Фронтовой бомбардировщик Су-24МК.
Фото с сайта www.sukhoi.org
Минобороны РФ обнародовало предварительные итоговые данные по налету пилотов российских ВВС в 2012 году. В частности, официальный представитель Управления пресс-службы и информации МО России по Военно-воздушным силам подполковник Владимир Дерябин сообщил, что всего в различных родах авиации совершено более 100 тыс. вылетов для отработки задач воздушной навигации, свыше 15 тыс. вылетов для практического бомбометания и около 13 тыс. вылетов на применение ракетного вооружения. При этом общий налет летчиков ВВС составил более 300 тыс. часов. Существенно увеличился и годовой налет каждого военного пилота.
ДОСТАТОЧНО ТОПЛИВА – МНОГО ПОЛЕТОВ
Дерябин отметил, что более чем на 20% по сравнению с 2011 годом возросла интенсивность летной подготовки пилотов, которая проходила на авиабазах Военно-транспортной (ВТА) и Дальней авиации (ДА). Так, экипажи ДА более 20 раз привлекались к полетам по планам стратегического сдерживания, а экипажи ВТА свыше 130 раз участвовали в мероприятиях авиационного обеспечения боевой подготовки частей и подразделений других видов и родов войск. Например, за 2012 год было десантировано более 60 тыс. военнослужащих Воздушно-десантных войск. Особое внимание было уделено подготовке молодых летчиков, выпускников 2011 года, которые в среднем налетали около 100 часов каждый.
Ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Андрей Бобрун проинформировал, что в 2012 году средний налет на каждого летчика значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом и достиг 125 часов. «При этом средний налет командиров экипажей составил более 175 часов, – уточнил он. – По сравнению с 2011 годом этот показатель увеличился более чем на 20%». По его словам, лучших показателей в 2012 году достигли летчики из Курска (в «номинации» фронтовая и истребительная авиация) с налетом более 150 часов. В армейской авиации – авиабаза в Вязьме, каждый пилот которой налетал свыше 215 часов. Аналогичный показатель в авиационных частях транспортной авиации – не менее 170 часов на каждого авиатора.
Эти данные не могут не радовать. Как отметил в декабре на встрече с доверенными лицами российского президента министр обороны РФ Сергей Шойгу, «мы видим, что у нас летчики стали летать в 20 раз больше, чем пять лет назад».
Действительно, по оценкам специалистов, научно обоснованный минимальный годовой налет для летчиков военной авиации составляет 110–130 часов. В противном случае не происходит поддержания на должном уровне необходимых навыков в пилотировании, что может привести к ЧП в воздухе. В 2003 году в российских ВВС средний годовой налет на одного летчика составлял лишь от 12 до 44 часов, в 2006-м – 39 часов, в 2011-м – 90 часов.
Таким образом, в российских ВВС в немалой степени решена задача, которая была поставлена перед военной авиацией в конце 2011 года, чтобы каждый авиатор в 2012 году налетал не менее 130 часов. В последующем, как планировали тогда же в Генеральном штабе, «мы перейдем на 200–220 часов, и таким образом налет российских летчиков приблизится к международным стандартам».
Столь заметно повысить летный профессионализм пилотов позволило то обстоятельство, что в авиачасти стало бесперебойно поступать необходимое количество топлива. Его в полной мере стало хватать, чтобы осуществлять как долговременные дальние полеты стратегических бомбардировщиков и противолодочной авиации, так и увеличить интенсивность подготовки истребителей и штурмовиков. В нулевые годы подобной картины не наблюдалось: лимиты на авиационный керосин из года в год урезались.
Известно также, что в Советском Союзе каждый, кто держал в руках штурвал военного транспортника или ручку управления истребителем, бомбардировщиком, налетывал не менее 200 часов в год. У отдельных пилотов этот показатель был значительно выше.
═ Погрузка техники в тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. Фото Ильдара Нугайбекова |
НЕ ВСЕХ ГОРОЖАН ЭТО РАДУЕТ
О том, что российские пилоты стали больше летать, косвенно свидетельствует и тот факт, что из нескольких мест от гражданского населения в течение 2012 года поступали жалобы: военные самолеты «сильно шумят» над расположенными рядом жилыми кварталами.
Например, с жалобой на рев авиадвигателей в администрацию Челябинска обращались жильцы домов, которые находятся в непосредственной близости от военного аэродрома «Шагол», куда еще в ноябре 2010 года из Бурятии была передислоцирована военная авиачасть фронтовых бомбардировщиков Су-24. Впрочем, жаловались и жильцы более отдаленных районов. Недовольные утверждали, что военные самолеты с периодичностью 10–15 минут пролетают низко над городом, издают сильный гул, который пугает детей и приводит в действие сигнализации частных машин. Горожане отмечали, что тренировочные полеты нередко проходят и ночью, что вызывает их особое недовольство.
Уже несколько лет «воюют» с местными ВВС и жители Перми. Им тоже не нравится, что «военные самолеты уж слишком низко летают, часто так, что пролетают на уровне наших девятиэтажек».
Жалуются и тверчане: военный аэродром «Мигалово» располагается в черте Твери, транспортники Ил-76, Ан-22 и другие заходят на посадку через центр города. «Раньше было более или менее терпимо, – пишут горожане, – но теперь полеты осуществляются круглосуточно. Особенно достается Первомайскому микрорайону, многие дома которого построены всего в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы». Уставшие от грохота авиадвигателей жители обращались в СМИ, в прокуратуру, к губернатору, в Министерство обороны и даже к президенту страны, «но вопрос никак не решается».
А в сентябре 2012 года даже имел место скандал, связанный с заснятием на автомобильный видеорегистратор полета Су-24 на предельно малой высоте над трассой М21 Ростов-на-Дону–Волгоград в районе хутора Светлый Лог. Съемку произвел и выложил во всемирной сети некто Федор Н., житель Тюмени, который за месяц до этого вместе с женой и двумя дочерьми ехал по этой дороге отдыхать на Азовское побережье. Интернет-сообщество вскипело. Летчики были названы «распоясавшимися» и «безответственными трюкачами», подвергающими смертельной опасности автомобилистов и пешеходов.
Резонанс был такой, что этим фактом занялась военная прокуратура Южного военного округа. Она вскоре установила, что лихачество близ земли над шоссе устроили пилоты Морозовской авиагруппы (город Морозовск Ростовской области) 45-летний подполковник Алексей Мижурко и его напарник по экипажу 30-летний капитан Андрей Юсим. Кстати, Мижурко – «авиаакробат еще тот»: он участвовал в первой и второй чеченских войнах и в пятидневном российско-грузинском конфликте 2008 года, за что был награжден орденом Мужества.
Тогда же стало известно и о еще одном аналогичном инциденте – над трассой, что близ города Каменска-Уральского (Свердловская область), едва не касаясь колесами крыш автомобилей, пролетел военно-транспортный вертолет Ми-8, приписанный к авиабазе, дислоцированной в поселке Упрун (2-е командование ВВС и ПВО). «Опасное» барражирование винтокрыла также зафиксировала видеотехника одного из автолюбителей, который в тот момент проезжал по данной дороге.
ТРЮКИ И ТРЮКАЧЕСТВО
В итоге разбор этих рядовых, в общем-то, полетов провел сам главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. Он, по сути, защитил и «бомберов», и вертолетчиков, заявив, что как в одном, так и в другом случае виражи выполнялись по плану боевой подготовки и были санкционированы непосредственным командованием авиационных частей. Скажем, «сушка» держала высоту не менее 50 метров над землей, экипаж выполнял вертикальную фигуру высшего пилотажа, при которой в качестве линейного ориентира был выбран участок дороги М21. «Нам нужны летчики, подготовленные ко всем условиям боевого применения», – подчеркнул Бондарев. Однако он все же отдал приказ о запрете подобного «трюкачества», сопряженного с «пуганием» гражданских лиц.
Любопытно, однако, что в Сети было много и позитивных откликов по поводу этих инцидентов. «Видно, что в России все-таки есть авиация не только на парадах, тренируются ребята, все правильно, а то раньше в преферанс у самолетов резались, когда не было топлива, чтобы летать», – характерная оценка одного из пользователей, горячо возражающего тем, кого подобные полеты возмутили. То есть в обществе есть понимание того, что военная авиация должна летать и летать «всяко» и немало.
Ныне в самолетные и вертолетные части российских ВВС поступают десятки единиц боевой авиатехники – модернизированные и новейшие образцы. И отрадно, что они не стоят на приколе, активно летают. Ну а что «шумят» да «пугают» иногда – что ж, не на бесшумных же планерах воевать в случае чего. Хотя, конечно, и эту проблему надо как-то решать. Кроме того, тут ведь и головотяпство со стороны гражданских ответственных лиц присутствует: кто-то ж «чем-то думал», когда, например, проектировал микрорайон близ военного аэродрома в Твери или Перми.