0
9624
Газета Армии Интернет-версия

23.01.2015 00:01:00

Студенты и армия находят общий язык

Адам Нижаловский

Об авторе: Адам Владимирович Нижаловский – генерал-майор запаса, профессор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат военных наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук. Владимир Александрович Коргутов – полковник, Герой Российской Федерации, начальник военной кафедры при национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Тэги: шойгу, вуз, армия, вшэ, мгту, кафедра, москва, минобороны, санкт петербург


шойгу, вуз, армия, вшэ, мгту, кафедра, москва, минобороны, санкт петербург Студенты с удовольствием постигают основы военных знаний. Фото предоставлено авторами

Ушедший 2014 год войдет в историю как год развертывания новой системы военной подготовки студентов вузов и начала восстановления мобилизационного резерва страны. Редакция «НВО» неоднократно обращалась к освещению этой темы, неизменно вызывающей большой интерес у читателей. Так, в «НВО» № 30, 29 августа – 4 сентября 2014 года, была опубликована статья В. Мухина «Запущена новая система армейской подготовки студентов». С тех пор прошло пять месяцев. Завершился первый семестр обучения студентов по программам подготовки сержантов и солдат запаса. С какими трудностями столкнулись военные кафедры, что можно и нужно сделать уже сейчас, чтобы повысить качество обучения? Об этих и других вопросах пойдет речь в статье профессора военной кафедры при Национальном исследовательском университете – Высшая школа экономики, генерал-майора запаса А.В. Нижаловского и начальника этой кафедры, Героя Российской Федерации, полковника В.А. Коргутова.

С назначением в ноябре 2012 года генерала армии С.К. Шойгу на должность министра обороны РФ начался новый этап в развитии Вооруженных сил страны. Особое внимание с первых же дней было уделено восстановлению системы военного образования, военной науки, военной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи, призыву юношей в Вооруженные силы, в том числе окончивших вузы, и другим вопросам.

В течение 2012–2013 годов был организован целый ряд совещаний и встреч с ректорским сообществом, представителями студенческих коллективов, на которых рождались новые идеи по изменению отношения молодежи к службе в армии, повышению привлекательности и престижности профессии защитника Отечества. 

Появились первые спортивные и научные роты, которые положили начало изменению старых подходов к призыву студентов, выполнению ими конституционного долга. На протяжении нескольких месяцев обсуждалась и прорабатывалась проблема военной подготовки студентов, поскольку старая система начала давать сбой, а для создания новой не доставало политической воли и единства между руководством МО РФ, ректорским сообществом и студенческими коллективами.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с самого начала стал активным сторонником новых начинаний. Ректор Я.И. Кузьминов  в своих выступлениях на встречах с министром обороны и его заместителями, заседаниях Военной коллегии МО РФ выдвинул целый ряд предложений и идей, которые, наряду с предложениями ректоров других ведущих вузов страны, во многом предопределили цели, задачи и структуру новой системы военной подготовки студентов.

В 2014 году НИУ ВШЭ активно включилась в новый проект и стала своего рода опытной площадкой в его реализации среди вузов гуманитарной направленности. В сложных финансово-экономических условиях были изысканы средства и возможности для капитального ремонта и расширения площадей военной кафедры (на 35–40%), закупки дополнительного оборудования, макетов оружия, технических средств обучения и др. К сентябрю 2014 года было отобрано более 360 лучших студентов университета для обучения по программам подготовки сержантов и солдат запаса (в дополнение к уже набранным 168 по программам офицеров запаса). После тщательной проверки на военную кафедру было дополнительно принято пять преподавателей и два работника учебно-вспомогательного персонала. Изысканы средства для материального стимулирования сотрудников за существенно возросшую интенсивность труда по обучению большой массы студентов.

Благодаря усилиям первого проректора НИУ ВШЭ В.В. Радаева, проректоров С.Ю. Рощина  и Е.К. Артемова  удалось дисциплинировать учебные потоки студентов. Для каждого курса установлен свой «военный день». Это не только упрощает планирование учебного процесса, но и облегчает труд преподавателей военной кафедры, дает возможность работать с одним курсом примерно по одной тематике в течение целого дня.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ

Меньше года понадобилось Минобороны и Минобрнауки РФ, а также вузам страны на выполнение указаний президента РФ Владимира Путина, высказанных в ежегодном Послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года и закрепленных в его Поручении от 13 февраля 2014 года № Пр-349. С сентября 2014 года в стране начала действовать новая система военной подготовки студентов вузов, предполагающая обучение на военных кафедрах и факультетах военного обучения (далее – ФВО) не только офицеров, как было ранее, но и сержантов и солдат запаса. Это новая форма выполнения гражданами конституционного долга по защите Отечества, закрепленная в 2014 году в изменениях к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе».

Наряду с продолжающейся подготовкой офицеров запаса 66 военных кафедр ведущих вузов страны начали обучение свыше 11 тыс. студентов по программам подготовки сержантов запаса (продолжительность учебы два года) и солдат запаса (1,5 года). Этот процесс развернут без дополнительных бюджетных ассигнований в основном усилиями самих вузов, при которых имеются военные кафедры, в 27 регионах страны.

Сразу же следует отметить, что и по количеству обучаемых (планировалось 53 тыс.), и по географии распространения новой системы чувствуется явный недобор по сравнению с теми параметрами, которые намечались в начале года. Очевидно, в этой ситуации есть смысл согласиться с позицией  Мухина, высказанной в его статье, и не делать из этого факта трагедии. Ведь в самом начале проводимых преобразований уже было понятно, что без увеличения объемов финансирования новая система не сможет заработать на полную мощь. И те средства, которые сумели изыскать университеты в разгар текущего финансового года, оказались недостаточными для полномасштабной реформы. Некоторые вузы лишь обозначили свое участие в новой системе, набрав на учебу по программам сержантов и солдат всего по 40–60 студентов. Несмотря на это, сделан крупный шаг вперед по реализации замысла президента страны, министра обороны РФ и руководства Генерального штаба ВС РФ. Нет сомнений в том, что новая система с каждым годом будет набирать обороты и через несколько лет совместными усилиями всех заинтересованных ведомств выйдет на запланированную мощность.

9–10 сентября 2014 года Министерством обороны РФ на базе МГТУ им. Баумана был проведен довольно представительный и весьма полезный инструкторско-методический сбор, в ходе которого уточнены цели и задачи создаваемой системы, научно-методические подходы к организации эффективной подготовки мобилизационного резерва государства. В рамках этого сбора состоялась очередная встреча министра обороны РФ Сергея Шойгу с ректорским сообществом и представителями студенческих коллективов, произошел обмен мнениями по проблемным вопросам. Эта встреча имела важнейшее значение для определения самой архитектуры новой системы и развязки тех «тугих узлов», которые мешали ее становлению и развитию.

С зарождением нового процесса для опытных специалистов было ясно, что реализовать на практике трехмесячный сбор всех студентов, проходящих военную подготовку, не представляется возможным. Для этого не хватит базовых воинских частей, офицерского состава для проведения занятий, емкости стрельбищ, машинодромов и т.п. Кроме того, трехмесячный сбор никак не вписывался в сроки обучения студентов в университетах, а увеличение этих сроков нанесло бы вред государству.

Вот почему решение министра обороны РФ о сокращении сроков учебного сбора с трех до одного месяца послужило толчком к внедрению новой системы. И ректорское сообщество, и профессорско-преподавательский состав (ППС) военных кафедр, и студенты поняли, что после этого решения (как мы полагаем, нелегкого для МО РФ), процесс пойдет. И он пошел.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

К настоящему времени руководством МО РФ были выработаны основные направления становления и развития новой системы военной подготовки. К сожалению, они не были в полной мере доведены до ППС военных кафедр, однако даже имеющейся информации достаточно для анализа предпринимаемых шагов и прогнозирования ожидаемых результатов.

Первое направление связано с преобразованием целого ряда военных кафедр в факультеты военного обучения, что предполагает повышение их статуса, а вместе с этим и ответственности за подготовку специалистов. Планируется, что существующие ныне при вузах ФВО, а также вновь созданные образуют в филиалах вузов военные кафедры, тем самым повышая там качество военной подготовки и расширяя ее географию еще примерно на 20 субъектов Федерации.

Само по себе направление весьма важное, ответственное и своевременное. Его реализация придаст новой системе динамизм развития, существенно расширит ее границы и возможности. Однако настораживает тот факт, что структура и состав новых ФВО, порядок их функционирования, комплектования, взаимодействия с другими структурными подразделениями университетов и между собой разрабатываются где-то в кулуарах главных управлений МО РФ, а университеты и ППС военных кафедр не участвуют в этом процессе.

Если говорить об организационной структуре создаваемых ФВО, то, по всей видимости, за основу будет принят ее существующий вариант, определенный совместным приказом Минобороны и Минобрнауки РФ от 2009 года № 666/249. В некоторых документах промелькнула мысль о том, что  новые факультеты должны иметь две кафедры, что никак не соответствует современным условиям.

Как нам представляется, количество кафедр на ФВО не должно ограничиваться. Решение об их количестве, составе, месте дислокации должно приниматься ректором университета, который не только заинтересован в качественном выполнении государственного заказа на подготовку военных специалистов, но и финансирует практически всю эту подготовку, включая даже денежное довольствие офицеров кадра, которые назначены в университет на невоинские должности. Численность личного состава военных кафедр не должна строго ограничиваться прежде всего в филиалах университетов, а определяться из реального количества обучающихся студентов. Мы полагаем, что вполне допустимо иметь военную кафедру в филиале вуза численностью не менее пяти человек. В тех же филиалах, где военная подготовка студентов необходима, но объемы ее невелики (два-три учебных взвода в год), нужно пойти на создание отдельных циклов численностью три-четыре человека, которые в организационном и методическом плане замыкались бы непосредственно на ФВО или одну из военных кафедр. Имеющийся многолетний опыт подтверждает, что при хорошей организации качество обучения студентов от этого не страдает.

Руководство МО РФ планирует назначать на должности начальников ФВО, военных кафедр и учебных частей кадровых офицеров. Безусловно, это идеальный вариант. Однако, учитывая дефицит численности военнослужащих в самих ВС РФ, можно было бы, по нашему мнению, часть этих должностей замещать хорошо подготовленными офицерами запаса. И опять же, и в этом вопросе дать право ректору университета определить, нужен ему кадровый офицер или у него есть на эту должность достойный офицер запаса. Видимо, в руководящих документах есть смысл закрепить возможность замещения невоинских должностей офицерами запаса (по усмотрению ректора университета).

С учетом возросших объемов военной подготовки студентов назрела необходимость в новой организационной структуре ФВО предусмотреть две дополнительные должности заместителей начальника факультета:

– по работе с личным составом, так как существенно увеличилось количество обучаемых студентов и работников ФВО, возросла интенсивность воспитательной работы (сроки обучения сержантов и солдат запаса короче, чем у офицеров), повысилась значимость функций контроля за личным составом, его учета и т.п.;

– по материально-техническому обеспечению (расширились учебные и вспомогательные площади, возросло количество объектов учебно-материальной базы, увеличились объемы получаемых от МО РФ техники и вооружения, а также объемы финансирования и закупаемых университетами средств, остро встает проблема организации питания больших масс студентов в ограниченное время и в одном месте и т.п.).

Есть необходимость создания на ФВО отделения учета личного состава, поскольку эта задача возлагается не на военные комиссариаты, а на ФВО.

Если не вводить предлагаемые должности и подразделения, то их функции, их работу вынуждены будут выполнять назначенные начальником факультета преподаватели, как это делается зачастую уже сейчас. От этого страдают и преподаватели, так как вынуждены заниматься не своим делом, и учебный процесс, и климат в коллективе, поскольку часть учебной нагрузки перекладывается на других преподавателей.

И еще один вопрос по организационной структуре ФВО, который требует определенного послабления или полного исключения. В существующей структуре ФВО прописаны военно-учетные специальности (ВУС) всех должностных лиц факультета, которые строго соответствуют специальностям обучаемых на данной кафедре или цикле студентов. По нашему мнению, это себя не оправдывает. Если по должностям начальника факультета, его заместителей, начальников кафедр с этим где-то можно согласиться, то ППС должен быть исключен из этой обязаловки.

Современная база военных вузов и опытные преподаватели позволяют обеспечить качественную подготовку специалистов по всем направлениям.
Современная база военных вузов и опытные преподаватели позволяют обеспечить качественную подготовку специалистов по всем направлениям.

На факультете и кафедре, при нынешних сложных учебных программах военной подготовки студентов, нужны, кроме узких специалистов по ВУС, которые проводят занятия по специальной и тактико-специальной подготовке, специалисты по тактике, «огневики», технари, связисты, инженеры, преподаватели общественных дисциплин и т.п. Это только повышает качество обучения. При разработке организационной структуры трудно предвидеть, какого специалиста и на какую должность удастся привлечь. Видимо, ВУС ППС должен определяться начальником ФВО. Ему на месте виднее, какие нужны специалисты, куда и сколько. Излишним кажется также согласование кандидатур ППС с заказывающими управлениями МО РФ, поскольку начальник факультета (кафедры) является их полномочным представителем в университете и ему следует доверять.

Вторым важнейшим направлением совершенствования новой системы военной подготовки студентов является создание новых военных кафедр и ФВО. Предполагается их восстановление прежде всего в тех вузах, где они функционировали до 2008 года (это несколько десятков федеральных университетов и ведущих региональных вузов). Руководство МО РФ планирует осуществлять в этих вузах подготовку преимущественно сержантов и солдат запаса, в связи с чем намеревается понизить штатные категории руководящего состава подразделений (начальник военной кафедры – «подполковник», начальник учебной части – «майор»). Это направление развития системы представляется весьма своевременным и, несомненно, принесет пользу, особенно по географии распространения военной подготовки, так как позволит охватить практически всю Россию.

Безусловно, определение штатно-должностной категории является прерогативой МО РФ. Однако, на наш взгляд, здесь нужен дифференцированный подход. Ведь все создаваемые военные кафедры и ФВО по количеству обучаемых студентов (а следовательно, и по количеству ППС) будут разными. Может быть, есть необходимость предусмотреть вилку в штатно-должностной категории начальника военной кафедры («полковник», «подполковник») и начальника учебной части («подполковник», «майор»). А присваивать эти звания по реальной структуре и вкладу конкретной кафедры в общую систему военной подготовки студентов.

В качестве третьего направления рассматривается возможность использования высших военно-учебных заведений МО РФ для военной подготовки студентов. Предполагается их подключение к системе в тех регионах, где нет военных кафедр и ФВО при гражданских вузах. Безусловно, современная база военных вузов и опытный ППС обеспечат качественную подготовку специалистов по всем направлениям, с меньшими затратами для государства. Только вот их количество представляется весьма скромным – всего четыре вуза. Видимо, нужно проанализировать и определиться, где создавать межвузовские центры военной подготовки (на базе ФВО), а где задействовать военные училища и академии, в том числе  в Москве и в Санкт-Петербурге. Важно, чтобы государственные интересы преобладали над ведомственными при принятии окончательных решений.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Внедрение и становление новой системы военной подготовки студентов началось в рамках существующих штатных расписаний и организационных структур военных кафедр. Это создало ряд трудностей, поскольку добавились новые ВУС (в НИУ ВШЭ их четыре), возросло почти в два раза количество отобранных для учебы студентов (вместо 300 по штату – около 530 по списку), потребовались наращивание помещений, объектов учебно-материальной базы, издание дополнительных учебных пособий, разработка учебных программ (по 15 дисциплинам для каждой из четырех ВУС), тематических планов изучения дисциплин (всего 60), комплектов учебно-методических материалов на каждое занятие. Сложностей добавляли сжатые сроки внедрения новой системы (с марта по сентябрь 2014 года), значительная часть из которых приходилась на время отпусков ППС и учебного сбора с офицерами запаса.

За счет внутренних преобразований у нас на кафедре удалось создать цикл подготовки сержантов запаса (командиры стрелковых отделений). Подготовку разведчиков-операторов (СБР и ПСНР) организовали на цикле разведки, где готовятся офицеры запаса. Подготовка старших стрелков возложена на филиалы университета: Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Пермь. Таким составом и в такой организационной структуре мы завершили 1-й семестр обучения по новой системе, без срывов занятий, с удовлетворительными и хорошими результатами по всем проверенным дисциплинам.

Весь этот перечень положительных моментов вовсе не означает, что не осталось проблем. Требуют расширения строевой плац, спортивный городок, технические классы для установки тренажеров и т.п. Проблемным остается вопрос организации питания (одновременно более 300 человек). Мы надеемся в ближайшее время разрешить эти вопросы и расширить с нового учебного года количество обучаемых.

Однако есть ряд вопросов и к студентам. Некоторые из них, судя по всему, случайно попадают на военную кафедру. Несмотря на то что все они проходят медицинскую комиссию в военных комиссариатах, часть студентов обладает слабым здоровьем. Имеются случаи потери сознания на занятиях даже без тех нагрузок, которые их ожидают во время учебного сбора. В течение семестра выявилось десятка два нерадивых студентов, которые только присутствуют на занятиях, но не проявляют интереса к военному делу, не ведут конспекты, сдают зачеты со 2-го или 3-го заходов. Они уверены в том, что как-нибудь отслужат, поскольку четкого механизма избавления от такого «балласта» пока нет (а они это знают). И мы вынуждены тратить на такое бесполезное обучение время, средства и нервы преподавателей.

С развертыванием новой системы на повестку дня вышли научно-методические аспекты, которые высветили проблемные вопросы в этой области и заставили искать пути их решения. С этой целью в рамках профессионально-должностной подготовки ППС кафедры  25 ноября 2014 года было проведено 6-часовое методическое занятие. Ему предшествовали научные исследования, проведенные инициативной группой преподавателей. В качестве эталона было взято аналогичное комплексное занятие, проведенное Военным институтом МГТУ им. Баумана 10 сентября 2014 года в рамках инструкторско-методического сбора. Главной целью занятия была выработка ответа на вопрос: «Как в отведенное время обучить сержанта и солдата ведению современного боя, не покидая стен военной кафедры, не выезжая в поле, на стрельбище, полигоны и т.п.?». Ведь известно, что ни наша военная кафедра, ни многие другие не имеют своих тактических полей, полигонов, машинодромов и стрельбищ. Очевидно, это проблемный вопрос для всей новой системы военной подготовки студентов. Сумеем ли мы за один месяц учебных сборов дать сержанту и солдату необходимые навыки для действий в бою? Очевидно, сумеем, но при условии, что теоретическая подготовка на кафедре будет качественной и прочной, не затеоретизированной, а имеющей практическую направленность.

В ходе методического занятия прозвучало 15 докладов ППС кафедры по особенностям методики проведения занятий с сержантами и солдатами запаса в целом и по конкретным дисциплинам в частности. По материалам занятия издан научно-методический сборник, который используется ППС кафедры и доступен для ознакомления представителям других военных кафедр и ФВО.

По итогам методического занятия сделано несколько выводов и множество различных предложений по повышению научно-методического уровня военной подготовки студентов. Но главный вывод заключается в том, что мы не должны снижать планку научно-методического и организационного уровня проведения занятий, поскольку будущие сержанты и солдаты запаса – это те же студенты НИУ ВШЭ, что  обучаются по программам подготовки офицеров запаса. Если они сумели поступить в престижный университет, успешно проучились в нем первый год, приняли для себя решение выполнить конституционный долг по защите Отечества да к тому же еще прошли вступительные испытания на военную кафедру, то они не простые студенты, они значительно лучше и ценнее других. Причем лучше по целому ряду качеств: морально-психологическая устойчивость, состояние здоровья, физическая подготовленность, уровень успеваемости (рейтинг), «мужская самостоятельность», зарождение чувства войскового товарищества и воинского коллективизма и др.

И если согласиться с этим выводом, то мы должны убедить себя в том, что с такими студентами недопустимо проведение занятий на уровне обычных сержантов и солдат, призванных в Вооруженные силы на один год далеко не на добровольной основе, да и, чего греха таить, имеющими зачастую общий уровень образования ниже среднего.

Принцип высокого научно-методического и организационного уровня проведения занятий должен быть единым для всех категорий студентов, проходящих военную подготовку по программам офицеров, сержантов и солдат запаса. Наши студенты недостойны присутствовать на низкопробных, школярских занятиях. Мастерство каждого преподавателя должно заключаться в том, чтобы, руководствуясь этим принципом, все же дать студентам разных категорий разный уровень знаний и умений. Для этого необходим неограниченный маневр формами доведения материала, методами и приемами. Преподавателю предоставляется полное право инициативы, импровизации, использования своего боевого, служебного и педагогического опыта.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

По завершении 1-го семестра обучения можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что новая система военной подготовки студентов вузов состоялась, она начала работать и приносить пользу России. При этом наибольшую обеспокоенность среди ППС вызывают перспективы развития системы и те решения, которые вырабатываются в МО РФ без должной открытости и учета мнения педагогических коллективов, непосредственно задействованных в обучении студентов.

Если мы хотим, чтобы новая система функционировала нормально, нужно решить, по нашему мнению, несколько первоочередных вопросов:

– придать системе большую самостоятельность, повысив права и полномочия ректоров вузов, оградив военные кафедры от излишней опеки контролирующих структур МО РФ, дать возможность принимать решения на местах, руководствуясь главным принципом: повышение качества выполнения государственного заказа по подготовке специалистов запаса;

– повысить степень мотивации студентов к освоению военного дела, для чего необходимо принимать на военную кафедру не всех желающих, а только лучших студентов, здоровых морально и физически, имеющих высокий рейтинг и обладающих чувством патриотизма; повысить роль и ответственность военных кафедр при конкурсном отборе студентов; разработать и ввести механизм жесткого текущего контроля успеваемости, упростив порядок отчисления нерадивых студентов за неуспеваемость, недисциплинированность, низкую посещаемость занятий;

– во всех вузах, несмотря на финансовые трудности, следует активно практиковать материальное стимулирование ППС за интенсивность работы, добросовестное отношение к обучению и воспитанию студентов;

– повысить ответственность довольствующих органов МО РФ за своевременное обеспечение военных кафедр учебной техникой, вооружением, имуществом, литературой, плакатами, решительно отбросив процветающую ныне практику снабжения «по остаточному принципу» и др. По завершению первого цикла подготовки сержантов и солдат запаса, в 2016 году, на наш взгляд, необходимо провести тщательный анализ выполненной работы, уточнить квалификационные требования и учебные программы подготовки резервистов. На специальном методическом сборе вскрыть все недостатки и указать направления дальнейшей работы по развитию новой системы и повышению качества обучения.

Больше внимания необходимо уделить освещению в средствах массовой информации хода военной подготовки студентов, вести видеорепортажи из военных кафедр, стрельбищ, машинодромов, показывать важность и нужность для страны этого вида прохождения военной службы, тем самым повышая его престижность.

В заключение следует отметить, что мы находимся в самом начале пути становления и развития новой системы военной подготовки студентов вузов, делаем первые шаги. Только спустя два-три года, после проведения нескольких выпусков специалистов запаса, можно будет со значительной долей конкретики говорить об успехе этих шагов, которые мы мучительно ищем сейчас, находим общими усилиями и надеемся на их реалистичность и эффективность.

Несомненно, мы не застрахованы от ошибок, просчетов, особенно в определении оптимальных сроков подготовки, форм обучения и объемов обучаемых контингентов. Но мы видим и другое: задача величайшей государственной важности по подготовке растерянных за последние десятилетия мобилизационных ресурсов начала решаться, и решаться в целом неплохо! В этом проявляется несомненный успех новой системы военной подготовки студентов и ее великая польза для России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
714
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
694
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1214
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
575

Другие новости