0
6632
Газета Армии Интернет-версия

15.04.2016 00:01:00

"Сыны Исмаила верны Израилю..."

Сила ЦАХАЛа заключается в единстве военнослужащих всех конфессий и национальностей

Захар Гельман

Об авторе: Захар Гельман – профессор.

Тэги: израиль, цахал, газа, друзы, палестина, нетаньяху, хезболла, ливан, херон, хамас


израиль, цахал, газа, друзы, палестина, нетаньяху, хезболла, ливан, херон, хамас Семья Суад. Сидят: мама Фатима, Отман, отец Саад, Амир. Стоят: Мурад, Фуад, Рашид. Фото с сайта www.ynetnews.com

Недавно Сааду Суаду исполнилось 69 лет. Он, бедуин по происхождению, многие годы прослужил в патрульном подразделении «Гдуд ха-сиюр ха-мидбари» («Батальон следопытов пустыни»), сформированном в ЦАХАЛе (Армии обороны Израиля) еще в 1987 году и известном также как 585-й рекогносцировочный батальон. Это пехотное подразделение израильских сухопутных войск, входящее в состав Южного военного округа, несет службу на границе с Газой и оперативно подчинено дивизии «Газа». Теперь в нем служат и сыновья Саада Суада. А на детей этот старый солдат богат: у него четверо от первой жены и восемнадцать – от второй! Личным другом Саада был легендарный израильский военачальник и политический деятель Ариэль Шарон.

По своему происхождению бедуины весьма близки арабам. Все они мусульмане-сунниты. В своем большинстве бедуины и в наши дни остаются едва ли не кочевниками, но в недавнем прошлом никто из них оседлый образ жизни не вел. Вероятно, поэтому себя к арабам они не причисляют. Да и арабы, конечно, признают в них единоверцев, но отнюдь не бесспорных соплеменников.

В ЦАХАЛе служат не только евреи, которых, понятно, большинство в армейских рядах, но и христиане разных конфессий, друзы, черкесы, представители других национальностей и вероисповеданий. Призыв евреев, друзов, черкесов, христиан неарабского происхождения осуществляется на основе Закона об обязательной воинской службе для израильских граждан. Что же касается бедуинов, то они исполняют свой гражданский долг в еврейском государстве исключительно на добровольных началах! И при этом зарекомендовали себя отличными бойцами.

Тенденция последних лет – постоянное увеличение желающей вступить в ЦАХАЛ мусульманской молодежи. Если раньше большинство из израильских военнослужащих – арабов составляли христиане, то сейчас в ряды израильской армии вступают и арабы-мусульмане. Так, братья Милад и Мухаммад Атраш из арабской деревни Кфар-Дабурия в Галилее – мусульмане-сунниты. Они гордятся своей службой в ЦАХАЛе. Присягу, клятву верности государству Израиль, они принимали, держа в руках Коран, украшенный золотым орнаментом. Правда, они признают, что далеко не все их односельчане относятся к службе арабской мусульманской молодежи в израильской армии с одобрением. Хотя есть и такие, кто готов последовать их примеру.

И среди арабских девушек-мусульманок растет число желающих вступить в ряды израильской армии. Аннет Хашайя, израильская арабка-мусульманка, уроженка средиземноморского города Акко, много лет активно выступает за несение арабскими гражданами еврейского государства армейской службы. Выступая на страницах самой популярной местной газеты «Едиот ахронот» («Последние известия»), она сказала: «Израиль – наша родина, и, если мы хотим больше получать от страны, в которой живем, учимся, работаем, а когда необходимо, лечимся, то обязаны ее защищать». Хашайя привела в пример свою семью: ее старший сын Деддо отслужил в пехотном батальоне «Духифат» (так на иврите именуется птица «удод», ставшая в Израиле символом страны), младший Хусам – в элитной бригаде «Голани», дочь получила должность инструктора в учебном армейском батальоне.

БЕДУИН СО СЛЕДА НЕ СОБЬЕТСЯ

В 2015 году призыв новобранцев-бедуинов в ЦАХАЛ вырос на 43%. Только осенью прошлого года количество призывников-бедуинов составило почти 500 человек, треть из которых вызвалась служить следопытами в том самом специальном патрульном батальоне, в котором служил Саад Суад, а ныне служат его сыновья.

С 2005 по 2007 год батальоном следопытов командовал подполковник Васфи Суад, брат Саада Суада, а с 2010 года – подполковник Ярив Эльбаз, также бедуин. В этом воинском подразделении, за редким исключением, все военнослужащие, включая офицеров, – бедуины. Отличительный знак солдат-следопытов – фиолетовые береты.

Служба в подразделении считается весьма престижной для членов бедуинской общины, поскольку позволяет впоследствии лучше интегрироваться в израильском обществе. Из 14 сыновей Саада Суада 11 служили или сейчас проходят службу в батальоне следопытов. Трое других – в разведке и танковых частях. Причем так получалось, что иногда младшие братья служили под командованием старших. Ариэлла Рингль-Хофман в статье «Семейный подряд», опубликованной в «Едиот ахронот», приводит в пример сержанта Рашида Суада, который служит под командованием своего брата Мурада, капитана, командира роты, в батальоне следопытов. Другой брат, Амир, проходит службу в роте снайперов, которой командует брат Рашид. И вот отрывок из диалога, состоявшегося между Рингль-Хофман и Амиром, младшим братом в «семейном подряде»:

– Как тебе командир?

– Крут!

– Дома рассчитываетесь друг с другом?

– Нет такого. Дом – это дом, армия – это армия, армейские дела домой не приносят.

На офицерских курсах учится Отман Суад, а самый младший, Тамир, только завершил «тиранут» («курс молодого бойца»). Пять из восьми дочерей Саада прошли или проходят альтернативную службу.

ДРУЗСКИЙ БРАТ БИНЬЯМИНА НЕТАНЬЯХУ

Друзы, арабоязычный народ, не относят себя к мусульманам. Хотя исторически «друзизм» как религиозная конфессия напрямую связан с шиитской сектой исмаилитов. В ХI веке друзы прекратили конфессиональные контакты с мусульманами. Интересно, что «друзизм» нельзя принять, друзом можно только родиться. При этом друзом считается только тот, у кого оба родителя друзы. Между тем друзские имена и фамилии нередко совпадают с арабскими. В отличие от еврейского населения Израиля на службу в ЦАХАЛ из друзской общины призываются только юноши. Подавляющее большинство из них проходят службу в боевых частях – мотопехота, разведка, части специального назначения. Немало друзской молодежи призывается в 299-й батальон следопытов, именуемый «Херев» («Меч»). Друзы участвовали на стороне евреев во всех войнах Израиля. Именно среди них, как национальных меньшинств страны, наибольшее число генералов и офицеров высоких званий. Так, Юсеф Мишлеб был первым друзом, дослужившимся в ЦАХАЛе до генеральского звания. К друзской общине относятся также генералы Хусейн Фарес и Хасон Хасон, занимавшие соответственно посты командующего пограничной полицией и военного секретаря президента Израиля. Друз, полковник Имад Фарес, командовал элитной бригадой «Гивати». Другой друз, полковник Расан Алиян, по рекомендации Генштаба ЦАХАЛа назначен командующим бригадой «Голани».

Асад Асад, также друз по происхождению, сделал военную и политическую карьеру. Получив военное образование в Израиле и за границей, он в звании полковника ЦАХАЛа командовал бригадой. В Хайфском университете полковник Асад получил образование в области политологии и истории Ближнего Востока. Избирался депутатом кнессета, занимал должность советника главы правительства по вопросам друзов и черкесов. Асад Асад занесен в книгу «Выдающиеся личности Израиля и их деяния», изданную Министерством обороны Израиля…

Нынешнего главу правительства Израиля Биньямина Нетаньяху узы боевого братства накрепко связали с друзом Салимом Шуфи. Вплоть до смерти Шуфи в 2012 году о нем не публиковались какие-либо сведения, ибо он служил в «Сайерет маткаль» Управления разведки Генштаба ЦАХАЛа, самом засекреченном и элитном израильском военном подразделении. В этом же подразделении проходил срочную воинскую службу и Биньямин Нетаньяху. В ходе проведения одной из операций Шуфи, который был командиром будущего израильского премьера, спас его от неминуемой гибели. С тех пор иначе как братом Нетаньяху Шуфи не называет.

Особое место в ЦАХАЛе занимают местные черкесы. Хотя обязательный армейский призыв, как и у друзов, распространяется только на юношей из этой общины, нередко и черкесские девушки служат в израильской армии, полиции и спецслужбах на добровольных началах. Достаточно сказать, что самой знаменитой израильской разведчицей, легендой МОСАДа (Службы внешней разведки) была черкешенка, врач по профессии Амина аль-Муфта.

ХАМУДА – БАРУХ, ИБРАГИМ – АВРААМ

В рядах израильской армии добровольно служат немало  арабов. 	Фото с сайта www.idfblog.com
В рядах израильской армии добровольно служат немало арабов. Фото с сайта www.idfblog.com

Израильские военнослужащие, мусульмане по вероисповеданию, всегда могут обратиться к главному имаму ЦАХАЛа. Эту должность занимает авторитетный мусульманин – суннит, которому присваивается звание армейского полковника. В арабо-мусульманской и библейской истории, как и в религиозном наследии, арабы и евреи происходят от единого предка Авраама, который считается потомком Сема (Сима), одного из сыновей Ноаха (Ноя). Сын Авраама Исмаил положил начало арабскому народу, сын Ицхак – еврейскому. Если принять такую точку зрения, то евреи и арабы близкие родственники, их общее название – семиты. В духовном плане Авраам – отец всех народов, исповедующих иудаизм, христианство и мусульманство. Эти религии и именуются авраамическими.

Переходы в иудаизм или христианство среди мусульман редки, но случаются. Эти люди, в случае принятия иудаизма именуемые «герами» (иудейскими новообращенцами), проникаются чаяниями еврейского народа, в течение двух тысячелетий мечтавшего о воссоздании своего государства. И эти мечтания осуществились в конце первой половины прошлого века.

Какого бы происхождения ни были местные «геры», они считают своим долгом немедленно взять в руки оружие, чтобы встать на защиту Израиля. Таким был, например, уроженец израильского города Цфат Хамуда Абу эль-Эньян, в официальных британских документах Мухаммед Ахмад Эньян. В историю еврейского народа он вошел как Барух Мизрахи, вначале боевик БЕЙТАРа (аббревиатура от «Брит Йосеф Трумпельдор» – «Союз имени Иосифа Трумпельдора»; назван в честь офицера русской императорской армии, переехавшего в Палестину и возглавившего создание еврейской самообороны), а затем сотрудник арабского отдела ЭЦЕЛа (аббревиатура «Цвай Леуми» – «Национальной военной организации»). Происхождение, знание обычаев, безукоризненное владение арабским языком помогали Мизрахи добывать ценнейшую информацию. Весной 1948 года при выполнении разведывательного задания Баруха опознал арабский полицейский. Его схватили, избили и в тот же день расстреляли. На следующий день ЭЦЕЛ выпустил сообщение: «Командиры и солдаты «Национальной военной организации» отдают честь своему брату, убитому арабскими бандами во время выполнения боевого задания за линией фронта».

Долгое время место захоронения Баруха Мизрахи оставалось неизвестным. После Шестидневной войны июня 1967 года, когда Самария (Западный берег реки Иордан) перешла под контроль ЦАХАЛа, его останки были опознаны и захоронены с воинскими почестями 9 октября 1969 года на военном кладбище в Нетании. Среди тех, кто пришел проститься с Мизрахи, был и командир ЭЦЕЛа, будущий глава правительства Израиля Менахем Бегин. В честь сына арабского народа Мухаммеда Ахмад Эньяна, ставшего евреем Барухом Мизрахи, установлена и памятная табличка в одном из Мемориалов павших бойцов ЭЦЕЛа.

Не меньшее изумление может вызвать сравнительно недавняя история Авраама Бен-Авраама, в прошлом Ибрагима Синая, бывшего офицера «Хезболлы», ливанской шиитской боевой организации, признанной террористической во многих странах мира. Этот человек, гражданин Ливана, разочаровавшись в исламистской идеологии, в начале 80-х годов сам вышел на контрразведку ЦАДАЛа (ивритская аббревиатура от «Цвай Дром Леванон» – «Армия Южного Ливана»), союзного Израилю военного формирования, комплектовавшегося из христиан, друзов и мусульман. Существовавший в 1976–2000 годы ЦАДАЛ активно противостоял «Хезболле». Информация, которую поставлял Синая, спасла немало жизней. В 1984 году он едва не был разоблачен спецслужбами «Хезболлы». Но, даже оказавшись в тюрьме, подвергаясь пыткам, не терял самообладания и сумел избежать разоблачения. Когда Синая перебрался в Израиль, то вместе с семьей неожиданно решил принять иудаизм.

«МАШТАПНИКОВ» НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ НЕ БРОСАЮТ

Может показаться странным, но одними из главных противников перехода Ибрагима в иудаизм были сотрудники МОСАДа. Они даже грозились лишить его весьма приличной пенсии, объясняя возможность такого расклада тем, что он и другие «маштапники» (так именуют арабов, сотрудничающих с израильскими спецслужбами и военными) получают денежные средства «по особой графе», не предусматривающей изменения их религиозной принадлежности. И в самом деле, по данным исследования, проведенного профессором Менахемом Хофтунгом, деканом факультета общественных наук Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме, «в еврейском государстве после 1967 года поселилось с семьями не менее двухсот тысяч палестинцев, которые сотрудничали с израильскими спецслужбами». По данным Хофтунга, Иерусалим разрешил переселиться в Израиль и своей агентуре из соседних арабских стран.

В 1994 году при ШАБАКе (Общей службы безопасности Израиля) было создано специальное управление, призванное обеспечить безопасность израильским агентам, которые действовали в арабских экстремистских организациях. Весьма осведомленный израильский обозреватель Йоси Мельман в статье «Корзина абсорбции» для «маштапников», опубликованной в недельном выпуске популярной газеты «Маарив», приводит слова офицера специального реабилитационного отдела АМАНа (Израильской военной разведки), отвечающего за обустройство «маштапников»: «Когда человек, рискуя жизнью, работает на еврейское государство, то он должен быть уверен, что в случае его провала или просто завершения разведывательной или иной оперативной деятельности, он и его семья будут материально обеспечены». Обычно «маштапников»-отставников расселяют в разных городах, но там, где имеется арабское население. Только в одном из районов Израиля за последние годы для них было построено 6 тыс. квартир.

Несмотря на неудовольствие «мосадовцев», сегодня Авраам Бен-Авраам, бывший Ибрагим Синая, живет со своей женой Сарой в Цфате. Двое его старших сыновей служат в ЦАХАЛе, в бригаде «Гивати», а младшая дочь учится в еврейской религиозной школе.

Еще более поразительным может показаться тот факт, что некоторые бедуинские хамулы (племена) считают себя потомками евреев и иногда переходят в иудаизм. Так, самый влиятельный в Хевроне клан Аль-Джабри полностью прошел обряд гиюра. Один из представителей этой хамулы принял имя Яаков Бен-Давид. Он стал активистом правого сионистского движения. Несомненные еврейские корни имеют фамилии многих местных арабов.

В секторе Газа сразу две хамулы Абу-Хацир и Эльбаз еще недавно откровенно говорили о своих еврейских корнях. Согласно семейным легендам, их предки исповедовали иудаизм в Испании, откуда после указа королевы Изабеллы об изгнании иудеев в конце ХV века они перебрались в Марокко, а оттуда в Палестину, завоеванную к тому времени турками. После захвата власти в секторе ХАМАСа вспоминать о родстве с евреями стало крайне опасно.

ОСОБЫЙ НАБОР

В израильской полиции нехватки полицейских из мусульманских общин никогда не ощущалось. В городах со значительным арабским населением, таких как Беэр-Шева, Лод, Рамле, Нацерит-Илит (Назарет), Кфар-Касем, в полиции на рядовых и офицерских должностях служили и служат немало арабов-мусульман. Но жизнь вносит свои коррективы.

До недавнего времени в израильской полиции не было подразделений, целиком состоящих из мусульман, принадлежащих именно к арабской общине. В случаях необходимости произведения арестов подозреваемых в терроре в арабские кварталы входили полицейские оперативные группы, в которых могли быть как евреи, так и друзы, черкесы, бедуины, армяне, арабы-христиане или арабы-мусульмане. Такие «смешанные» в национальном и конфессиональном отношении полицейские опергруппы и патрули практически всегда вызывали не просто негативную реакцию, а нередко и вооруженное сопротивление многочисленных родственников и соседей тех, на кого полицейские намеревались надеть наручники. В беседах с полицейскими начальниками старейшины арабских кланов просили во избежание активного противостояния своих соплеменников использовать в кварталах с арабским большинством полицейских арабов-мусульман.

Прислушавшись к подобным просьбам, министр внутренней безопасности Израиля Гилад Эрдан решил создать специальное полицейское управление, в котором службу проходили добровольцы из мусульманской арабской общины. Возглавил это управление генерал Джамаль Харакуш, на сегодняшний день единственный араб-мусульманин в генеральском звании в израильской полиции. Его выдвижение поддержал генеральный инспектор полиции Рони Альшейх, выразивший уверенность в том, что во главе новой структуры Харакуш, уроженец деревни Кафр-Кана, начавший службу в полиции в 1978 году, усилит борьбу с преступностью в арабских населенных пунктах. Ранее Харакуш занимал должности начальника иммиграционной полицейской структуры, а также руководил полицией в городах Афула и Нагария. Согласно плану министра Эрдана, на службу в созданное управление будут приняты 1300 полицейских в течение трех лет.

НАРАВНЕ С ЕВРЕЯМИ, ИЛИ ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Одним из символов интеграции арамейских христиан (недавно «арамеи» были признаны в Израиле отдельной национальностью) в еврейском государстве, по мнению лидера этой общины Шади Халуля и его единомышленников, должно стать распространение на арабов-христиан всех конфессий Закона о всеобщей воинской обязанности. «Если сегодня арабы-христиане, как и арабы-мусульмане, служат в ЦАХАЛе только на добровольной основе, то в перспективе они должны служить в ЦАХАЛе наравне с евреями, черкесами и друзами по обязательному призыву. Для нас, арамеев, очень важно служить в армии, ведь мы – израильтяне и мы хотим быть полноценной частью израильского общества».

В нынешнем 2016 году депутат кнесcета (парламента Израиля) Моти Йогев от партии «Байт иегуди» («Еврейский дом») подал законопроект, предусматривающий введение принципа так называемой позитивной дискриминации по отношению к бедуинам, друзам, арабам-мусульманам и арабам-христианам, которые прошли армейскую или альтернативную службу. Иначе говоря, им будет предоставлено преимущественное право и привилегии при интеграции в израильское общество по сравнению с теми, кто не отдает долг стране и не проходит воинскую или альтернативную службу. Неправительственная организация «Им тирцу» («Если захотите») лоббирует в кнессете армейский призыв национальных меньшинств.

 Иерусалим

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Израиль готов к наземной операции в секторе Газа

Израиль готов к наземной операции в секторе Газа

Игорь Субботин

Палестинским группировкам обещают "твердый ответ" на обстрелы

0
257
Сирия разорвала гуманитарные связи с Израилем

Сирия разорвала гуманитарные связи с Израилем

Игорь Субботин

Асад отклонил все предложения о помощи югу Арабской Республики

0
2724
С-300 лишают Ближний Восток мирного неба

С-300 лишают Ближний Восток мирного неба

Игорь Субботин

Израиль предупреждает РФ о рисках военных поставок Сирии

0
3024
Израиль и страны Персидского залива сокращают дистанцию

Израиль и страны Персидского залива сокращают дистанцию

Игорь Субботин

От Биньямина Нетаньяху ожидают новых визитов к арабским лидерам

0
1528

Другие новости

Загрузка...
24smi.org