0
5453
Газета Армии Интернет-версия

25.09.2015 00:01:00

Из рода Ласковых

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман – профессор.

Тэги: цахал, израиль, бен гурион, вейцман, давид, генштаб, эйзенхауэр, австрия, италия


цахал, израиль, бен гурион, вейцман, давид, генштаб, эйзенхауэр, австрия, италия Армия обороны Израиля находится в постоянной боевой готовности. Фото Reuters

В 1949 году специальный комитет по выработке первого варианта военной доктрины ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля) возглавил генерал-лейтенант Хаим Ласков. Один из главных пунктов этой доктрины гласит, что соседи еврейского государства заинтересованы не в урегулировании территориальных и политических проблем, а в уничтожении Израиля. К сожалению, этот пункт актуален и сегодня.

С «ГАЛУТНОЙ» ФАМИЛИЕЙ

Генерал-лейтенант Хаим Ласков вошел в историю как пятый начальник Генерального штаба израильской армии. Он возглавлял центральный орган военного управления страны в 1958–1961 годах. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион трижды требовал от генерала Хаима Ласкова, уроженца города Борисова Минской области, что в Беларусии, изменить фамилию на ивритский лад, но тот всякий раз отказывался подчиниться премьеру. Последний раз на заседании правительства рассвирепевший Бен-Гурион попросил Ласкова выйти за дверь, подумать и вернуться уже с новой фамилией. Однако Ласков продолжал упорствовать. Вернувшись на свое место за столом заседания, он сказал: «Я Ласковым родился и Ласковым умру. В своей фамилии не изменю даже буквы». Пораженный таким упорством, глава правительства заметил: «Вижу, что ты такой же упрямец, как и я. Что ж, оставайся Ласковым».

Эту историю мне рассказал Михаил Альшанский, председатель Белорусского землячества в Израиле, сын подполковника Наума Альшанского, который после переезда в Израиль в 1975 году долгие годы дружил с Хаимом Ласковым.

Воссоздав еврейское государство в 1948 году, лидеры страны фактически повели борьбу на два фронта. Они мобилизовывали население на противостояние многочисленным врагам, мечтавшим сбросить израильтян в море, и они же, в стремлении создать единый народ, требовали от граждан возрожденного еврейского государства отказа от «этнических» языков, иначе именуемых «галутными», в пользу иврита, образованного на базе древнееврейского наречия. Поэтому власть выступала против идиша и ладино – языков соответственно европейских евреев и той части сефардов, которые были вынуждены покинуть Испанию и Потугалию в конце XV века. По этой же причине сионистские лидеры поощряли изменение фамилий, звучащих по-немецки, по-польски, по-русски или по-венгерски. Таким образом, президент Израиля Исаак Шимшилевич стал Ицхаком Бен-Цви, а Залман Рубашов – Залманом Шазаром. Премьер-министр Исаак Езерницкий вошел в историю как Ицхак Шамир, а многолетний руководитель МОССАДа (Израильской внешней разведки) Исер Харель был рожден под фамилией Гальперин.

Что же касается первого премьер-министра Израиля, то он еще во времена британского мандата, то есть до воссоздания еврейского государства, поменял свою «галутную» фамилию Грин на ивритскую Бен-Гурион. Но далеко не все политические и государственные деятели Израиля готовы были отказаться от фамилии предков. И среди этих «отказников» были уроженцы Белоруссии – первый президент Израиля Хаим Вейцман и премьер-министр Менахем Бегин.

Разумеется, израильский военачальник Хаим Ласков вошел в историю не только как ярый защитник своей, прямо скажем, не часто встречающейся в современном Израиле фамилии.

ПРЕДПОЧЕЛ УНИВЕРСИТЕТУ АРМИЮ

Хаим Ласков родился 14 апреля 1919 года в том самом Борисове на берегу реки Березины, где в конце ноября 1812-го переправлялась после отступления из Москвы армия Наполеона. В детстве маленький Хаим, конечно же, немало слышал о мужестве русских солдат, разгромивших армию великого корсиканца, что, возможно, и предопределило его выбор – военную стезю. Замечу только, что генерал Ласков был вторым «русским» начальником Генштаба ЦАХАЛа после уроженца Одессы Яакова Дори, имя и фамилия которого при рождении звучали так: Яков Достровский (стоял во главе Генштаба ЦАХАЛа в 1948–1949 годах).

Кроме Хаима в семье Моше и Яты Ласковых росли три сына и дочь. В 1924 году вся семья переселилась в Палестину, на территорию, где тогда хозяйничали англичане. Жизнь на новом месте складывалась трудно. В 1930 году Моше Ласков был убит арабскими террористами, и его овдовевшей жене пришлось одной воспитывать детей. Хаим и другие дети помогали матери и одновременно неплохо успевали в школе. Будущий начальник генштаба ЦАХАЛа с отличием окончил Хайфскую реальную гимназию, в старших классах которой стал командиром группы усиленного физического воспитания. Ему пророчили неплохое будущее в светском обществе, но вместо университетского образования он предпочел вступить в ХАГАНА (в переводе с иврита – «Оборона») – подпольную еврейскую боевую организацию, боровшуюся с британским владычеством.

Во время Второй мировой войны ХАГАНА заключила союз с британской армией. Тем не менее англичане, несмотря на провозглашенное союзничество с палестинскими евреями, активно противостояли военными и полицейскими средствами организациям, добивавшимися воссоздания независимого еврейского государства. С другой стороны, Лондон и политическое руководство «ишува» (в переводе с иврита – «заселенное место», так до провозглашения в мае 1948 года Израиля именовалось еврейское население Палестины) сомневались в том, что ХАГАНА, по сути – ополчение, а не регулярная армия, сумеет остановить Африканский корпус под командованием именитого германского вояки генерала Эрвина Роммеля. Например, лидеры палестинских евреев полагали, что англичане не выстоят и под ударами немцев в Северной Африке и отступят в Индию. В этом случае «ишув» оказался бы один на один в противостоянии с нацистами и их многочисленными арабскими союзниками. Поэтому Генеральный штаб тогдашней ХАГАНА своим приказом от 15 мая 1941 года, ровно за семь лет до воссоздания еврейского государства, сформировал девять рот весьма боеспособной и фактически кадровой армии, названной ПАЛЬМАХом (акроним словосочетаний «плугот махац» – «ударные роты»).

«ПАНФИЛОВЦЫ» – ПРИМЕР ДЛЯ ЦАХАЛа

Идеологически ПАЛЬМАХ был весьма близок сионистам-социалистам и коммунистам. Современный израильский военный историк Ури Мильштейн в одном из своих исследований пишет: «Пальмахников воспитывали в беззаветной вере в Сталина и в Советскую Россию, в преклонении перед Красной армией». Более того, в ПАЛЬМАХе, а затем и в ЦАХАЛе печатной продукцией, обязательной для изучения военнослужащими, была советская пропагандистская и художественная литература. В частности, уже после войны особой популярностью пользовалась книга Александра Бека «Панфиловцы», которую в 1946 году перевел на иврит уроженец Минска Шломо Эвен-Шошан (настоящая фамилия Розенштейн). На иврите книга называлась «Аншей Панфилов», в точном обратном переводе на русский – «Люди Панфилова».

Что вообще говорить о просоветских настроениях пальмаховцев и их командиров, если уже упоминавшийся будущий первый премьер-министр и министр обороны Израиля Давид Бен-Гурион столь пылко восторгался советскими вождями, что это отразилось не только на его политических взглядах, но и на гардеробе? Михаэль Бар-Зоар, автор политической биографии Бен-Гуриона, вышедшей в 1975 году в Тель-Авиве на иврите, обращает внимание на следующий факт: в течение многих лет Бен-Гурион носил полувоенный френч и грубые толстые шерстяные штаны цвета хаки, которые пользовались популярностью у советских лидеров.

армия
В военной доктрине Израиля утверждается,
что на Ближнем Востоке друзей
у еврейского государства нет. Фото Reuters

СОЛДАТ ВОЮЕТ, А НЕ ПОЛИТИКАНСТВУЕТ

Позже Ласков вспоминал, что тоже подумывал вступить в ПАЛЬМАХ, но ему не были близки военизированные подразделения, напрямую подчинявшиеся тем или иным партиям. Поэтому когда англичане 28 сентября 1944 года начали формировать «Еврейскую бригаду» для отправки на европейский театр военных действий, Хаим Ласков вступил в одну из таких армейских частей, состоявшую исключительно из добровольцев. Точности ради следует заметить, что первый набор палестинских евреев в британскую армию состоялся еще в 1939 году. И уже в следующем году еврейские солдаты в частях британской армии участвовали в боях с нацистами на территории Греции. Однако Лондон долгое время опасался создавать из палестинских евреев, считавших англичан колонизаторами, полноценное воинское формирование. И только после открытия западными союзниками второго фронта и долгих переговоров между лидерами «ишува» и представителями британского правительства наконец была создана Еврейская бригада. Показательно, что ее командиром был назначен не палестинский, а канадский еврей, уроженец Торонто генерал Эрнест Франк Бенджамин – выпускник Королевской военной академии в Великобритании.

Важно заметить, что у будущего начальника Генштаба ЦАХАЛа еще до вступления в Еврейскую бригаду уже имелся солидный военный опыт. Еще в 1939 году его назначили заместителем командира особого отряда реагирования, созданного в ответ на вооруженные арабские нападения, а в 1942–1943 годах Ласков служил во 2-м батальоне Королевского Восточно-Кентского полка (КВКП). Военнослужащие этого батальона именовались «баффами», то есть «буйволами». Кроме того, в английском языке «buff» обозначает еще желтовато-коричневый цвет. Именно так были окрашены канты мундиров и отвороты гетр военнослужащих КВКП по традиции, которая берет начало с ХVII века. Интересно, что вместе с Ласковым во 2-м батальоне КВКП служил и Мордехай Маклеф, который в будущем тоже стал начальником Генштаба ЦАХАЛа, третьим по счету. В общем, это было очень плодовитое на генералов формирование. Что же касается Ласкова, то после окончания офицерских курсов его откомандировали в 6-й батальон КВКП, который считался интернациональным, в котором также служили поляки, венгры, чехи, русские и представители других национальностей.

Будучи командиром 2-й роты огневой поддержки, Хаим Ласков участвовал в боевых операциях в Ливии, Египте, Бельгии, Голландии. Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников в Западной Европе Дуайт Эйзенхауэр, ставший потом президентом США, писал в своих воспоминаниях: «Я хочу воспользоваться возможностью и отдать честь бойцам героической Еврейской бригады, чье блестящее боевое прошлое и вклад в победу союзников долго будут помнить их братья по оружию и народ Государства Израиль».

Мстить нацистам, бывшим и настоящим

Сразу же после победы над гитлеровским фашизмом Ласков демобилизовался и в звании майора вошел в состав руководства подпольными группами так называемых еврейских мстителей, действовавших на территории Австрии и Северной Италии. «Мстители» охотились за бывшими нацистами, участвовавшими в казнях евреев. Точное количество казненных подпольными группами нацистов неизвестно. Например, Хаим Ласков прямо говорил: «Много мы не уничтожили, к сожалению».

Одновременно с уничтожением нацистских бонз в послевоенной Европе Ласков выполнял еще одну деликатную миссию – занимался закупкой военного снаряжения для ХАГАНА. И по возвращении в Палестину он получил должность начальника первой на территории будущего Израиля офицерской школы, сыгравшей важную роль в подготовке кадров для создававшейся на базе ХАГАНА израильской армии.

Уже во время войны за независимость в 1948 году Ласков отличился в боях за Латрун (географическая область в 15 км от Иерусалима и в 30 км от Тель-Авива) и Назарет, а также при освобождении Галилеи. Через год в звании генерал-майора он возглавил отдел военной подготовки Генштаба. Ну а следующий год стал по-особому знаменательным в жизни будущего начальника Генштаба ЦАХАЛа. Он знакомится с 19-летней рядовой Шуламит Хен, которая вскоре становится его женой. «Конечно, у нас был служебный роман, – смеясь, поделилась своими воспоминаниями с «НВО» Шуламит Ласков, – но любовь была настоящая». Любопытно, что родители Шуламит, которая родилась в Голландии, – выходцы из Витебска.

Превратности судьбы. В 1951–1953 годах Ласкову, который никогда не был летчиком, доверили командовать военно-воздушными силами страны. Позже, в течение двух лет, он проходил военную переподготовку в Англии и одновременно изучал экономику, политические науки и философию в Оксфордском университете. А в так называемую Синайскую кампанию 1956 года Хаим Ласков возглавил одну из двух танковых армий, которая с боями прорвалась к Суэцкому каналу. Он же руководил и отходом войск из Синая.

В 1958–1961 годах Хаим Ласков – начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля. Нельзя не отметить, что, находясь на этом посту, Ласков уделял огромное внимание изучению опыта Советской армии. Стратегическая установка Генштаба, руководимого Ласковым, состояла в отработке взаимодействия всех родов войск. Он считал необходимым форсировать подготовку всех сил и средств к проведению крупномасштабных операций в будущих войнах. Военные историки считают, что доктрина, разработанная Ласковым, сыграла важную роль в победе израильтян в Шестидневной войне июня 1967 года.

После ухода в отставку в 1961 году Ласков работал генеральным директором Управления израильских портов. Однако авторитет бывшего начальника Генштаба, всегда стоявшего в стороне от политических дрязг, был настолько велик, что его нередко приглашали в состав различных комиссий и комитетов. В частности, именно ему доверили возглавить отдел жалоб в Министерстве обороны.

Скончался Хаим Ласков 8 декабря 1982 год в Тель-Авиве. Детей у него и Шуламит не было, однако род Ласковых не прервался ни в Израиле, ни в России. В еврейском государстве его продолжают дети и внучатые племянники Давида Ласкова, родного дяди Хаима.

ЛАСКОВЫ ОСТАЮТСЯ ЛАСКОВЫМИ

Давид Ласков – тоже человек необычной судьбы, о котором нельзя не сказать хотя бы пару слов. Он родился в 1903 году в Омске, куда из Белоруссии переехали его родители. В возрасте 25 лет Давид Ласков перебрался в Палестину, изучал медицину и архитектуру в Технионе (Высшем технологическом институте), что в Хайфа. Так же, как и его знаменитый племянник, в 1940 году Давид добровольцем вступил в британскую армию, сражался с немцами на фронтах Второй мировой войны. Именно он впервые создал в инженерных войсках израильской армии подразделение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За вклад в обороноспособность страны трижды удостаивался Премии безопасности Израиля. Скончался Давид Ласков в 1989 году, все еще находясь на действительной военной службе, и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый старый солдат.

Немало Ласковых осталось и в России. Во время Великой Отечественной войны геройски проявил себя военный врач 3-го ранга Борис Израилевич Ласков, который, как и Давид Ласков, родился в Омске в семье врачей. Борис Израилевич воевал в составе 7-го Воздушно-десантного гвардейского полка. В 1942–1943 годах в боях на Северо-Западном фронте, под Ленинградом, дважды был тяжело ранен. В послевоенное время посвятил себя научной работе, защитил докторскую диссертацию, стал профессором, известным неврологом, автором многочисленных научных трудов. Так как отцом Давида Ласкова был известный сибирский глазной врач Юлий Израилевич Ласков, то смею предположить, что старейший израильский военный и советский гвардии военврач – двоюродные братья.

Так что прав оказался уроженец Белоруссии израильский генерал Хаим Ласков: Ласковы остаются Ласковыми. Добавим от себя: где бы они ни жили.

Израиль


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1003
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1194
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1641
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1344

Другие новости