Здоровый образ жизни – основа хорошей физической формы солдата XXI века.
Фото Виктора Литовкина
В октябре российское правительство без возражений одобрило разработанный Минздравом законопроект, направленный против курения. При его подготовке был использован передовой международный опыт в области охраны здоровья от табачного дыма.
Россия в числе 170 стран участвует в Конвенции по борьбе против табака, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2003 году. В числе мер по будущему законодательному акту предусматривается ряд жестких, в том числе и неординарных запретов, которые будут вводиться поэтапно до 2016 года. Главный государственный санитарный врач России, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко назвал эти нововведения «прорывом и манифестом» в антитабачной политике государства, поскольку, по его словам, сегодня мужчины в России в среднем теряют из-за курения девять лет жизни, женщины – шесть лет.
Проблема ограничения потребления табака вот уже несколько лет определенным образом решается и в армии, где значительное число курящих военнослужащих.
ПО ПУТИ ЛЬВА ЯШИНА?
Некоторые любители подымить буквально поражают своим пагубным пристрастием. Автор этих строк за годы службы в Вооруженных силах и пограничном ведомстве страны повидал таких. Один из них, мой начальник, капитан 1 ранга, буквально не выпускал изо рта сигарету. Его персональный кабинет был насквозь пропитан едким дымом. Уже к обеду капраз выкуривал одну пачку, которую «разрешала» ему жена, и начинал стрелять курево у солдат. Если у тех не оказывалось лишней сигаретки, просил оставить ему «на пару затяжек» уже зажженную. Пришлось даже как бы исподволь, деликатно поставить ему на вид: мол, это не к лицу офицеру в высоком звании и в нерядовой должности, который вполне может себе купить и две, и три, и даже десять пачек на день. В ответ капраз только вздохнул: если купит, то все и выкурит! Но внял укору: угощаться сигаретами у других, правда, не бросил, но стал покупать и отдавать пачки тем, у кого «занимал» больше всех. Таким образом он себя «ограничивал» в курении.
Наверняка каждому офицеру встречались подобные «дымочадцы», столь безответственно, если не сказать наплевательски, относящиеся к здоровью своему и окружающих.
Но что брать «рядовые» примеры. Ярким образчиком на посту министра обороны был Сергей Иванов (ныне глава администрации президента). За шесть лет у руля военного ведомства он столь «продымил» свой большой кабинет табачищем, что его некурящему сменщику Анатолию Сердюкову пришлось не только менять в нем обстановку, но даже заменять широкие деревянные панели на стенах. Хотя, наверное, они впитали зловредные дымы и всех других российских и советских министров, каждый из которых был заядлым курильщиком. Кстати, новый министр обороны генерал армии Сергей Шойгу раньше активно курил. В октябре 2010 года руководитель управления информации МЧС Ирина Андрианова утверждала, что Сергей Кужугетович избавился от вредной привычки почти два года назад. И действительно, с тех пор нет ни одной фотографии, на которой бы папарацци запечатлели Шойгу с сигаретой. Надо признать, что не у всех членов правительства такая сила воли.
Однажды Иванову попенял даже Владимир Путин в бытность свою премьер-министром. В октябре 2010-го нынешний президент, призывая членов правительства активнее бороться с табакокурением, самим оставить это убийственное занятие и личным примером стимулировать граждан к здоровому образу жизни, заметил Сергею Борисовичу: «А что вы смеетесь? Вам тоже надо бросать!» Интересно, прокуривает ли столь же дымозавесно глава президентской администрации свой нынешний кабинет на Старой площади?
На памяти и другие, уже хрестоматийные примеры.
Не щадя себя курил любимый народом генсек Леонид Брежнев. В свое время для него даже «изобрели» короткие сигареты с фильтром (под названием «Новость»), чтобы он ограничивал себя в курении и берег свое драгоценное здоровье. Более того, умельцы специально для «дорогого Леонида Ильича» изготовили портсигар с таймером и замочком, которым хозяин мог воспользоваться не ранее, чем через 45 минут. Однако и это не помогало. Вождь, не дожидаясь, когда «сезам» в очередной раз откроется, стрелял сигареты у других. А когда врачи категорически запретили ему «баловаться» даже «Новостью», генсек, испытывая неукротимое вожделение, стремился оказаться в обществе дымящего. Даже своего личного переводчика Виктора Суходрева просил: «Витя, закури, будь другом!» И когда тот закуривал, «пятижды герой» просил, чтобы он дымил прямо в его сторону, не церемонясь.
Курцом из курцов прослыл и «великий вратарь XX века» Лев Яшин. Он выкуривал по три-четыре пачки «Беломора» или «Столичных» в день. Тренеры вынуждены были закрывать на это глаза. 60 лет от роду в тяжких муках он умер от рака легких. Кстати, в тот же год, что и Яшин, 53-летним ушел из жизни и футбольный нападающий на все времена Эдуард Стрельцов, который также страдал раком легкого. По той же причине – от облитерации сосудов на обеих ногах – безвременно (не дожил нескольких дней до своих 43) умер актер Павел Луспекаев, создавший знаменитый образ таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни». За кадром он тоже вскрывал пачку за пачкой. Безбожно курил и другой известный киноактер, сыгравший немало ролей военных, Евгений Матвеев. После смерти знавшие его поведали, что он мог выкурить по три-четыре сигареты или папиросы без остановки, прикуривая каждую следующую от предыдущей. А курил артист с подросткового возраста. Матвеев умер на 82-м году жизни и тоже от рака легких. Рассказывают, перед уходом он попросил дать ему в последний раз сигарету и изрек: «Наверное, это все от курения…» Протянул же столь долго, нещадно куря скорее всего лишь потому, что у него от рождения было богатырское здоровье и мощная крестьянская закалка в юности. Актер Александр Абдулов, тоже не щадивший себя курильщик, который, вероятно, был не столь закален, скончался от рака легких в 54, не отказывая себе в «удовольствии» глотать дым и во время болезни.
Возможно, не кури Матвеев или кури умеренно, прожил бы дольше. Подсчитано, что каждая употребленная «в себя» сигарета сокращает жизнь на 14 минут. «Если бы я не курил, я прожил бы еще лет 10–15», – сказал незадолго до своей смерти знаменитый военный врач Сергей Боткин (умер в 57 лет).
Осенью 2006 года всемирно известный борец за свободу от никотиновой зависимости и автор книги «Легкий способ бросить курить» Аллен Карр убежденно предположил: «Если бы я не бросил курить, я бы умер 20 лет назад» (он скончался 72-летним тоже от рака легких – через 23 года после того, как в последний раз затянулся табачным дымом). И незадолго до своей смерти в 2008 году всемирно известный певец Муслим Магомаев (умер в 66 лет) сказал в одном из последних интервью: «Если было бы возможно прожить жизнь заново, то единственное, что я в ней изменил бы – это не стал бы курить…»
ПОЧТИ ВСЕ ПРИЗЫВНИКИ КУРЯТ…
По статистике, с табакокурением прямо или косвенно связано 45% смертей. Но мы не будем здесь в очередной раз подробно запугивать читателя страшилкой о том, что одна капля никотина убивает лошадь. Убедительнее выглядят цифры (их три года назад обнародовало Минобороны, программно приступая к вытеснению табака из армии). Среди молодежи наблюдается большая тяга к сигаретам: курящих юношей 50–70% (в Москве – почти 68%), дымящих девушек – 40–60% (в Москве – более 55%). Уровень табакокурения среди мужчин в регионах России составляет 55–82% (в Москве – около 65%), а среди женщин 13–40% (в Москве – без малого 34%).
По данным Минздрава (2010 год), РФ занимает первое место в мире по потреблению табака (следом идут Мексика и Египет), при этом число курильщиков в России растет, в то время как во многих странах – падает. Среднестатистические россияне выкуривают: мужчины – 18 сигарет в день, женщины – 13. Всего в России пагубным пристрастием страдают почти 44 млн. человек – более 39% от общего количества населения, и это число ежегодно увеличивается.
Для сравнения, в странах Старого Света курят 30% европейцев, из которых 35% приходятся на молодежь; в США – соответственно 17% и 25%, в Израиле – 22% и около 23% граждан. А, скажем, в союзной Беларуси эти показатели – более 32% и свыше 43%. В Казахстане, где в прошлом году курение было предложено признать народной трагедией, курят 27% населения (из них 12% – несовершеннолетние, из которых 80% – девочки от 12 лет).
Так называемому пассивному курению подвергаются 80% россиян (те, кто волей неволей вдыхают «чужой» дым). По статистике, один курильщик наносит вред трем некурящим. Тут нелишне будет напомнить (а кому-то узнать), что рядом с курящим некурящий вдыхает зловредностей от табачного дыма в десятки раз больше, чем поступает в легкие самого курильщика.
В Минобороны отмечают, что ситуация в обществе зеркально отражается в Вооруженных силах, где острота данной проблемы также остается крайне высокой. По данным анонимного анкетирования призывников в Москве, более 70% из них являются активно курящими. Что совпадает с материалами столичного Департамента образования – 70% старшеклассников курят, среди них примерно равное количество мальчиков и девочек. Всего в России курят более 3 млн. подростков: 2,5 млн. юношей (будущих призывников) и полмиллиона их сверстниц. Наибольшая «задымленность» наблюдается в профтехучилищах, где с сигаретами дружат 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.
…И ВЗРЫВАЮТ АРСЕНАЛЫ
А еще курение стало бичом для российского военного руководства в том смысле, что из-за несоблюдения элементарных мер безопасности (бросил окурок и не затушил) чередой взлетают на воздух арсеналы. Недавно это вынужден был признать заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков.
Выступая 23 октября на заседании президиума Общественного совета при Минобороны, посвященном проблемам утилизации устаревших боеприпасов, он привел такие примеры. Взрыв на полевом складе снарядов на полигоне «Донгуз» в Оренбургской области в октябре 2012 года произошел из-за курения в неположенном месте. В мае 2012 года на полигоне «Цугол» в Бурятии сгорел перевозивший боеприпасы «КамАЗ». «По версии водителя, источником внешнего огня явились искры, образовавшиеся из-за короткого замыкания электропроводки в результате неисправности крепления аккумуляторных батарей, – рассказал замминистра. – Однако военно-следственные органы и военная контрразведка настойчиво прорабатывают версию о курении водителя в кабине автомобиля во время движения».
Памятны и другие подобные случаи прошлых годов. Как отметил сам генерал Булгаков, «за 20 лет со дня образования российских Вооруженных сил таких крупных эпизодов насчитывается 31, в том числе два особо крупных в прошлом году». По его информации, регионам и государству нанесен колоссальный ущерб, оцениваемый в сумме не менее 5 млрд. руб. В связи с этим он привел сравнение: за последние полтора десятка лет на складах боеприпасов в различных странах произошло 40 крупных аварий. При этом – ни в одном государстве НАТО, где ракеты, снаряды и взрывчатые материалы хранятся с соблюдением предъявляемых требований. И где никто, образно говоря, не станет тушить бычок о боеприпас.
Воистину как в том бородатом анекдоте про Чапаева и Петьку, в котором сгорела конюшня, потому что Фурманов бросил рядом с ней непогашенный окурок.
А не запретить ли полностью?
На этом фоне еще в августе 2009 года российское военное ведомство совместно с Лигой здоровья нации разработало целевую программу «Армия без табака». Она стала результатом того понимания, которое встретил президент лиги – академик РАМН Лео Бокерия во время встречи с министром обороны. Известный кардиохирург с сожалением констатировал в беседе с министром, что по нормам довольствия на каждого солдата приходится по 10 сигарет в день, и это способствует тому, что многие парни начинают курить именно в армии.
Действительно, как подсчитали социологи, практика включать в армейский паек курево приводит к предсказуемым печальным результатам. К окончанию срока службы процент курильщиков в армии на 30–40% выше, чем среди новобранцев, и только 10% дембелей свободны от пагубного пристрастия. «Задача состоит в том, – говорил Бокерия, – чтобы хотя бы те, кто не курил до армии, не начали курить во время службы в ней».
Минобороны РФ нацелилось на куда более масштабные итоги. Было заявлено, что к 2020 году доля некурящих военнослужащих будет доведена до 90–95%. При этом уже в 2012 году число солдат и офицеров, подвергающихся пассивному курению, должно снизиться на 50%. Полная защита от такого вредного воздействия должна быть достигнута на всех военных объектах – как закрытых, так и открытых. До конца текущего года уровень отказа от потребления табака среди курящих военнослужащих должен достичь 40%. В планах – сокращение доли курящих военнослужащих по призыву с 60% в 2012 году до 10% в 2020-м. За те же сроки число курильщиков, проходящих воинскую службу по контракту, планируется сократить в 10 раз, и их число должно составить лишь 5% от сослуживцев, ведущих здоровый образ жизни.
Впечатление такое, что если все пойдет по плану, то к 2020 году понятие «курящий солдат», а тем более «курящий офицер» станет нонсенсом: будет создана такая атмосфера, что любителям подымить и обкурить однополчан станет некомфортно служить в воинских коллективах.
Обозначенные промежуточные плановые показатели сверять с реальностью еще рановато (2012 год не завершился). Но заметно, что военное руководство за три года предприняло ряд мер в рамках антиникотиновой программы. Специалисты изучают социально-психологические предпосылки и механизм развития вредной привычки в войсках. Проведена работа по устранению противоречий в существующих руководящих документах и принятию запретительных и ограничительных мер, исключающих вовлечение военнослужащих в табакокурение и уменьшающих воздействие на них табачного дыма. Последовал и ряд профилактических и разъяснительных мероприятий.
Надо отдать должное военному руководству, запретительные меры были проведены незамедлительно. Еще до принятия программы «Армия без табака» замминистра обороны РФ генерал Дмитрий Булгаков сообщил, что в новом рационе российских военнослужащих, который вводится в действие с первого квартала 2010 года, не будет сигарет: «Мы прекратили закупки сигарет для военнослужащих и заменили их карамелью и сахаром». То есть теперь солдат, если ему невтерпеж подымить, может приобрести сигареты в магазине за свой счет.
В августе 2010 года в российских Вооруженных силах был издан приказ министра обороны о запрете курения во всех ведомственных зданиях Минобороны. Это произошло впервые. Ранее военнослужащим уставом лишь рекомендовалось воздерживаться от курения в движении. Во исполнение нововведения к ноябрю того же года курилки были ликвидированы во всех служебных помещениях, туалетах, коридорах и на лестничных площадках. Отравлять свои легкие теперь можно только на улице в специально отведенных местах. Правда, со временем ничего не сообщалось о том, как выполняется это распоряжение непосредственно в гарнизонах и насколько эффективно осуществляется контроль того, чтобы военные объекты курильщиками более не «обникотинивались».
Глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко публично предложил полностью запретить курение в армии, сопроводив запрет мощным прессингом воспитательного и разъяснительного характера: «Солдат и офицеров необходимо отвлекать на совершенно другие занятия, чтобы у них не было свободного времени подумать о том, как бы покурить». Полный запрет на курение в подразделениях Онищенко обосновывает и тем, что в армии находятся еще несформировавшиеся люди, «и как раз именно там можно воздействовать на них, в том числе и запретительными мерами».
В Минобороны пока никак не прокомментировали эту инициативу. А если еще учесть, что прошло уже три года с момента старта достаточно амбициозной программы «Армия без табака», молчание военного ведомства вызывает недоумение.