0
17516
Газета Армии Интернет-версия

17.05.2013 00:01:00

Раненых на поле боя не бросают

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман – профессор.

Тэги: Израиль, ЦАХАЛ, медицина, конфликты


Израиль, ЦАХАЛ, медицина, конфликты Оказание квалифицированной медицинской помощи во время боя. Фото Reuters

Среди военных медиков ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), награжденных в последнее время высшими воинскими знаками отличия, немало представителей «русской улицы». Эти герои продолжают традиции русской военной медицины, среди прославленных представителей которых первыми всегда называют таких выдающихся врачей, как Николай Пирогов и Сергей Боткин, непосредственных участников Крымской войны 1855 года и русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
С АВТОМАТОМ И КАПЕЛЬНИЦЕЙ
В ЦАХАЛе представлены три категории медиков: санинструкторы, фельдшеры (парамeдики) и врачи. Все они в случае призыва отправляются в воинские части с оружием и миниатюрным набором медицинской техники и основных лекарств. Согласно штатному распределению обязанностей, санинструктор наличествует в каждом взводе. Кроме обычного вооружения бойца он обязан иметь при себе раскладные носилки и средства оказания первой помощи. В ротах и батальонах определены должности старших санинструкторов. Парамедики обеспечивают помощь в ротах и эвакопунктах. В полевых условиях именно на парамедиках лежит основная обязанность в разворачивании госпиталей. Однако стационарных госпиталей в Израиле нет. Еще основатель Врачебного корпуса (ВК) ЦАХАЛа Хаим Шиба (настоящая фамилия Шибер; 1901–1972), уроженец Румынии, выпускник медицинского факультета Венского университета, подполковник британской армии, участник Второй мировой войны, создал систему, при которой военная медицина в значительной степени была интегрирована в гражданскую систему здравоохранения.
Значительный вклад в развитие военной медицины еврейского государства внес бригадный генерал профессор Арье Эльдад (родился в 1950 году), много лет возглавлявший ВК ЦАХАЛа. Он – сын Исраэля (Шайба) Эльдада (1910–1996), уроженца Украины, одного из руководителей ЛЕХИ (ивритская аббревиатура от «Лохамей Херут Исраэль» – «Борцы за свободу Израиля»), подпольной боевой еврейской организации, сражавшейся с англичанами за создание в тогдашней Палестине независимого еврейского государства. Другим известным военным медиком с «русскими» корнями является генерал Эфраим Снэ (родился в 1944 году), сын видного израильского коммуниста Моше Снэ (настоящая фамилия Кляйнбаум; 1909–1972), уроженца Украины, выпускника медицинского факультета Варшавского университета. Эфраим Снэ окончил медицинский факультет Тель-Авивского университета, служил врачом в десантной бригаде. Следует заметить, что Арье Эльдад и Эфраим Снэ внесли важный вклад в медицинскую науку, оба получили докторские степени соответственно в области пластической хирургии и иммунологии. Их ученики работают в научно-исследовательском отделе ВК ЦАХАЛа.
В Израиле военными врачами становятся выпускники медицинских факультетов университетов, которые после семи лет обучения проходят специальный четырехмесячный курс полевой терапии и хирургии. Обычно они подписывают договор на пятилетний срок службы. Если договор далее не продлевается, военврач остается в резерве и ежегодно проходит месячную переподготовку. Врачи, получившие образование за рубежом и не служившие в ЦАХАЛе, обязаны также пройти интенсивные курсы подготовки пехотных офицеров. Особую боевую подготовку проходят врачи, которых призывают в спецназ и разведывательно-диверсионные подразделения. В ЦАХАЛе врачи, окончившие советские и российские профильные вузы, считаются высокими профессионалами. Все они именуются «русскими» (в кавычках и без таковых), независимо от места рождения и этнического происхождения. И как военные «русские» медики заслужили высокую оценку.
СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО ШПИЦЕРА
И ПОЛКОВНИКА ПЕЛЕДА
В январе 2009 года высокой военной награды был удостоен майор медицинской службы Александр Катаев. Тогдашний начальник генерального штаба Габи Ашкенази вручил ему ЦАЛАШ (аббревиатура от ивритского «Циюн ле шевах»: в переводе «Знак доблести»). Во время операции «Литой свинец» майор Катаев, командуя группой медиков, сумел организовать эвакуацию тяжелораненых солдат, под огнем противника он спас двенадцать человек.
Для эвакуации раненых в ЦАХАЛе используются cпециальные бронированные автомобили, бронетранспортеры, вертолеты и танкбулансы, представляющие собой оборудованные под передвижные медпункты тяжелые танки «Меркава» (в переводе с иврита – «Колесница») израильского производства.
Среди спасенных Александром Катаевым был рядовой Бени Шпицер, получивший ранения в голову, ноги и руки. Майор Катаев эвакуировал Шпицера вместе с двумя руками, которые были оторваны при взрыве. В больнице руки пришили, но полностью прижилась только одна рука. Катаев вытащил из-под руин обрушившегося в результате обстрела здания палестинцами командира одного из батальонов бригады «Голани» полковника Ави Пеледа.
По сути, Александр мог претендовать и на еще одну награду. Однако в израильском законе о наградах есть ряд ограничений. Так, военнослужащий ЦАХАЛа не может за одну войну получить более одного знака отличия или медали. В принципе, нельзя получить и более двух медалей одного ранга. В Израиле не принято награждать генералов. И еще одно ограничение: в израильской армии военнослужащие награждаются не за хорошо или отлично выполненную работу, а именно за проявленное мужество и героизм.
Израильский герой Александр Катаев родился в Душанбе в 1969 году и по достижении призывного возраста два года отслужил в Советской армии. Затем он попытался поступить в Военно-медицинскую академию в Петербурге, а когда попытка не удалась, вернулся в Душанбе и окончил местный медицинский институт. В 26 лет вместе с семьей Александр репатриировался в Израиль с огромным желанием стать военным врачом. Его желание сбылось, уже 17 лет он служит в ЦАХАЛе, последние пять лет занимая должность начальника военно-медицинского центра в Иерусалиме.
ДВАЖДЫ ГЕРОЙ
Алексей Калганов, окончивший Челябинский медицинский институт в 1989 году, получил даже две военные награды. Но он участвовал в двух войнах. В еврейское государство Калганов репатриировался в 1992 году и сразу же стал работать ортопедом в местной больнице. Доктор Калганов ежегодно призывался на военные сборы, а в 2004 году в районе Бейт-Лехема в ходе операции «Защитная стена» спас первого солдата.
Вот как об этом рассказано самим Калгановым на страницах израильской русскоязычной газеты «Вести»: «Мы прикрывали наших спецназовцев, завязавших бой с боевиками... Четверо солдат получили тяжелые ранения. Одному пуля угодила в рот. Я посмотрел – все разворочено. Подумал, что он умер, но пульс еще прощупывался. Быстро вставил в горло тубус, откачал кровь из легких, и мы эвакуировали его вместе с другими ранеными. По правде говоря, у меня не было сомнений в том, что он не жилец, а он не только выжил, но практически полностью восстановился... Все решили какие-то секунды. Ему просто повезло, что рядом оказался не просто врач, а хирург».
Именно за спасение этого солдата капитан Калганов получил первую награду. Вторую воинскую медаль военврач Алексей Калганов получил во время Второй Ливанской войны, когда служил батальонным врачом. В приказе о награждении об этом говорится довольно сухо: «За самоотверженность при выполнении боевой задачи, личный пример и профессионализм в боях при деревне Айта аш-Шааб в Южном Ливане 5 августа 2006 года».
А вот рассказ капитана Калганова от первого лица: «Противник принял решение расстрелять ракетами дом, в котором мы укрывались, чтобы обрушить его на нас. У большинства были легкие ранения, но один солдат не успел выскочить вслед за всеми – задохнулся от едкого дыма, быстро распространившегося после взрыва. Я попытался вставить ему в горло тубус, чтобы восстановить дыхание, и не смог: у него успел развиться сильный отек. Тогда я рассек раненому гортань – тривиальная хирургическая операция, в данном случае осуществленная в полевых условиях, и вставил трубку прямо в горло... Ближе к ночи вызвали вертолет и эвакуировали его вместе с десятком легкораненых. Парень этот выжил. Я, кстати, его хорошо знаю – не один год были вместе на резервистских сборах».
Доктор Калганов проявил геройство и 13 августа того же года в бою при деревне Джбейль абу-Твиль. Он мог быть представлен к награде и за этот бой. Но в Израиле, как я заметил выше, за одну войну дважды не награждают. И сегодня Калганов остается военврачом в резерве, командиром медицинского подразделения. «Я говорю своим санинструкторам, что мы на передовой не воюем, а спасаем раненых, – рассказывает капитан Калганов на страницах той же газеты «Вести». – Воюют профессионалы, которых этому специально обучали, а у нас оружие только на крайний случай».
В городскую больницу доставили раненых солдат. 	Фото Reuters
В городскую больницу доставили раненых солдат.     Фото Reuters
ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ КЕРОСИНА
Военврач Олег Вяземский, уроженец Москвы, получил высшее медицинское образование в Ивритском (Еврейском) университете в Иерусалиме. Он уже пять лет служит врачом в пехотном батальоне. В беседе с корреспондентом «НВО» Вяземский подчеркнул, что военнослужащий ЦАХАЛа при необходимости может получить направление к врачу любого профиля. Лечение зубов, которое в принципе здесь очень дорогое, бесплатно для всех военнослужащих. Заказ и изготовление очков также бесплатно. При необходимости врач ЦАХАЛа может вызвать к раненому вертолет с реанимационной бригадой в любую точку, в которой этот пострадавший военный оказался.
Нельзя не обратить внимание, как инструктируют в данном случае израильских военных медиков. «Вам будет легче при разборе случая объяснить комиссии, – говорят крупные чины в ВК ЦАХАЛа, – почему вы вызвали вертолет без достаточных на то оснований, чем в случае, если вы не вызвали, но вертолет скорее всего был нужен». Иначе говоря, ЦАХАЛ готов гонять вертолет почем зря, но лишь бы не пропустить угрожающее жизни состояние раненого или больного солдата.
В Израиле к военным врачам предъявляются очень высокие требования. Они обязаны не только уметь оказывать первую помощь, включая реанимацию, интубацию и искуственное дыхание, но и установить плевральный дренаж (трубку для откачки воздуха из легочной оболочки) в случае разрыва этой оболочки и спадения легкого. Военврач, даже если он не хирург и не реаниматолог по специализации, а, например, дерматолог или окулист, обязан уметь делать трахеоcтомию – разрез трахеи для обеспечения дыхания. Вот именно для повышения универсальной медицинской квалификации и организованы офицерские курсы для врачей, призываемых в ЦАХАЛ. В израильской военной медицине и в медицине катастроф в принципе выработан алгоритм лечения множественных поражений, с учетом очередности проблем, которые встают перед врачом при мультитравмах. Оказалось, что, когда врач сталкивается с множественными поражениями пострадавшего, прежде всего необходимо обеспечить раненому проходимость дыхательных путей и вентиляцию легких, не обращая особого внимания на ожоги, кровотечения и открытые переломы.
ДОКТОРА, ОФИЦЕРЫ
И БЕССТРАШНЫЕ ЖЕНЩИНЫ
Воинской медалью посмертно был награжден военврач резерва капитан Игорь Ротштейн. Он родился в 1971 году. После окончания школы поступил в Томский медицинский институт, но со второго курса ушел в тогда еще Советскую армию. Отслужив два года на китайской границе, вернулся в вуз и получил высшее медицинское образование. Затем Игорь репатриировался в еврейское государство. В Израиле в мирное время он работал хирургом в больнице «Пория» в городе Тверия на берегу Тивериадского озера. С 3-го на 4-е августа 2006 года в районе деревни Маркабэ в Южном Ливане капитан Ротштейн, военврач при роте огневой поддержки 13 батальона бригады «Голани», геройски погиб, спасая жизни солдат. Один из сослуживцев Игоря оставил о нем в Facebook такую запись: «Он был Доктором, Офицером, Мужиком».
4 февраля 1997 года в районе северной границы при столкновении двух израильских вертолетов погибли молодые военврачи ЦАХАЛа капитан Виталий Радинский, выпускник Челябинского медицинского института, и капитан Вадим Мельник, выпускник Киевского медицинского института (КМИ). Профессор Лайл-Ансон Бест, заведующий отделением торакальной (грудной) хирургии Медицинского центра «Рамбам» в Хайфе назвал Радзинского «самым блестящим хирургом, которого он встречал в своей жизни».
Вадим Мельник до того, как поступил в КМИ, два года прослужил в Советской армии. Работая в Израиле в больнице города Цфата, он заслужил репутацию талантливого анестезиолога. Доктор Марк Тверской, заведующий отделением анестезиологии цфатской больницы, говоря о Виталии, выразил уверенность в том, что, «если бы не его преждевременная смерть, то этот доктор состоялся бы как первоклассный ученый».
Награду за храбрость, проявленную во время Второй Ливанской войны, получила военврач 52-го танкового батальона капитан Марина Каминская. Тогда ей было 32 года. Она была первой женщиной, вошедшей на своем танкбулансе в Южный Ливан. В районе деревни Бинт-Джбейль она под вражеским огнем смогла оказать помощь нескольким солдатам и в буквальном смысле спасла жизнь лейтенанту Гидону Гольденбергу, заместителю командира спецподразделения бригады «Голани». Интересно заметить, что Марина была военврачом и в Советской армии, а после переезда в Израиль стала первым врачом-женщиной в боевых частях ЦАХАЛа.
«Медаль отличия» от командующего ВВС Израиля генерал-майора Идо Нехоштана получила и младший лейтенант, военный фельдшер, 20-летняя уроженка Петербурга Анастасия Багдалова. В августе 2011 года террористы, пробравшиеся в район самого известного израильского курорта Эйлат на Красном море, обстреляли рейсовые автобусы и легковые автомобили. Погибли восемь человек и семнадцать получили ранения. В одном из обстрелянных автобусов и находилась Настя Багдалова. Она помогла пятерым раненым. Отвечая позже на вопросы журналистов о том, как в автобусе она смогла сориентироваться и оказать медицинскую помощь, Анастасия ответила: «В таких ситуациях голова начинает работать сама – используешь свою одежду... На самом деле, я сняла с себя рубашку, и тут какая-то девушка принесла мне спортивный эластичный бинт. Он тоже пошел в дело».
Младший лейтенант медслужбы Багдалова спасла жизнь солдату по имени Галь, который в автобусе сидел рядом с ней. Ему одной пулей пробило оба колена. Осколок перебил артерию. Стала хлестать кровь. Далее опять предоставим слово Анастасии: «Единственное, что мне оставалось делать – это зажать ему рану руками. Только так я могла остановить кровь. Естественно, я уже осталась с ним. Тут не думаешь ни о времени, ни о том, откуда взять силы, – когда такой впрыск адреналина, силы появляются сами собой. У тебя темнеет в глазах, но ты продолжаешь действовать автоматически».
Тот парень выжил. Настя продолжает дружить с ним и его родными.
ВЫСШЕЕ  ОБРАЗОВАНИЕ
ДЛЯ МЕДСЕСТЕР
В 2010 году претерпела изменение израильская система подготовки военных медсестер и медбратьев. Трехгодичные курсы для среднего медицинского персонала ЦАХАЛа были закрыты, и уже в течение трех лет военной медсестрой или медбратом можно стать, только получив академическую степень в Тель-Авивском университете. Таким образом, работник среднего медицинского звена как минимум будет обладать степенью бакалавра. Хотя возможно и получение магистерской и даже докторской степени по специальности медсестры и медбрата. По сути, их образование приближается к врачебному, но навыки и умения у них более практические.
В этой связи начальник службы среднего медицинского персонала при медицинском управлении ЦАХАЛа майор Рахель Мейзан в интервью, напечатанном в газете «Вести», сказала: «На самом деле речь идет не просто о смене концепции, но своего рода революции. Я убеждена в том, что наши выпускники изменят ситуацию не только в армии, но и в израильской медицине в целом. Потому что военные медсестры и медбратья – это особая «каста». Они не только хорошие специалисты, которые, оказывая помощь солдатам, в том числе раненым, сталкиваются с самыми сложными случаями, но и потенциальные лидеры, если учесть, что многие из них имеют офицерские звания и командирский опыт».
И действительно, Служба тыла, которая активно начинает действовать в экстренных ситуациях, прежде всего задействует военных медсестер и медбратьев.
Один из самых видных израильских военных историков Александр Шульман в своем исследовании «Страж брату своему» приводит слова присяги военных медиков ЦАХАЛа, в которой есть такие слова:
«Я клянусь быть всегда «Стражем брату моему» – будь то в бою, при эвакуации раненого и в больничной палате. Я клянусь, что в моем сердце навечно будут запечатлены слова заповеди самопожертвования: «Никогда не бросай раненых на поле боя».   
Иерусалим

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
456
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
461
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
570
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
382

Другие новости