0
8213
Газета Армии Интернет-версия

25.01.2013 00:00:00

Российские летчики налетали научный минимум

Тэги: армия, авиация, ввс


армия, авиация, ввс Фронтовой бомбардировщик Су-24МК.
Фото с сайта www.sukhoi.org

Минобороны РФ обнародовало предварительные итоговые данные по налету пилотов российских ВВС в 2012 году. В частности, официальный представитель Управления пресс-службы и информации МО России по Военно-воздушным силам подполковник Владимир Дерябин сообщил, что всего в различных родах авиации совершено более 100 тыс. вылетов для отработки задач воздушной навигации, свыше 15 тыс. вылетов для практического бомбометания и около 13 тыс. вылетов на применение ракетного вооружения. При этом общий налет летчиков ВВС составил более 300 тыс. часов. Существенно увеличился и годовой налет каждого военного пилота.

ДОСТАТОЧНО ТОПЛИВА – МНОГО ПОЛЕТОВ

Дерябин отметил, что более чем на 20% по сравнению с 2011 годом возросла интенсивность летной подготовки пилотов, которая проходила на авиабазах Военно-транспортной (ВТА) и Дальней авиации (ДА). Так, экипажи ДА более 20 раз привлекались к полетам по планам стратегического сдерживания, а экипажи ВТА свыше 130 раз участвовали в мероприятиях авиационного обеспечения боевой подготовки частей и подразделений других видов и родов войск. Например, за 2012 год было десантировано более 60 тыс. военнослужащих Воздушно-десантных войск. Особое внимание было уделено подготовке молодых летчиков, выпускников 2011 года, которые в среднем налетали около 100 часов каждый.

Ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Андрей Бобрун проинформировал, что в 2012 году средний налет на каждого летчика значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом и достиг 125 часов. «При этом средний налет командиров экипажей составил более 175 часов, – уточнил он. – По сравнению с 2011 годом этот показатель увеличился более чем на 20%». По его словам, лучших показателей в 2012 году достигли летчики из Курска (в «номинации» фронтовая и истребительная авиация) с налетом более 150 часов. В армейской авиации – авиабаза в Вязьме, каждый пилот которой налетал свыше 215 часов. Аналогичный показатель в авиационных частях транспортной авиации – не менее 170 часов на каждого авиатора.

Эти данные не могут не радовать. Как отметил в декабре на встрече с доверенными лицами российского президента министр обороны РФ Сергей Шойгу, «мы видим, что у нас летчики стали летать в 20 раз больше, чем пять лет назад».

Действительно, по оценкам специалистов, научно обоснованный минимальный годовой налет для летчиков военной авиации составляет 110–130 часов. В противном случае не происходит поддержания на должном уровне необходимых навыков в пилотировании, что может привести к ЧП в воздухе. В 2003 году в российских ВВС средний годовой налет на одного летчика составлял лишь от 12 до 44 часов, в 2006-м – 39 часов, в 2011-м – 90 часов.

Таким образом, в российских ВВС в немалой степени решена задача, которая была поставлена перед военной авиацией в конце 2011 года, чтобы каждый авиатор в 2012 году налетал не менее 130 часов. В последующем, как планировали тогда же в Генеральном штабе, «мы перейдем на 200–220 часов, и таким образом налет российских летчиков приблизится к международным стандартам».

Столь заметно повысить летный профессионализм пилотов позволило то обстоятельство, что в авиачасти стало бесперебойно поступать необходимое количество топлива. Его в полной мере стало хватать, чтобы осуществлять как долговременные дальние полеты стратегических бомбардировщиков и противолодочной авиации, так и увеличить интенсивность подготовки истребителей и штурмовиков. В нулевые годы подобной картины не наблюдалось: лимиты на авиационный керосин из года в год урезались.

Известно также, что в Советском Союзе каждый, кто держал в руках штурвал военного транспортника или ручку управления истребителем, бомбардировщиком, налетывал не менее 200 часов в год. У отдельных пилотов этот показатель был значительно выше.


Погрузка техники в тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76.
Фото Ильдара Нугайбекова

НЕ ВСЕХ ГОРОЖАН ЭТО РАДУЕТ

О том, что российские пилоты стали больше летать, косвенно свидетельствует и тот факт, что из нескольких мест от гражданского населения в течение 2012 года поступали жалобы: военные самолеты «сильно шумят» над расположенными рядом жилыми кварталами.

Например, с жалобой на рев авиадвигателей в администрацию Челябинска обращались жильцы домов, которые находятся в непосредственной близости от военного аэродрома «Шагол», куда еще в ноябре 2010 года из Бурятии была передислоцирована военная авиачасть фронтовых бомбардировщиков Су-24. Впрочем, жаловались и жильцы более отдаленных районов. Недовольные утверждали, что военные самолеты с периодичностью 10–15 минут пролетают низко над городом, издают сильный гул, который пугает детей и приводит в действие сигнализации частных машин. Горожане отмечали, что тренировочные полеты нередко проходят и ночью, что вызывает их особое недовольство.

Уже несколько лет «воюют» с местными ВВС и жители Перми. Им тоже не нравится, что «военные самолеты уж слишком низко летают, часто так, что пролетают на уровне наших девятиэтажек».

Жалуются и тверчане: военный аэродром «Мигалово» располагается в черте Твери, транспортники Ил-76, Ан-22 и другие заходят на посадку через центр города. «Раньше было более или менее терпимо, – пишут горожане, – но теперь полеты осуществляются круглосуточно. Особенно достается Первомайскому микрорайону, многие дома которого построены всего в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы». Уставшие от грохота авиадвигателей жители обращались в СМИ, в прокуратуру, к губернатору, в Министерство обороны и даже к президенту страны, «но вопрос никак не решается».

А в сентябре 2012 года даже имел место скандал, связанный с заснятием на автомобильный видеорегистратор полета Су-24 на предельно малой высоте над трассой М21 Ростов-на-Дону–Волгоград в районе хутора Светлый Лог. Съемку произвел и выложил во всемирной сети некто Федор Н., житель Тюмени, который за месяц до этого вместе с женой и двумя дочерьми ехал по этой дороге отдыхать на Азовское побережье. Интернет-сообщество вскипело. Летчики были названы «распоясавшимися» и «безответственными трюкачами», подвергающими смертельной опасности автомобилистов и пешеходов.

Резонанс был такой, что этим фактом занялась военная прокуратура Южного военного округа. Она вскоре установила, что лихачество близ земли над шоссе устроили пилоты Морозовской авиагруппы (город Морозовск Ростовской области) 45-летний подполковник Алексей Мижурко и его напарник по экипажу 30-летний капитан Андрей Юсим. Кстати, Мижурко – «авиаакробат еще тот»: он участвовал в первой и второй чеченских войнах и в пятидневном российско-грузинском конфликте 2008 года, за что был награжден орденом Мужества.

Тогда же стало известно и о еще одном аналогичном инциденте – над трассой, что близ города Каменска-Уральского (Свердловская область), едва не касаясь колесами крыш автомобилей, пролетел военно-транспортный вертолет Ми-8, приписанный к авиабазе, дислоцированной в поселке Упрун (2-е командование ВВС и ПВО). «Опасное» барражирование винтокрыла также зафиксировала видеотехника одного из автолюбителей, который в тот момент проезжал по данной дороге.

ТРЮКИ И ТРЮКАЧЕСТВО

В итоге разбор этих рядовых, в общем-то, полетов провел сам главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. Он, по сути, защитил и «бомберов», и вертолетчиков, заявив, что как в одном, так и в другом случае виражи выполнялись по плану боевой подготовки и были санкционированы непосредственным командованием авиационных частей. Скажем, «сушка» держала высоту не менее 50 метров над землей, экипаж выполнял вертикальную фигуру высшего пилотажа, при которой в качестве линейного ориентира был выбран участок дороги М21. «Нам нужны летчики, подготовленные ко всем условиям боевого применения», – подчеркнул Бондарев. Однако он все же отдал приказ о запрете подобного «трюкачества», сопряженного с «пуганием» гражданских лиц.

Любопытно, однако, что в Сети было много и позитивных откликов по поводу этих инцидентов. «Видно, что в России все-таки есть авиация не только на парадах, тренируются ребята, все правильно, а то раньше в преферанс у самолетов резались, когда не было топлива, чтобы летать», – характерная оценка одного из пользователей, горячо возражающего тем, кого подобные полеты возмутили. То есть в обществе есть понимание того, что военная авиация должна летать и летать «всяко» и немало.

Ныне в самолетные и вертолетные части российских ВВС поступают десятки единиц боевой авиатехники – модернизированные и новейшие образцы. И отрадно, что они не стоят на приколе, активно летают. Ну а что «шумят» да «пугают» иногда – что ж, не на бесшумных же планерах воевать в случае чего. Хотя, конечно, и эту проблему надо как-то решать. Кроме того, тут ведь и головотяпство со стороны гражданских ответственных лиц присутствует: кто-то ж «чем-то думал», когда, например, проектировал микрорайон близ военного аэродрома в Твери или Перми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
919
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2722
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1861
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1471

Другие новости