0
1616
Газета Главкнига Интернет-версия

31.03.2016 00:01:00

Главкнига: чтение, изменившее жизнь

Александр Городницкий

Об авторе: Александр Городницкий - поэт, ученый-геофизик, бард.

Тэги: книги, детство, мировоззрение, киплинг, лев толстой, достоевский, хемингуэй, высоцкий, окуджава, давид самойлов, борис слуцкий


книги, детство, мировоззрение, киплинг, лев толстой, достоевский, хемингуэй, высоцкий, окуджава, давид самойлов, борис слуцкий

Если говорить о моих любимых авторах, то из поэтов, как это ни странно, Редьярд Киплинг. Именно он заставил меня пойти по тому пути, который я выбрал, – по пути экспедиций, научных открытий. Хотя самый мой любимый поэт – это Пушкин, несмотря на большую разницу по времени и по восприятию, благодаря той «всемирной отзывчивости русской души», о которой говорил Достоевский в своем докладе. А из писателей – Лев Толстой, только не дай бог не «Воскресение», не «Крейцерова соната» со всеми этими комплексами вины, а «Война и мир», которую я перечитывал пять раз. Единственная книга, которую я перечитывал во время долгих плаваний. И конечно, Хемингуэй, с юности, как был, так и остался. Именно Хемингуэй с Киплингом подтолкнули меня к тому, чем я попытался стать.

Я глубоко уважаю Евтушенко, потому что многие из его стихов сыграли большую роль в воспитании гражданственности в России. Стихами Слуцкого я восхищался и восхищаюсь до сих пор: «Вот как роту в атаку подъемлют, и вот/ Как слагают стихи», восхищаюсь его жесткой поэтикой (вот почему я Киплинга люблю). Я Слуцкого считаю своим учителем, хотя он мог об этом и не подозревать. Считаю своим учителем и Самойлова, потому что он единственный человек в русской поэзии, унаследовавший пушкинскую поэтику, казалось бы, несложную внешне, но сложную по своему наполнению, и ту самую «всемирную отзывчивость», о которой говорил Достоевский в докладе о Пушкине. С Высоцким мы были дружны с 1965 года, и, конечно, его обнаженный кричащий «нерв», его абсолютная искренность – это одна из главных черт бардовской песни. Для этого, конечно, необязательно кричать, разрывая рубаху, но Высоцкий это делал правильно и точно. И он был и остается одним из крупнейших поэтов XX века.

Песни Окуджавы для меня были открытием, потому что нас приучали кричать: «Мы, мы!» и все делать строем: «Нам нет преград ни в море, ни на суше...» А Окуджава был одним из немногих, кто употребил местоимение «я», привлек внимание к личности. Этот поворот был в известной степени революционным. И эта интонация его – негромкая, задушевная интонация – основа авторской песни. Визбор был близким моим другом. Я, кстати, сейчас делаю о нем документальный фильм, у меня много написано о нем в воспоминаниях. Это, пожалуй, единственный человек, с которым мы любили одно и то же, который, тоже начитавшись Киплинга, любил Север, экспедиции. И конечно, его ранний уход был для меня большой потерей. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1777
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4338
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2377
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2700

Другие новости