Израильские войска несут отнюдь не только боевые потери. Фото Reuters
В ЦАХАЛе (Армии обороны Израиля) самоубийства крайне редки. Так, по данным аналитического отдела кнессета (парламента Израиля), за последние шесть лет во время прохождения воинской службы покончили с собой 124 военнослужащих, в том числе 101 солдат срочной службы. 37% самoубийц – репатрианты из разных стран, родившиеся за пределами Израиля. В числовых выражениях расклад таков: 25 самоубийств совершили солдаты, родившиеся в странах бывшего СССР, 10 – выходцы из Эфиопии. Солдаты, которые родились в Израиле в семьях репатриантов, в статистике отдельно не отражены, обычно их считают вместе с уроженцами страны.
За последние шесть лет покончили с собой 70 солдат-евреев, родившихся в Израиле, 8 друзов и мусульман и 10 с неуказанным вероисповеданием или национальностью. В эту группу входят преимущественно выходцы из бывшего СССР, по разным причинам не посчитавшие нужным определяться по этим пунктам. Военнослужащие тыловых частей накладывают на себя руки чаще, чем солдаты боевых подразделений. Наиболее высок риск самоубийства на протяжении первого года службы, а 20% всех армейских суицидов приходится на новобранцев, надевших форму менее полугода назад.
Однако неверно определять количество самоубийств среди израильских военных средней цифрой в 20 человек в год. Благодаря активной профилактической работе, прежде всего армейских психологов, в 2012 году количество суицидов в ЦАХАЛе сократилось до 12. В 2013 и в 2014 годах произошло соответственно 10 и 9 самоубийств. С учетом того, что кадровый состав ЦАХАЛа составляет около 180 тыс. военнослужащих, процент самоубийств в израильской армии объективно весьма низок.
НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В ТЕРМИНАХ
Если сравнить этот показатель с проявлениями суицида, например, в армии Тайваня, по численности военнослужащих – 290 тыс. вполне сопоставимой с ЦАХАЛом, то в этой островной армии за последние десять лет добровольно ушли из жизни 300 военнослужащих. Сравнение количеств самоубийств среди израильских военных с соответствующими данными по армиям Соединенных Штатов, России и Великобритании некорректно из-за огромной количественной диспропорции как населения этих стран, так и соответственно кадровых армий. Хотя здесь же обратим внимание на такой факт: по количеству ежегодно происходящих суицидов американская армия примерно в полтора раза опережает российскую.
Интересно, что в одном из первых июньских номеров газеты Los Angeles Times за нынешний 2015 год были обнародованы данные, согласно которым среди американских женщин в возрасте от 18 до 29 лет, участвовавших в военных кампаниях, случаи суицида проявляются в 12 раз чаще, чем среди представительниц гражданских профессий той же возрастной категории. Объяснить подобное явление в женской ветеранской среде, как и суицид в целом, весьма непросто. Психологи считают, что процесс посттравматического «выгорания» у женщин не намного меньше, чем у мужчин. Особенно если эти женщины остались одиноки. При этом, согласно различным источникам, суицидные явления в армии США растут.
По данным лондонской телепрограммы «Панорама», в 2012 году в действующей британской армии покончил с собой 21 солдат. Кроме того, счеты с жизнью свели еще 29 ветеранов. В том же году в Афганистане погибли 44 британских военных, из которых 40 непосредственно в ходе боевых действий против талибов.
Заметное снижение за последние годы суицидных явлений в ЦАХАЛе в немалой степени объясняется специальной программой подготовки не только военных психологов, но и командиров всех звеньев, постоянно общающихся с солдатами. Начальник подразделения охраны психического здоровья ЦАХАЛа полковник Эяль Проктор, отвечая на соответствующий запрос газеты Jerusalem Post относительно этих программ, подчеркнул, что военные психологи и командиры ориентированы на помощь всем военнослужащим, оказавшимся в ситуации душевного кризиса и личных затруднений. Израильские медики не могут допустить и никогда не допускают к воинской службе лиц с психическими заболеваниями. Но самоубийцы, если исключить наркоманов и тяжелых алкоголиков, не относятся в большинстве случаев к категории психбольных.
«Мысль о самоубийстве иногда возникает практически «на ровном месте», – подчеркивает в беседе с «НВО» военный психолог майор Галит Степанов (к слову сказать, уроженка Екатеринбурга, в трехлетнем возрасте вместе с родителями переехавшая в Израиль; в России ее имя и фамилия звучали как Галина Степанова), – и полностью исключить суицидные явления в более или менее значительных группах людей невозможно. Майор Степанов рассказала о нескольких попытках самоубийства призывников, которые так и не стали солдатами по медицинским показателям. Обидевшись, эти молодые люди, пытались совершить суицид. Действительно, в Израиле армейская служба – жизненно важный институт. Однако одновременно нельзя забывать и другое: есть те, кто не может служить. В основном по медицинским показателям. Но этот факт не должен давать этим людям ощущение второсортности. «Для предотвращения суицидного развития событий, – продолжает свою мысль Галит Степанов, – необходимо родителям, другим членам семей, военным медикам, командирам, сослуживцам, друзьям не проходить мимо резкой смены настроений человека, страдающего от тех или иных проблем».
Профессор-психиатр Хагай Хермеш, выступая в эфире русскоязычного 9-го израильского телеканала, назвал себя «сапожником без сапог». И действительно, у этого профессора с тридцатилетним стажем, специализирующегося на проблемах суицидов, произошла семейная трагедия. В 1994 году его сын, Асаф, находясь на военной службе, покончил с собой выстрелом из личного оружия. Случилось это самоубийство дома, во время увольнения, после ссоры с его подругой. Таких военнослужащих именуют «самоубийцами выходного дня».
«Асафу было 19 лет, – объясняет ситуацию его отец, – он с отличием окончил школу, был спортсменом, служил в боевых частях, но, когда узнал, что любимая девушка предпочла другого, не выдержал и добровольно ушел из жизни». После того как в 2006 году армия резко ограничила число солдат, которым в увольнение разрешалось покидать базу с оружием, «самоубийств выходного дня» стало в три раза меньше. Хотя и сейчас орудием самоубийства в подавляющем большинстве случаев – 103 из 124 – служит личное оружие.
Подполковник ЦАХАЛа Йорай Барак, армейский психолог, выступая в эфире того же русскоязычного телеканала, подчеркнул, что армия не скрывает ни количества суицидов среди военнослужащих, ни их причин. Большинство молодых людей уходит из жизни по личным мотивам, чаще всего из-за разлада отношений с любимыми или родителями. Обозреватель газеты Jerusalem Post Бен Хартман пишет в статье с примечательным названием «Скрывает ли ЦАХАЛ правду о самоубийствах?»: «Никакая структура израильской армии не засекречивает данные о самоубийствах, потому что эта информация не является государственной тайной».
Профессор Энвер Альпер Гювель из университета Чукурова (г. Адана, Турция) в статье «Почему солдат совершает самоубийство?», опубликованной в правительственной газете «Йени Шуфак» («Новая заря»), высказывает следующую точку зрения: «Причина самоубийства солдат кроется в невозможности быстрой адаптации определенного количества молодых людей, нередко пребывавших в тепличных условиях родительского дома и оказывающихся в условиях субординации и жизненного риска». Таким образом, солдат-самоубийца оказывается в социально-психологической дезадаптации, ведущей к психологическому вакууму. Профессор Гювель называет самоубийство «безвучным криком неопытного индивида, столкнувшегося с проблемами, причиняющими ему нестерпимую боль».
Сообразно классической классификации самоубийств, предложенной французским социологом и философом Давидом Эмилем Дюркгеймом (1858–1917), самоубийства молодых людей, не исключая, разумеется, и солдат, чаще всего относятся к альтруистическому суициду, когда накладывающий на себя руки полагает, что его смерть освободит его от душевной боли и при этом трагедия, привнесенная им своей смертью в семью, будет вполне переносимой.
Неуставных отношений, иначе говоря, дедовщины, в ЦАХАЛе не существует. Проблем с командирами практически не возникает. В большинстве случаев причина наложения на себя рук молодого израильтянина – опять же неразделенная любовь или проблемы с родителями. Это относится и к военнослужащим в большинстве армий мира. За редким исключением. Корреспонденту «НВО» пришлось столкнуться с одним из таких «исключений». К счастью, чисто умозрительно и безотносительно непосредственно к ЦАХАЛу. Хотя встреча произошла на одной из улиц Южного Тель-Авива.
ПОЧЕМУ ЭРИТРЕЙЦЫ ХОТЯТ СЛУЖИТЬ В ЦАХАЛЕ
В еврейском государстве не менее 200 тыс. нелегалов из разных стран мира, но в основном из Африки. В Южном Тель-Авиве, считающемся самым неблагополучным районом города, проживает не менее 20 тыс. нелегальных эмигрантов из Эритреи. С одним из таких нелегалов, назвавшимся Саидом и попавшим в еврейское государство через израильско-египетскую границу, сравнительно недавно мне довелось разговориться. По его словам, главная причина пребывания молодых и не очень молодых эритрейцев в Израиле не столько экономическая, сколько, как считает Саид, «военно-политическая». В эритрейскую армию призывают как юношей, так и девушек обычно сразу после завершения полного или неполного среднего образования. Призывной возраст – 16 лет. Если призывник учится в школе, то новобранцем он может стать позже – в 18 лет. Но если к этому возрасту молодой человек никакого образования не получил, его все равно призывают. Первоначально на шесть месяцев. Потом обязательны экзамены в высшее или среднее учебное заведение с целью получения профессии. Здесь и начинается главная проблема. Несдавшие экзамены от армейской службы не освобождаются, а служат еще два года. Затем им вновь настоятельно (а точнее, безальтернативно) предлагается сдать экзамены. Причем в любое учебное заведение. И если они опять же терпят провал, то выбора у них нет, кроме как возвратиться в несомкнутые армейские ряды еще на два года. По словам Саида, условия службы в эритрейской армии ужасны, и немало его соотечественников покончили с собой, прослужив в эритрейской армии по 15 и более лет и не видя перспективы демобилизоваться в ближайшие годы. Ведь формально резервисты призываются до 60-летнего возраста. Правда, замужние девушки после 31 года при наличии хотя бы одного ребенка демобилизуются. Кроме того, демобилизованные женщины не призываются на ежегодные армейские сборы, обязательные для всех здоровых мужчин, независимо от образования.
Точных данных о количестве самоубийц среди эритрейских военнослужащих нет, да и вряд ли может быть. Потому что подобную статистику не ведет, а точнее, не предоставляет большинство государств мира. Хотя с учетом перечисленных выше характеристик эритрейской армии именно она вполне может претендовать на звание рекордсмена по количеству военных, накладывающих на себя руки. «Конечно, мы хотели бы служить в ЦАХАЛе, – говорит незаконный эмигрант Саид, – но у нас нет израильского гражданства, и нас не берут даже добровольцами».
НЕ СЛАВНАЯ СМЕРТЬ
Армия – несомненный срез общества. Нет государства, как нет и армии, в которых не происходили бы самоубийства. Однако общество обязано противостоять такому, по сути, противоестественному явлению. Для этого необходимо не дать отчаянию или чувству вины овладеть душой человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Знаменитый полководец Наполеон I, который и сам в своей бурной жизни не раз был близок к самоубийству, все-таки такой шаг не совершил. Он как-то сказал: «Лишить себя жизни из-за любви есть сумасшествие, из-за потери состояния – низость, из-за оскорбленной чести – слабость. Воин, самовольно лишающий себя жизни, ничуть не лучше дезертира, убегающего перед битвой с поля сражения».
И ведь действительно солдат, лишающий жизни себя, а не своих врагов, оказывается на стороне противника. По крайней мере своей армии он ничем не помогает. Иначе как дезертиром его не назовешь. А отношение к дезертирам во всех армиях соответствующее.