0
3970
Газета Геополитика Интернет-версия

27.07.2012 00:00:00

Внеблоковый союзник

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин - заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: сша, афганистан, нато


сша, афганистан, нато Филиппинцы недавно обнаружили, что им нечем обороняться.
Фото Reuters

Статус главного союзника США вне НАТО был введен в 1989 году. Тогда его получили Израиль, Египет, Австралия, Япония и Республика Корея. В 1996–1998 годах к ним добавились Иордания, Новая Зеландия и Аргентина. В 2002–2004 годах, в эпоху борьбы с терроризмом, список расширился почти в два раза. Новыми главными союзниками стали Марокко, Бахрейн, Кувейт, Пакистан, Таиланд и Филиппины. Наконец, в нынешнем году у Вашингтона появился 14-й союзник – Афганистан.

Главные союзники США имеют примерно те же привилегии, что и члены НАТО. Это касается в первую очередь военного и военно-технического сотрудничества. Союзники могут участвовать в американских военных и космических программах, в приоритетном порядке получать технику из наличия ВС США, иметь различные финансовые льготы в рамках военно-технического сотрудничества, принимать участие в борьбе с терроризмом.

СОЮЗНИКИ В НАГРУЗКУ

Де-факто некоторые из главных союзников вне НАТО сотрудничают с США в военной области гораздо теснее, чем члены самого Североатлантического альянса. Например, единственной страной, которая не просто предоставляет американцам территорию или акваторию, а участвует в разработке системы ПРО США, является Япония. А вооруженные силы Австралии интегрированы с американскими гораздо теснее, чем даже британские, не говоря уж об армиях прочих членов НАТО (вплоть до того, что австралийские летчики совершают боевые вылеты с американских авианосцев на американских «Хорнетах»). С другой стороны, не очень понятно, что получила от статуса главного союзника, например, Аргентина, чьи вооруженные силы к настоящему времени полностью деградировали и не представляют из себя реальной силы даже по меркам Латинской Америки. Или Филиппины, которые недавно обнаружили, что им абсолютно нечем обороняться от Китая ни на суше, ни на море, ни в воздухе. Вообще хорошо известно, что, когда понятие «главный», «особый», «исключительный» начинает трактоваться слишком широко, оно неизбежно девальвируется, причем чем шире трактовка, тем сильнее девальвация. В данном случае увеличение количества союзников обязательно пойдет в ущерб качеству самих союзников и отношений с ними.

13-й и 14-й (по порядку получения статуса) главные союзники – Пакистан и Афганистан – олицетворяют эту девальвацию наиболее ярко. (Например, отношения Вашингтона с ними напоминают вымученную «дружбу» Москвы с некоторыми странами СНГ типа Узбекистана или Азербайджана.) Совершенно невозможно представить себе допуск этих стран к американским военным исследованиям. Пакистана – по соображениям секретности (ведь американцы прекрасно понимают, что Пакистан им на самом деле противник, а не союзник). Афганистана – из-за той же секретности, а главное, из-за нулевого уровня научно-технологического развития данной страны. Даже серьезных поставок боевой техники в эти страны не наблюдается. Пакистан в последнее десятилетие лишь удостоился размораживания давнего договора на поставку 12 F-16А/В и получил в дополнение к этому 18 F-16C/D и нескольких списанных «Орионов», Афганистан получил немного старых БТР М-113 и… российских вертолетов Ми-17, купленных на американские деньги. США поставляют этим странам также различное оборудование и амуницию для борьбы с терроризмом. Собственно, ради этой высшей цели их и провозгласили главными союзниками. А также (может быть, это даже важнее) из-за Китая.

УХОДЯ – УХОДИ

США и их союзники проиграли афганскую войну. Прямо скажем, они такие не первые. И при этом в Вашингтоне все же хотят, чтобы это поражение не стало полным и абсолютным и чтобы не вернулась ситуация, из-за которой эту войну пришлось начинать. Если углубиться в историю, то можно отметить, что ту ситуацию сами США и создали, но теперь говорить об этом особого смысла нет. Имеем то, что имеем. Соответственно американцам хочется хотя бы немного контролировать положение в Афганистане и в прилегающих странах. В частности, с помощью предоставления статуса главного союзника. Хотя не вполне ясно, что это им даст. Как было сказано выше, даже техникой с Исламабадом и Кабулом американцы не очень готовы делиться, прекрасно понимая, что она с очень высокой долей вероятности может быть использована против них. Или, еще хуже, окажется в Китае, где будет изучена до винтика.

Талибы и их пакистанские покровители столь же прекрасно понимают, что время играет против американцев, поэтому надо просто дождаться ухода основных сил противника, которое абсолютно неизбежно произойдет в 2014 году. На компромисс в виде частичного допуска во власть они сейчас не готовы, они хотят получить власть целиком. Крайне сложно предположить, что за оставшиеся два года американцы и их союзники нанесут талибам настолько тяжелое поражение, что те на компромисс согласятся либо он не будет нужен уже американцам. Если за 12 лет антиталибская коалиция этого не добилась, почему получится за два года? Особенно, когда европейские союзники совершенно откровенно стремятся «на выход», утратив остатки и без того крайне незначительного желания воевать. Что касается того «ограниченного контингента», который США собираются оставить в Афганистане после 2014 года, то с учетом географического фактора (удаленность от Америки и отсутствие выхода к морю) он не усилит, а ослабит американцев, став, по сути, заложником окружающих стран.


Американская армия проиграла войну с талибами и теперь мечтает быстрее покинуть свой окоп.
Фото Reuters

Создать афганские вооруженные силы, способные всерьез противостоять не только талибам, но и Пакистану, возможным не представляется. Попытка решения этой задачи потребует от США огромных материальных затрат без малейшей гарантии успеха. Статус главного союзника сам по себе ни на что повлиять не может. Статусом много не навоюешь. Разрыв в военных потенциалах между вооруженными силами Афганистана и Пакистана, а также в уровнях боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих слишком велик, чтобы его можно было наверстать даже с помощью США. Тем более что за Пакистаном стоит Китай. У американцев сейчас начинает не хватать денег даже на самих себя, при чем тут Афганистан? США дадут Кабулу 1000 «Абрамсов» и 200 F-16? Не дадут ни одной единицы ни того, ни другого. Тем более что просто невозможно подготовить афганский персонал даже для половины такого количества техники. Тем более Вашингтону не удастся перекупить у Пекина Пакистан. Если это не было сделано раньше, теперь уже просто поздно. Проигравшая и уходящая Америка не располагает для этого материальными и политическими ресурсами.

ОБЕЗЬЯНА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТИГРА

Китай в последнее время окончательно утвердился в роли главного геополитического союзника и покровителя Исламабада, к тому же он имеет очень серьезные виды на природные ресурсы Афганистана. В отличие от США он не просто предоставляет Пакистану свою новейшую технику, но организует ее лицензионное производство в самом Пакистане. Исламабад получает китайской техники в разы больше, чем американской, по количеству, при этом в общем-то вполне сопоставимой по качеству. Именно Пекин является гарантом от разгрома Пакистана Индией, при том что Вашингтон, наоборот, активно заигрывает с Дели именно на предмет противостояния Китаю. Ведь США провозгласили своей главной целью как раз сдерживание Китая.

В целом после ухода западной коалиции судьба Афганистана будет решаться в Исламабаде и Пекине, это абсолютно неизбежно. Причем это понимают и в Кабуле. Президент Афганистана Хамид Карзай уже неоднократно ездил в Пекин, видя в нем вполне реального нового покровителя. Кстати, даже боевой техники от Китая можно получить гораздо больше, чем от США, она гораздо проще в обслуживании и очень близка к советской, прекрасно освоенной афганцами.

Эра американской гегемонии закончилась. Сейчас Соединенные Штаты ведут арьергардные бои, хватаясь за разные соломинки типа раздачи статусов. Просто пока еще очень немногие осознали данный факт. Но постепенно осознание придет ко всем. И начнется борьба за «американское наследство», в которой будет масса неожиданных и крайне неприятных, в том числе и для нас, сюжетов.

Впрочем, если американцы в таких условиях попытаются сдерживать Китай, истощая и себя, и его, это даст Москве уникальный исторический шанс – повести себя так, как Китай вел себя в годы холодной войны. То есть стать «обезьяной, наблюдающей за схваткой двух тигров», ни в коем случае никого из них не отталкивая, но никого и не поддерживая. Для проведения такой политики нужно большое дипломатическое искусство, которого до сих пор Москва, увы, не демонстрировала. Тем не менее перед нами уникальный шанс, такой история предоставляет крайне редко. И очень жестоко и заслуженно наказывает тех, кто им не воспользовался.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
765
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1012
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
810
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
660

Другие новости