», «Маяк», «Радио России», в программах «Новости», «Вести», «Сегодня» пользовались большой популярностью. В частности, очень высокую оценку получила работа заместителя главного редактора студии радиовещания полковника Владимира Орлова, который был награжден орденом Мужества.

В БОЙ ИДЕТ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

Руководство Министерства обороны придавало большое значение деятельности ЦТРС. Спрос был строгим, но при этом нам оказывали всемерную поддержку. Достаточно сказать, что Павел Грачев обратился к президенту России Борису Ельцину и председателю правительства Виктору Черномырдину с просьбой выделить на 1 канале «Останкино» в еженедельной сетке вещания 30 минут эфирного времени для телепрограммы ЦТРС. И в мае 1995 года этот вопрос был решен за счет того, что половину эфирного времени программы «Полигон» предоставили программам «ВоенТВ»: «Пеленг» и «Армейский магазин». В результате объем еженедельного телевещания ЦТРС составил около полутора часов.


Главный редактор полковник Вадим Соловьев на «боевом посту».
Фото предоставлено Вадимом Соловьевым

Несмотря на то что информационная программа «Военный курьер» имела хороший рейтинг, руководство ВГТРК по непонятным причинам, видимо, из-за нежелания заключить договор с ЦТРС, летом 1995 года решило больше не предоставлять нам эфир. Вместе с тем в этот период мы были готовы к тому, чтобы еженедельно выпускать «Военный курьер» в 30-минутном формате. Тем и видеосюжетов в нашем распоряжении было предостаточно. Именно об этом и состоялся разговор с генеральным директором ОРТ Сергеем Благоволиным. Наше предложение заинтересовало его. Для начала нам предложили подготовить пилотную программу. В сентябре 1995 года мы представили ее под названием «Служу России». Решение было просто оперативным: ее поставили в эфир. С октября 1995 года в соответствии с договором, заключенным между ОРТ и ЦТРС, на 1-м канале еженедельно по воскресеньям в 12.00 стала выходить наша 30-минутная программа. При этом три раза в месяц мы готовили для эфира телевизионную передачу «Военный курьер» и один раз – «Армейский магазин». В дальнейшем мы планировали расширить линейку программы «Служу России». В частности, предполагали готовить еженедельные программы «Ветераны войны» и «Военная тайна», которые вместе с уже упомянутыми телевизионными передачами должны были составить ежемесячный цикл.

Видимо, из-за несомненно огромного влияния телевидения на общественное сознание, военное руководство несколько принижало значение радиовещания. Как правило, в первую очередь анализировались телепередачи «ВоенТВ». Вместе с тем общий объем вещания радио «Славянка» в 1995 году еженедельно составлял 16 часов. Позывные «Славянки» хорошо знали в России. На «Маяке» и «Радио России» наши информационные и тематические программы имели высокие рейтинги. Особое значение имели двухчасовые программы «Славянки», выходившие в эфир на коротких и средних волнах и рассчитанные на личный состав российских войск в Чечне, Таджикистане и Калининградской области. Сотрудники «Славянки» делали все от них зависящее, чтобы радиопередачи были интересными и познавательными, способствовали повышению боевой готовности войск, укреплению дисциплины, повышению престижа военной службы.

Наши возможности по производству телерадиопрограмм были бы решены гораздо быстрее, если бы в нашем распоряжении имелось достаточное количество профессионально оборудованных аппаратных для монтажа и студий. Дело в том, что сначала предполагалось разместить ЦТРС в строящемся инженерном корпусе УНКС на Шаболовке. Однако проект превратился в долгострой. Стало ясно, что необходимо искать другой вариант. Благодаря усилиям и настойчивости сотрудников службы главного инженера ЦТРС, возглавляемой подполковником Николаем Зыбаревым, удалось добиться выделения необходимых средств для переоборудования помещений в здании, где размещалось Главное управление по работе с личным составом по улице Шапошникова, дом 14 (ныне – Колымажный переулок). Работы здесь начались в 1994 году и к февралю 1996 года находились в стадии завершения. Здесь же находилась уникальная цифровая аппаратура для студии радиовещания, поставленная по контракту из Германии. Ввод в действие аппаратно-студийного комплекса ЦТРС позволил в полной мере реализовать имеющие творческие и технические возможности для производства собственных телерадиопрограмм.

Анализ деятельности ЦТРС свидетельствует, что она в полной мере оправдала статус уникальной и перспективной структуры, предназначенной для производства телерадиопрограмм военно-патриотической тематики. Именно в первоначальный период, если можно так образно сказать, под знаменами «Славянки» сложился ее коллектив, лучшие представители которого стали настоящими звездами эфира. И не случайно, что впоследствии именно ЦТРС стала основным производственным подразделением телерадиокомпании «Звезда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1681
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1690
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1434
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
888

Другие новости