Только что изготовленный танк «Оплот» отправится в Таиланд. Зарубежный контракт – это святое. Фото Reuters
Министр обороны Украины Валерий Гелетей сообщил, что уже идет передача оружия странами – членами НАТО киевскому режиму. Ранее президент Украины Петр Порошенко заявлял, что на саммите НАТО в Уэльсе договорился о поставках оружия из США, Польши, Франции, Норвегии и Италии. Но все эти страны опровергли слова Порошенко. Генсек НАТО Андерс Фрог Расмуссен заявил, что кризис на Украине не имеет военного решения, поэтому помощи оружием Киев не получит. Но НАТО не возражает против решения отдельных стран альянса поставлять оружие.
Кто поставляет оружие, какое и почем, можно только гадать. Лишь Италия легально предложила 90 бронемашин Iveco, которые так нравились бывшему министру обороны РФ Анатолию Сердюкову. И которые так и не нашли своего места в боевых порядках российской армии. Стоимость 5-местного броневичка около 200 тыс. долларов.
Самое поразительное, что побирающаяся на рынке вооружения Украина в 1991 году унаследовала от СССР самую мощную в Европе группировку вооруженных сил и огромное количество вооружения и военной техники, по ряду показателей превосходя Россию. Как же получилось, что за 4 месяца АТО Украина осталась безоружной?
РЖАВАЯ БРОНЯ
К началу 2014 года в украинской армии списочно числились 616 танков Т-64. Понятно, что не все были на ходу. Но потери танков оказались просто огромны. Беда в том, что на них практически не было динамической защиты, которая отражает гранатометные выстрелы. Мало того, гранатометчики обычно метят в стык башни и корпуса, а именно здесь внутри танка харьковские конструкторы в свое время расположили картонные гильзы с порохом для автомата заряжания танковой пушки. Одна искра – взрыв боекомплекта, и у танка срывает башню. Остается груда металлолома, не подлежащая восстановлению.
Впрочем, в вооруженных силах Украины (ВСУ) не оказалось полевых ремонтных мастерских. Выход нашли в формировании заводских полевых ремонтных бригад. Они посменно выезжают с танкоремонтных заводов восстанавливать подбитую технику. Минобороны Украины прислало на фронт более 900 тонн бронетанкового имущества – запчастей, комплектующих, инструмента.
В реальности с запчастями большие проблемы. Запасы их были огромны, но и спрос на них был огромен. Украина распродала почти все запасы странам, имеющим на вооружении российскую военную технику, еще в 1990-е годы. Так же, как распродала все танки Т-72 и другие, самые новые на тот момент образцы техники. И вошла в десятку крупнейших стран – экспортеров оружия, почти не производя собственного вооружения.
Помимо танков, состоявших на вооружении, на Украине имелось еще порядка 2 тыс. танков на базах хранения и площадках танкоремонтных заводов. Однако условия хранения не соблюдались, регламентные работы не проводились. Поэтому танки после расконсервирования отправлялись на ремонтные заводы на несколько недель на восстановление.
На танкоремонтных заводах ситуация оказалась еще хуже. Танки, изготовленные 30–40 лет назад, в основном вывезенные из Германии, четверть века простояли на открытых площадках. Завод денег на обслуживание и поддержание этих машин не имеет. На Киевском танкоремонтном заводе, где плохо с открытыми площадями, танки ставили один на другой в два, а то и три этажа. Так и стоят.
На Харьковском бронетанковом ремонтном заводе стоит 585 танков Т-64 и Т-55. Все они числятся «избыточным имуществом» и на балансе ВСУ не состоят. Уже в 1991 году они нуждались в капитальном ремонте, а сейчас это просто металлолом. Наивно думать, что на такой танк можно поставить аккумулятор, заправить топливом и отправить в бой. Директор танкового завода им. Малышева, в структуру которого входит ремонтный завод, Николай Белов считает, что как минимум надо менять двигатель, оптику и электронику. Рациональнее использовать эти танки как источник комплектующих.
Что касается производства, то цикл постройки танка – 9 месяцев. При наличии финансирования. Сейчас на Харьковском танковом заводе им. Малышева задолженность по зарплате за 2 месяца, а из 4 тыс. работников осталось 2,5 тыс. Сейчас у завода заключены контракты на 4,3 млрд гривен, почти все – экспортные. Есть 2 контракта ВСУ на поставку 10 танков «Оплот» и модернизацию 10 штук Т-64. Самый важный контракт – на поставку Таиланду 49 танков «Оплот». Для его выполнения завод должен выйти на ритмичный выпуск 4 танков в месяц, по словам директора. Когда начнут делать танки для ВСУ, неизвестно, финансирование пока не поступило, не на что покупать комплектующие.
Почти на всех танкоремонтных заводах в последние месяцы поменяли дирекцию, предыдущие – под следствием. На Житомирском бронетанковом заводе оказались выведены из строя 78 БТРов, находившихся на хранении. Сняты двигатели с коробками передач, пулеметные башни, прицелы, радиостанции и генераторы. Как установила прокурорская проверка, «обнаружено отсутствие 5506 узлов и агрегатов вооружения и техники», чем нанесен ущерб свыше 12 млн гривен.
На Киевском ремонтном заводе точно так же продали за рубеж деталей на 2,3 млн гривен. Там же в июне нынешнего года был заключен контракт на поставку 20 корпусов БТР-3Е-1 со стороны некой одесской охранной фирмы, которая не имела лицензии на производство и торговлю вооружением. Фирме перечислили авансом 12 млн гривен, где они и растворились. На этом же заводе пропал танк Т-72, пожалуй, последний из сохранившихся на Украине. Оказывается, продан неизвестно кому, скорее всего, ополченцам Донбасса.
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Торговля оружием со складов Министерства обороны на Украине тоже идет чрезвычайно бойко. Этим занимаются госструктуры и частные фирмы-посредники. При этом практически невозможно установить покупателей. Неизвестно также, кто имеет право на законных основаниях приобретать оружие внутри страны. Полученные средства должны поступать в спецфонд военного ведомства, откуда идет финансирование армии.
Главные продавцы – концерн «Укроборонпром», «Укроборонсервис», «Укринмаш». За первое полугодие 2014 года реализовано военного имущества на 84 млн гривен. За организацию продажи посредники получили 17 млн гривен плюс комиссионное вознаграждение 3,5 млн гривен.
За это время «Укринмаш» продал внутри страны 35 900 автоматов АКМ (калибр 7,62 мм), 1237 гранатометов РПГ-7В, почти 5 тыс. авиационных ракет, 60 противотанковых ракетных комплексов «Фагот». Предприятие «Промоборонэкспорт» продало на внутреннем рынке 10 БТР-70, предприятие «Спецтехноэкспорт» – 23 беспилотника «Рейс». Среди проданного 10 тыс. касок и 2 вертолета Ми-8.
Занимающаяся снабжением батальона «Азов» волонтер Светлана Зварыч назвала цены, по каким можно приобрести у посредников технику, стоящую на учете в Минобороны. Путепрокладчик БАТ-2 и траншейный экскаватор – 20 тыс. долл., бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 – 18 тыс. долл., тягач МТЛБУ – 14 тыс. долл. Подержанные КамАЗы достались по 234 тыс. гривен. Но после «котла» под Иловайском потребовались новые грузовики. Их уже предложили брать по 15 тыс. долл. Как только деньги будут выплачены, КамАЗы расконсервируют в одной из воинских частей Ивано-Франковской области и перегонят к месту поступления. Особенно Светлана Зварыч гордится сделкой с заводом «Маяк», где за безналичный расчет приобрела 200 автоматов АКМ и 20 пулеметов.
Интересно вспомнить, как и кому распродавала оружие Украина, например, только в 2012 году. Продавала и тем самым странам, у которых сейчас сама выпрашивает оружие.
Итак, в США отправлено 90 тыс. винтовок и карабинов, в Германию – около 29 тыс. револьверов, пистолетов, винтовок и карабинов. В Судан – 22 тыс. винтовок, в Чад – 15 тыс., в Канаду – 11 тыс.
В Эфиопию отгружены 99 танков Т-72, в Таиланд – 62 БТР-3Е1, в Ирак – 48 единиц БТР-4 и 11 БТР-80. 10 танков Т-72, 1 БТР-70 и 14 БМП-1, 11 самоходных 122-мм гаубиц «Гвоздика», 80 безоткатных орудий, 29 противотанковых гранатометов – в Судан.
Продавалось и ракетное вооружение, основными покупателями которого были США и Израиль. Например, США закупили 137 переносных зенитных комплексов (ПЗРК), а Израиль – 193 ракеты для ПЗРК и 120 ПТУР. Израильтяне, видимо, пополнили боекомплекты трофейной техники, а США скорее всего передали ПЗРК каким-нибудь сирийским «оппозиционным демократам». И такая торговля длится уже больше 20 лет.
Поэтому не стоит удивляться, что со складов ВСУ добровольческим батальонам выдают минометы образца 1943 года, пулеметы и зенитные автоматы, изготовленные в 1950–60-х годах. Кстати, недавно Министерство обороны передало в МВД крупнокалиберные пулеметы ДШК, но без станков. Они так хранились. Теперь в Нацгвардии ломают головы, кому бы заказать изготовление станков, которые еще надо сконструировать.
Главным транспортным средством Нацгвардии, а нередко уже и солдат вооруженных сил служат «мобилизованные» автобусы и маршрутки. Еще весной Верховная Рада предусмотрительно приняла закон, позволяющий бесплатно изымать для оборонных нужд любой автотранспорт государственных и частных компаний, а также личные автомобили граждан. Даже без введения военного или чрезвычайного положения.
Естественно, просто так никто машины отдавать не хочет. Тем более если это основное средство производства. Так вот, сейчас на Украине ведется 53 дела об уклонении от «мобилизации автотранспортных средств». Например, двух руководителей предприятия из Кривого Рога судят за сокрытие от представителей военкомата грузовика КамАЗ и двух автоцистерн. Среди остальных дел в основном фигурирует сокрытие микроавтобусов и внедорожников гражданами.
Хотя для Нацгвардии МВД все же нашло денег и закупило в Белоруссии 44 МАЗа. Но «мобилизация» вообще ничего не стоит. Так что огромные потери автотехники пока есть чем покрывать. Хуже с бронетехникой. Например, на базах и в воинских частях уже не осталось ни одной БМД. Их алюминиевые конструкции сгорают до рамы.
БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПОТЕРИ
Украинская авиация практически покинула небо юго-востока. Значительная часть ее оказалась сбита. В ВСУ имелось 60 вертолетов, половина которых находилась в аренде у ООН или фирмы «Вертолеты Украины». В основном это транспортные Ми-8. Ударные Ми-24 практически все оказались сбиты.
Что касается боевых самолетов, то их в ВВС Украины, годных к полетам, имелось: штурмовиков Су-25 – 12 штук, фронтовых бомбардировщиков Су-24 – 14, истребителей Су-27 – 12, легких истребителей МиГ-29 – 30. Большая часть Су-24 и почти все Су-25 сбиты ополченцами.
Довольно трудно считать потери бронетехники. Обе стороны преуменьшают свои потери и преувеличивают потери противника. А иногда танки и бронированные машины по 2–3 раза переходят из рук в руки.
В штабе ДНР сообщили, что в течение августа украинские силовики потеряли почти 220 танков и свыше 480 бронемашин. Силами ополчения сбито также 14 самолетов и 10 беспилотных летательных аппаратов. А также уничтожено или выведено из строя почти 190 реактивных систем залпового огня и около 750 автомобилей. В июле в боях за Шахтерск уничтожено 125 единиц бронетехники.
На видеозаписях ополченцев можно видеть и массу сгоревшей техники, и целехонькие танки, бронетранспортеры, самоходные орудия. В большинстве они требуют ремонта, а затем пополняют вооруженные силы ДНР и ЛНР. Но по видео трудно установить реальные цифры потерь. Приблизительно можно оценить убыль танков, бронемашин, РСЗО и артиллерии ВСУ в 60–80%.
На начало года в ВСУ имелось около 700 орудий калибром свыше 100 мм и РСЗО. Поскольку гаубицы и «Грады» не ходят в атаку и не стоят в передовых окопах, потери их гораздо меньше. В основном в артиллерийских дуэлях, при нападениях на маршевые колонны и в «котлах».
В Минобороны Украины не теряют оптимизма. Заместитель директора департамента разработок и закупок вооружения и военной техники Минобороны Игорь Одноралов сообщил: «Мы ожидаем получить до конца года 145 образцов военной техники. Это самолеты, вертолеты, бронированные машины. Также больше 500 образцов стрелкового оружия отечественного производства, около 2 тыс. тепловизоров и около 200 средств спецсвязи». По его словам, из предусмотренных бюджетом нынешнего года средств для Минобороны 11,7 млрд гривен получено 6,9 млрд гривен, из которых пока потрачено 3,2 млрд. Видимо, нечего купить, раз такие деньги не израсходованы во время войны. Наоборот, еще и своим вооружением приторговывают.