Крепкие парни – гордость белорусской армии и гроза для вероятного противника. Фото Reuters
В Минске, похоже, не на шутку обеспокоены военной активностью Польши, которая в последний год значительно возросла. Это происходит на фоне подготовки к российско-белорусским плановым стратегическим учениям «Запад-2013», основные этапы которых пройдут в сентябре на военных полигонах Беларуси. Судя по официальным анонсам, по масштабности они будут сравнимы с прошедшими четыре года назад аналогичными маневрами, в которых было задействовано наибольшее количество войск и техники двух стран со времен распада Советского Союза (12 тыс. солдат и офицеров). Напомним, тогда из глубины России в Беларусь было переброшено свыше 2 тыс. российских военнослужащих. А в целом войска «воевали» вдоль пограничного периметра на значительных территориях от Черного до Балтийского морей, а также на Кавказе и в Прикаспии. «Запад-2009» тогда вызвал, прибегая к натовской терминологии некоторых международных военных действий, «шок и трепет» у той же Польши и стран Балтии. Серьезное беспокойство ими выразили и в НАТО. Теперь же в Минске, в свою очередь, прислушиваются к «бряцанию оружием» по ту сторону Западного Буга и к воинственной риторике соседей. Прибалтам бряцать особо нечем, но и там «весьма обеспокоены» новыми предстоящими учениями восточных соседей.«СТРАШНЫЕ» ОСЕННИЕ МАНЕВРЫ
«Запад-2013» командованием двух стран, согласно утвержденному в октябре 2012 года в Москве замыслу, позиционируется как учения, отвечающие фону реальной военно-политической обстановки на западном стратегическом направлении. Они пройдут в два этапа на полигонах России и Беларуси. Планируется, что к отработке вопросов обеспечения безопасности Союзного государства, применения региональной группировки войск (РГВ) будут привлечены 9 тыс. военнослужащих. Впервые в маневрах такого масштаба будут задействованы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В российском военном ведомстве подчеркивают, что «Запад-2013» станет «одним из важных мероприятий подготовки органов военного управления и войск» в текущем учебном году.
И в Минске, и в Москве уверяют, что предстоящие учения носят миролюбивый характер, то есть они не представляют угрозы другим государствам. В этой риторике особенно усердствует президент Беларуси Александр Лукашенко, который уже неоднократно отводил «все появившиеся в последнее время на Западе заявления и домыслы об этих учениях как об угрозе с Востока»: «Мы никому не собираемся угрожать. Мы не считаем ни одно государство своим противником. У нас оборонная доктрина, и это четко определено законом. Мы действуем открыто и последовательно, делая упор на коллективную оборону. Укрепление общей системы военной безопасности и повышение возможностей по защите Союзного государства – наша приоритетная задача».
В то же время, утверждая 21 февраля цели и задачи проведения совместного стратегического учения, Лукашенко несколько расширил его формат. Он потребовал привлечь к ним «в полном объеме войска территориальной обороны». «В полном объеме» звучит довольно устрашающе. Хотя это размытая, неконкретная конструкция. Это может быть и 500 человек, как на ноябрьских учениях 2011 года под Гродно, и несколько тысяч, как на «Западе-2009». Ведь территориальные войска – это практически вся республика, все те, кого «в случае чего» можно быстро поставить под ружье. Таких хорошо организованных и обученных резервистов (территориальная оборона действует в республике с 2000 года), по некоторым оценкам, может набраться с полмиллиона человек.
В этом контексте Батька также отметил: «Мы являемся свидетелями роста вооруженного насилия и массового кровопролития на мировой арене. Поэтому нам порох надо держать сухим. Исходя из этого мы развиваем региональную группировку войск Беларуси и России, основой которой является белорусская армия. Ее потенциал необходимо поддерживать на уровне, обеспечивающем отражение любой агрессии, откуда бы она ни исходила».
Действительно насчитывающее 48 тыс. военнослужащих белорусское войско намного превосходит входящую в РГВ 20-ю армию российского Западного военного округа (штаб находится в поселке Мулино Нижегородской области). Она после «сердюковских реформ», перейдя на бригады, стала по численности меньше, чем были ее мотострелковая Таманская или танковая Кантемировская дивизии. Здесь Лукашенко есть чем похвастаться, ведь прежде группировка выглядела внушительней – более 200 тыс. солдат и офицеров обеих армий. А вот «развиваем» – это громко сказано. Если российская армия – с принятием два года назад 19-триллионной Госпрограммы вооружений – начала пополняться образцами новейшей техники, то про белорусскую такое можно сказать с большой натяжкой. Впрочем, это отдельная тема.
Любопытны некоторые детали. В феврале командующий российских ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов сообщил, что в 2013 году Россия и Беларусь в районе Новороссийска и Геленджика проведут совместные учения горных подразделений и подразделений боевых пловцов (возможно, это также произойдет в рамках «Запада-2013»). Прежде ничего не было слышно о том, что в белорусской армии имеются подобные спецы. Конечно, Беларусь – страна синеокая, в ней множество озер, но вот гор в республике точно нет. Так что само наличие в войске Батьки «альпинистов в погонах» может вызвать у соседей дополнительное беспокойство. С учетом того, что в Польше есть Татры.
Также, по информации Шаманова, в сентябрьских учениях может принять участие одна десантно-штурмовая рота со средствами усиления. Однако главный десантник России не исключает, что «если будет поставлена задача, то мы сможем усилить эту составляющую».
КОШМАРИТЬ НЕ ПЛАНИРОВАЛИ
С началом планирования учений Москва и Минск проинформировали о них все страны ОБСЕ и Североатлантический альянс. Конечно, во всех миролюбивых заверениях («ни на кого нападать не собираемся») всегда есть известная доля лукавства. Поэтому, скажем, из МИД Латвии реакция поступила незамедлительно: мол, хотелось бы поподробней узнать о сценарии учебно-боевых действий. А министр обороны Литвы Юозас Олякас быстро обнаружил, что «некоторые элементы, которые используются на этих учениях, направлены против соседей». «Этого не должно быть!» – потребовал он, добавив, что военная активность России в регионе Балтийского моря требует дополнительного внимания как к модернизации национальных армий стран Балтии, так и к отработке их взаимодействия с НАТО.
В этой риторике соседи Беларуси вновь вспоминают об учениях «Запад-2009». Министерство обороны Литвы и по поводу них утверждало, что в их сценарии было предусмотрено нападение на территорию балтийских стран и превентивный ядерный удар по Варшаве. А министр обороны Польши Богдан Клих назвал те учения «демонстрацией силы». По его мнению, их сценарий не соответствовал положению дел на Западном театре военных действий, поскольку ни одна из стран Североатлантического альянса не имеет агрессивных намерений в отношении своих восточных партнеров. Все это было уже после того, как дым над полигонами развеялся, а войска разошлись по казармам.
Поэтому ныне в польской столице, похоже, решили загодя дать отмашку информационной кампании. «Зачинщиком» ее выступил профессор католического люблинского университета Ромуальд Шереметьев, который в 1992 году некоторое время исполнял обязанности министра обороны Польши. Еще в январе со страниц национального общественно-политического журнала Uwazam Rze, издаваемого в сотрудничестве с газетой Rzeczpospolita, автор недвусмысленно пугал своих соотечественников возможной войной с Беларусью. Его статья, много раз процитированная, взбудоражила общество, отголоски полемики слышны и поныне. Шутка ли, Шереметьев не только предположил, что белорусско-российские учения «Запад-2013» станут логическим продолжением беспрецедентных маневров «Запад-2009», но и дал понять, что предстоящая осенью активность войск двух армий может трансформироваться в «нечто большее». В связи с чем указал, что в нынешних условиях «Польша не готова к отражению агрессии со стороны Беларуси», и атлантисты также проявляют в данном вопросе близорукость.
Дошло до того, что Шереметьев со своими «пугалками» выступил даже и в негосударственной «Белорусской газете», выходящей в Минске. Он объяснил «наивным» гражданам, что «российская и белорусская армии прорабатывают такой вид военной операции, будто дело идет к войне». «Организаторы учений «Запад-2013» исходят из предположения, будто инициатива развязывания конфликта идет со стороны польского нацменьшинства в Беларуси, которое организует восстание. Война с Польшей является ответом Беларуси на поддержку этого восстания Польшей. Если учесть, что при этом вооруженные силы Беларуси и Польши примерно равны по штатной численности и количеству единиц техники, то эта ситуация выглядит для нас крайне удручающей. Польша не прорабатывает вариантов отражения таких атак. Более того, я прекрасно помню, когда появилась информация, что НАТО подготовило планы обороны Польши, Россия активно протестовала против их проработки в рамках учений».
Складывается впечатление, что посылами Шереметьева весьма впечатлился министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он так же, как и Шереметьев, сравнил предстоящие осенью российско-белорусские маневры с «Западом-2009», которые, по его мнению, «были провокационными по отношению к Варшаве».
По большому счету «Запад-2013» – лишний повод в очередной раз побудоражить польское общественное мнение якобы сохраняющимся вот уже многие годы «кошмаром» нападения России на Польшу с территории Беларуси. Местная пресса и такие аналитики, как экс-министр обороны Шереметьев, нет-нет да и попугивают обывателя «утечкой информации» о планах восточных «агрессоров». Будто бы на завершающем этапе учений русские ударят из Гродненской области Беларуси в направлении своей Калининградской с одновременной высадкой десанта на берегу Гданьского залива. А их союзникам-белорусам из района Бреста не составит труда быстро овладеть Варшавой, до которой всего-то чуть больше 200 км.
Обработчики польского общественного мнения задаются также вопросом: коль все так удручающе, почему Россия в ходе полномасштабного «Запада-2009» не овладела Польшей? И сами же отвечают: тогда помешала пятидневная война с Грузией 2008 года, а вот сейчас, в 2013-м, руки у Москвы развязаны…
ЕСЛИ РОССИЯ ЗАКРУТИТ ГАЗОВЫЙ КРАН
На российско-белорусские «Запады» Польша отвечает своими многочисленными маневрами. Из Минска за ними внимательно наблюдают. «В 2012 году коалиционных учений и тренировок в приграничных государствах с участием войск НАТО различного уровня и масштаба было более десятка, тогда как в Беларуси подобные маневры вообще не проводились», – констатировала недавно «Белорусская военная газета» («БВГ»), официальный орган Министерства обороны страны. Отмечается тенденция к увеличению этой активности, расширение интенсивности и масштабов. В течение прошлого года на территории Польши прошли командно-штабные учения германо-датско-польского армейского корпуса быстрого развертывания ОВС НАТО «Литтл игл-2012», маневры Веймарской многонациональной боевой тактической группы ЕС «Команд челлендж-2012», а также командно-штабное учение сил специальных операций НАТО «Пума-2012». «Замыслы учений основывались на противодействии «угрозе с Востока», а под вероятными противниками подразумевали Беларусь и Россию», – отмечает «БВГ».
В этом смысле показательно будет подробнее взглянуть на комплексное оперативно-тактическое учение «Анаконда-2012», прошедшее в Польше в сентябре прошлого года. По масштабам оно вполне сравнимо с «Западом-2009». В учении было задействовано около 10 тыс. военнослужащих, более тысячи единиц военной техники, включая авиацию и корабли. Действия разворачивались на площади пяти воеводств (всего их 16). Хотя все они «в стороне» от Беларуси, зато большим периметром примыкают к Балтийскому морю.
Показателен состав участников: управление 2-го армейского корпуса, 11-я бронекавалерийская дивизия, 21-я горнопехотная бригада, 6-я воздушно-десантная бригада, 25-я бригада воздушной кавалерии, 7-я бригада охраны побережья, 23-й артиллерийский полк, 4-й зенитный ракетный полк, 2-й и 9-й разведывательные полки, 5-й полк радиохимбиозащиты, 1-я инженерно-саперная бригада, 1-я бригада армейской авиации, 2-й центр радиоэлектронной разведки, подразделения сил специальных операций. Авиационная компонента была представлена центром воздушных операций, 1-м и 2-м крылом тактической авиации, 3-м крылом транспортной авиации, 1-м центром радиоэлектронной разведки ВВС, объединенным центром координации воздушного пространства и другими частями. На море действовали 3-я флотилия кораблей, 8-я флотилия обороны побережья, бригада авиации ВМС.
По сценарию учений вооруженный конфликт возник из-за монополистических действий «Барии» – главного экспортера нефти и газа в «Евролэнд» (условные обозначения сторон). «Бария» при поддержке своего верного союзника «Монды» заключила пакт «Балтийское море» и начала энергетическую экспансию в страны «Евролэнда». Кроме того, «Монда», где у власти такое же реакционное правительство, как и в «Барии», предъявила территориальные претензии к «Висландии». Последняя вынуждена была предпринять шаги с целью получения нефти и газа от независимых источников. Это вызвало обострение ситуации и силовую попытку достижения политических целей со стороны союза «Балтийское море» с использованием вооруженных сил «Монды». На этом фоне и отрабатывались действия польских войск в условиях кратковременного локального конфликта средней интенсивности с угрозой его перерастания в крупномасштабный.
Варшава тоже позиционирует эти учения («Анаконда» проводится раз в два года,) как имеющие «сугубо оборонительный характер». Однако очевидно, что они находятся за рамками адекватной оценки реальной обстановки в регионе, ибо Беларусь никогда даже намеком не предъявляла никаких территориальных претензий к западной соседке.
В Польше анонсировано, что в ноябре на танковом полигоне «Дравско», что вблизи портового города Щецин, пройдут учения НАТО Steadfast Jazz 2013, которые будут объединены с учениями Baltic Host. Они обещают быть самыми крупными со времен окончания холодной войны. В Минске уже усмотрели, что «их сценарий имеет ярко выраженный антибелорусский и антироссийский характер», так как «цель – отработка проведения широкомасштабной стратегической наступательной операции в восточном направлении, блокирование Калининградской области, изоляция российского Балтийского флота».
А перед Steadfast Jazz 2013 польские части и соединения «разомнутся» на оперативно-тактическом учении сухопутных сил «Драгун-2013» с участием 16-й бронетанковой дивизии. Также планируется учение военно-воздушных сил «Орел-2013». Пройдет совместное польско-литовское учение аэромобильных сил Maple Arch 2013.
В Минске констатируют, что ни о какой оборонительной направленности маневров речь не идет: «Такие «ответные» меры со стороны НАТО асимметричны и не соответствуют сложившейся военно-политической ситуации».