0
9911
Газета Армии Интернет-версия

20.12.2013 00:01:00

Беспилотники в зеленых фуражках

Денис Федутинов

Об авторе: Денис Федутинов, Александр Евдокимов Денис Вячеславович Федутинов – российский эксперт в области беспилотных систем, редактор специализированного издания UAV. RU. Александр Николаевич Евдокимов – генерал-майор в отставке, начальник штаба управления командующего авиацией – первый заместитель командующего авиацией Пограничных войск РФ в 1994–1995 годах.

Тэги: авиация, беспилотник, фсб, погранвойска


авиация, беспилотник, фсб, погранвойска Беспилотный летательный аппарат Camcopter S-100 разработки австрийской компании Schiebel. Фото Reuters

В последние годы помимо чисто военной области применения беспилотных систем, все более активно развиваются области парамилитарные. Одной из таких областей является воздушный мониторинг границ и побережья. Эффективность применения беспилотников для этих задач была оценена уже в достаточно большом количестве стран мира, что стимулирует все новые и новые страны включаться в данную высокотехнологичную гонку.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Соединенные Штаты Америки были пионерами в использовании БЛА в целях охраны государственной границы. Еще в 2004 году они опробовали беспилотники Hermes-450 для патрулирования границы с Мексикой.
В настоящее время на вооружении Таможенно-пограничной службы США имеется около 300 летательных аппаратов, включая шесть не оснащенных вооружением беспилотников Predator B (Reaper) производства калифорнийской компании General Atomics Aeronautical Systems.
Три беспилотника Predator B, принадлежащих Таможенно-пограничной службе США, размещены на базе, находящейся к югу от города Тусон (штат Аризона). Беспилотники обеспечивают патрулирование границы США с Мексикой. Кроме того, к проведению операций по борьбе с наркотиками планируется привлечь еще один Predator B, модифицированный под задачи патрулирования береговой полосы на юго-востоке США.
К операциям по борьбе с наркотиками привлекаются также беспилотники Министерства обороны США. «Беспилотные авиационные системы играют важную роль в поддержании усилий союзников во всех странах мира по предотвращению незаконной торговли наркотиками», – заявил представитель Министерства обороны США Боб Мехал. При этом он уклонился от обсуждения подробностей. Тем не менее известно, что Объединенное командование ВС США в зоне Центральной и Южной Америки (Южное командование – SOUTHCOM), отвечающее за проведение военных операций в зоне Латинской Америки, предоставило полигон для испытаний беспилотных систем.
ИЗРАИЛЬ
Израиль, один из законодателей мод в области систем БЛА, также активно использует беспилотники для воздушного патрулирования своих границ и побережья. Информация о применении беспилотных систем в стране носит ограниченный характер. Для воздушного патрулирования границ, по имеющимся данным, применяются беспилотники ЦАХАЛа.
В прошлом году в СМИ появились данные со ссылкой на представителей Министерства обороны Израиля о том, что ВВС страны развернули беспилотные авиационные системы для мониторинга 250-километрового участка границы с Египтом, что было вызвано проникновением в Израиль с территории соседней страны группы вооруженных лиц. Помимо этого очевидно, что постоянно мониторятся и другие участки границы. Особое внимание также представляют граница с Ливаном и протяженное средиземноморское побережье.
По имеющимся данным, в выполнении этих задач задействованы главным образом относительно тяжелые беспилотники Hermes 450, Heron и Eitan.
ИНДИЯ
В 2012 году в Индии были обнародованы планы по наращиванию флота используемых систем БЛА. На эти цели планировалось потратить более 2 млрд долл. Одна из основных функций, для которой используются беспилотные системы в Индии, – охрана границ. В силовых структурах Индии отметили эффективность применения систем БЛА для обнаружения нарушителей границы.
Беспилотники планируется использовать главным образом в операциях по выявлению контрабанды в северном штате Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном. Одно из требований к БЛА, предназначенным для этих целей, автоматическое сопровождение обнаруженных наземных целей. Кроме этого, Индия предполагает использовать беспилотники для патрулирования границы с КНР.
Необходимое количество БЛА мини-класса для силовых структур Индии оценивается более чем в 700 единиц. При этом с учетом уже имеющихся БЛА только в армии Индии их общее число к 2017 году должно вырасти до 1,6 тыс. единиц. Это увеличение, как сообщалось, требуется для улучшения ситуационной осведомленности о приграничных районах.
Что касается конкретных систем, применяемых для охраны границы в Индии, то здесь стоит напомнить, что страна давно сотрудничает с Израилем в области систем БЛА. В частности, Индия приобрела значительное количество БЛА Serarcher различных модификаций, а также БЛА Heron у израильской компании IAI. Кроме того, в стране также проводятся разработки собственных беспилотных систем, в том числе достаточно крупного класса, таких как Nishant и Rustom.
КИТАЙ
В Межвидовом учебном центре – летный день для беспилотников. 		Фото Виктора Литовкина
В Межвидовом учебном центре – летный день для беспилотников.     
    Фото Виктора Литовкина
КНР активно работает в части развития программ БЛА для выполнения задач мониторинга границы и побережья страны. Недавно стало известно о планах Китая отправить БЛА на границу с Мьянмой для участия в операциях по пресечению наркотрафика. Власти провинции Ляонин объявили об использовании беспилотных систем для мониторинга границы с Северной Кореей. КНР также планирует создать две базы БЛА на побережье. С них, в частности, собираются вести мониторинг активности в Южно-Китайском море.
Программа создания систем БЛА в КНР до некоторой степени имела в основе израильские технологии – в 1990-е Китаем были закуплены израильские беспилотные системы Harpy. В настоящее время китайская корпорация CATIC разработала серию БЛА, как минимум два из которых сейчас находятся в использовании. Первый из них, ASN-15, представляет собой мини-БЛА, близкий по размерности к американскому БЛА Raven. Второй – ASN-209 – крупнее и является тактическим аппаратом, приближающимся по своей размерности к БЛА Searcher. Кроме того, исследовательским авиастроительным институтом Chengdu (CADI) создан БЛА Pterodactyl, а китайской авиакосмической и технологической корпорацией (CASC) – БЛА CH-4.
Уделяется внимание в КНР и беспилотным аппаратам вертолетного типа. Определенный опыт здесь был получен после приобретения БЛА Camcopter S-100 у австрийской компании Schiebel. В настоящее время КНР работает над более тяжелым аппаратом – V750. По некоторым данным, он уже используется китайскими эксплуатантами.
ЕВРОПА
В Евросоюзе еще в 2006 году было принято решение об использовании для патрулирования границ в районе пролива Ла-Манш и побережья Средиземного моря беспилотных летательных аппаратов. Сообщалось, что БЛА будут применяться и для патрулирования границы в районе Балканского полуострова. Применение беспилотных летательных аппаратов является частью плана правительства Евросоюза по оснащению таможенных и пограничных служб современными системами слежения, и на эту программу выделено 1,6 млрд долл.
Эксперименты с использованием БЛА в патрулировании границы уже проводились в отдельных странах Европы. Так, Франция, как сообщалось, использовала для этих целей БЛА Patroller, созданный компанией Sagem на основе пилотируемого моторного планера Stemme. В Италии БЛА Reaper, закупленные в 2008–2009 годах в США, также предполагалось использовать в том числе и для охраны границы.
Недавний доклад в области безопасности, подготовленный офисом министра иностранных дел Евросоюза Кэтрин Эштон, рекомендует государствам Европы использовать беспилотные авиационные системы военного назначения для решения задач воздушного патрулирования границ. План подчеркивает приоритеты декабрьского саммита Евросоюза в области безопасности. В частности, в документе отмечается высокая потребность в развитии БЛА MALE-класса. Ожидается, что данное решение усилит конкуренцию компаний, занятых в разработке и производстве соответствующих систем на европейском рынке.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
По сообщениям из различных источников, правительство Мексики закупило у Elbit Systems беспилотную систему Hermes 450, близкую по размерности к БЛА Heron, которая осуществляет полеты из района Энсенады, южнее Тихуаны.
Жители Энсенады уже привыкли к полетам беспилотников над городом, а один из них был даже сфотографирован журналистом местного информационного агентства Agencia Fronteriza de Noticias de Tijuana и позднее по характерным очертаниям идентифицирован как Hermes 450 израильской компании Elbit Systems. Похоже на то, что в сентябре 2008 года несколько БЛА Hermes были закуплены Мексикой, когда Elbit Systems объявила в пресс-релизе о заключении сделки на сумму 25 млн долл. по продаже БЛА Hermes и беспилотников меньшего размера Skylark с неназванным государством.
В марте 2009 года Эдуардо Ларис Макгрегор, возглавляющий проведение воздушных операций в интересах мексиканской федеральной полиции, сообщил мексиканским журналистам, что парк беспилотников страны состоит из четырех мини-БЛА и четырех воздушных аппаратов аэростатного типа. Все восемь беспилотников используются в самых горячих точках борьбы с наркоторговцами, включая города Сьюдад-Хуарес, Кулиакан и Тихуана. Здесь, по-видимому, имелись в виду мини-БЛА Orbiter, созданные компанией Aeronautics Defense Systems Ltd. Они предназначены для использования в разведке и наблюдения в ближней зоне и могут применяться в городских условиях и конфликтах малого масштаба. Используемые в стране аэростатные системы, по-видимому, представляют собой системы Skystar 300 той же фирмы.
Департамент общественной безопасности Мексики, ответственный за координацию действий в стране, направленных против незаконного оборота наркотиков, представил собственную программу разработки беспилотных мини-аппаратов для слежения за действиями наркокартелей. В национальной программе производства беспилотников лидирует мексиканская компания Hydra Technologies, которая разработала и производит мини-БЛА E1 Gavilan, тактический БЛА S4 Ehecatl и более крупный БЛА S5 Cuculcan.
Бразильская федеральная полиция, несущая ответственность за контроль почти 17000-километровой границы в отдаленных районах страны, граничащих с 10 государствами, разработала крупнейшую в мире невоенную программу использования БЛА. Точкой отсчета в оснащении силовых структур Бразилии современными системами БЛА можно считать демонстрационные полеты БЛА Heron, которые были проведены в конце июля 2009 года в Сан-Мигел-ду-Игуасу, вблизи границы Бразилии с Парагваем и Аргентиной.
В настоящее время осуществляются полеты двух беспилотников Hermes 450, приписанных к авиабазе ВВС Санта-Мария в штате Риу-Гранди-ду-Сул. Кроме того, один аппарат Heron 1 принадлежит бразильской полиции. Он осуществляет наблюдение за местностью в штате Парана.
Израильский беспилотник Eitan. 	Фото Reuters
Израильский беспилотник Eitan.     Фото Reuters
К 2014 году полиция Бразилии рассчитывает оснастить беспилотниками Heron 1 четыре участка. «Беспилотники Heron будут выполнять полеты с четырех авиабаз в разных точках территории Бразилии», – заявил представитель Министерства юстиции, рассказывая о возможности БЛА Heron вести фото- и видеосъемку наземных объектов с высоты 9000 м. По свидетельству государственного информационного агентства Agencia Brasil, часть полетов происходит над малонаселенным районом в бассейне реки Амазонки.
Развивают беспилотные системы мониторинга границы и другие страны Латинской Америки. Тройку лидеров здесь, пожалуй, замыкает Эквадор. В 2008 году президент страны Рафаэль Корреа расторгнул соглашение с США, разрешающее Пентагону осуществлять разведывательные и патрульные полеты с передовой оперативной базы в городе Манта. Чтобы восполнить образовавшийся пробел в патрульных полетах, государство закупило четыре БЛА Searcher и два БЛА Heron.
Новые беспилотники размещаются на базе Манта, откуда они совершают патрульные полеты вдоль побережья по поиску перевозчиков наркотиков и «койотов», как здесь называют тех, кто занимается торговлей людьми. Кроме того, БЛА также усиливают северную границу Эквадора с Колумбией.
РОССИЯ
Большая протяженность сухопутной границы и побережья, огромная по площади исключительная экономическая зона России – все это обусловливает необходимость применения новых высокоэффективных средств мониторинга. Одним из функциональных элементов здесь постепенно становятся системы БЛА. Некоторый опыт применения беспилотных систем в охране государственной границы на различных ее участках российские пограничные подразделения уже имеют.
К началу 2010 года ФСБ имела опыт использования для воздушной разведки отечественного БЛА «Элерон» разработки ЗАО «Эникс». Кроме того, в 2010 году Владимир Проничев, занимавший тогда пост руководителя Пограничной службы ФСБ России, заявил о закупке семи комплексов с малоразмерными БЛА, произведенных российскими компаниями. По его словам, новинки были направлены для прохождения эксплуатационных испытаний. Недавно береговая охрана ПС ФСБ России приобрела два БЛА Camcopter S-100 разработки австрийской компании Schiebel, которые были по лицензии собраны в Ростове-на-Дону.
В настоящее время в Погранслужбе ФСБ России авиационными специалистами на базе учебного центра в городе Йошкар-Оле активно готовятся расчеты беспилотных авиационных комплексов, накапливается опыт эксплуатации как самих летательных аппаратов, так и их целевой нагрузки, отрабатываются различные тактические приемы и способы действий. В недалеком будущем вслед за единичными закупками могут последовать более крупные партии беспилотных систем. Думается, что в перспективе смогут найти применение и более тяжелые БЛА, адаптированные под эксплуатацию в жестких климатических условиях, в том числе с береговых и островных аэродромов Арктики.
Беспилотники как новое техническое средство открывают широкие возможности и способны существенно повысить эффективность решения ряда задач, включая контроль труднодоступных участков границы, побережья, проливных зон, устьев крупных рек, а также противодействия крупным криминальным контрабандным и террористическим группам.
С другой стороны, стоит отметить также и тот факт, что применение беспилотников в парамилитарных областях, включая патрулирование границ, сдерживается наличием ряда узких мест. Во-первых, это привычка пограничников и летного состава к эксплуатации пилотируемой техники. Во-вторых, некоторая инертность в принятии решений со стороны ответственных структур. В-третьих, это отсутствие или чрезвычайно медленное формирование инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных систем. Ну и, наконец, в четвертых, это нерешенность вопросов применения систем БЛА в общем воздушном пространстве с другими беспилотными и пилотируемыми летательными аппаратами.
Тем не менее указанные вопросы в принципе решаемы. А достаточно насыщенный рынок беспилотных систем, генерируемый задачами воздушного мониторинга границы, стимулирует предприятия к поиску возможных решений.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1458
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1662
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1770
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4082

Другие новости