0
10693
Газета Геополитика Интернет-версия

13.02.2015 00:01:00

Информация как оружие

Тэги: рэб, информационная война, сша, вьетнам, ирак, холодная война, ссср, аль джазира, нато, украина, донбасс


По мнению ряда экспертов, «Аль-Джазира» уже давно занимается не информированием своей аудитории, а решает задачу «промывки мозгов». 	Фото Reuters
По мнению ряда экспертов, «Аль-Джазира» уже давно занимается не информированием своей аудитории, а решает задачу «промывки мозгов». Фото Reuters

Информационная война сопровождала собственно войну на протяжении всей истории человечества, видоизменяясь вместе с развитием социума и технологий.

Важнейшей ее составляющей всегда была дезинформация противника, которая проводилась самыми разными способами. Например, с помощью маскировки. Она является разновидностью боевого обеспечения, но это и часть информационной войны. Еще одной ее составляющей является радиоэлектронная борьба (РЭБ), появившаяся в начале ХХ века и стремительно развивающаяся со Второй мировой войны до наших дней.

Впрочем, маскировка и РЭБ применяются одной армией против другой армии в основном во время войны. Однако информационная война теперь стала более широким понятием. Сейчас это в гораздо большей степени война между гражданскими лицами в как бы мирное время.

БОЕВАЯ СЕТЬ

Появление компьютеров не могло не стать причиной революции в военном деле. Они резко повысили эффективность применения «традиционного» оружия. Апофеозом этого стала американская концепция «сетецентрической войны». При этом, естественно, сами компьютеры и их сети стали объектом боевых действий. Причем сетевые войны можно вести и в мирное время, они ведь формально никого не убивают. Такие войны не имеют четких национальных и географических границ, а объектом воздействия оказываются отнюдь не только военные, но и гражданские сети противника. 

Они заведомо слабее защищены от хакерских атак, а эффект от их разрушения может быть не меньшим, а иногда и большим, чем от разрушения военных сетей. Причем в данном случае чем страна более развита, тем более она уязвима от сетевых операций. Взломав компьютерные сети, можно дезорганизовать энергетическую или транспортную систему не только в крупном городе, но и в целой стране, что может привести к серьезным человеческим жертвам и колоссальному материальному ущербу.

Не менее колоссальным будет психологическое воздействие подобной атаки. Шок от выключения электроэнергии в мегаполисе (особенно на длительный срок) может быть более сильным, чем от атаки эскадрильи бомбардировщиков. Прямая атака врага очень часто сплачивает и мобилизует, а вот хаос, пришедший «ниоткуда», всегда деморализует и дезорганизует. В первом случае ненависть населения скорее всего будет направлена на врага, во втором – на собственное правительство.

Пока подобные войны в основном ограничиваются взломами сайтов друг друга, но был уже и хорошо известный случай внедрения вируса Stuxnet в компьютеры предприятий иранского ядерного комплекса, причем действие вируса привело к физическому разрушению части оборудования.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ

Психологические операции известны с глубокой древности. Сломить волю противника, «распропагандировать» его войска и население, манипулировать их сознанием, внести в их ряды раскол по политическому, конфессиональному и национальному признаку пытались все и всегда. Причем такие операции можно вести и в мирное время. С другой стороны, необходимо защитить собственные армию и население от аналогичного воздействия со стороны противника.

В настоящее время роль психологических операций возросла колоссально, по сути, именно они сегодня очень часто подразумеваются под всем понятием «информационная война». Столь существенный рост значения психологических операций объясняется двумя основными причинами. Во-первых, в связи с заметным ростом благосостояния людей в большинстве стран мира резко уменьшается желание умирать и появляется желание заменить настоящую войну ее «суррогатами». Во-вторых, технологический прогресс создает совершенно новые возможности для воздействия на «умы и сердца».

Первый качественный скачок в этой области произошел в конце XIX – начале ХХ века в связи с появлением массовой печати. Притом что армии тогда тоже стали массовыми и поистине народными. Печатные СМИ (не только газеты и журналы, но и, например, листовки) начали оказывать весьма существенное влияние на ход боевых действий, что проявилось во время Первой мировой войны. Затем к печати добавилось массовое радиовещание, которое повлияло уже на ход Второй мировой.

Вторым качественным скачком стало появление массового телевидения, воздействие которого на сознание людей гораздо сильнее, чем у прессы и радио, вместе взятых. Быстрее всего телевидение развивалось в США, поэтому логично, что именно американская армия стала его первой жертвой. Во время Вьетнамской войны на поле боя ВС США не проиграли, хотя и не выиграли, между сторонами сложился классический стратегический пат. Но «дикари» из вьетнамских джунглей с блеском разгромили американцев их оружием на их территории. Американское телевидение на протяжении всей войны давало из Вьетнама «картинку», из которой обыватель делал однозначный вывод: война для США, во-первых, позорная, во-вторых, она безнадежно проиграна. Реальная ситуация на поле боя никого не волновала, поэтому война действительно была Америкой позорно проиграна. Собственному телевидению, коим прекрасно воспользовался противник.

Абсолютно аналогичная ситуация случилась в России во время первой войны в Чечне. Несмотря на катастрофическое ее начало, уже к лету 1995 года федеральные силы практически разгромили боевиков. Но последних с такой яростью поддерживали почти все российские СМИ, что это в конечном счете привело армию к поражению, то есть, как это бывает почти всегда, «борьба за мир» привела к затягиванию войны и значительному увеличению количества ее жертв.

Затем США в Ираке (имеется в виду кампания 1991 года) и Россия во второй чеченской извлекли уроки из своих поражений и создали совершенную другую информационную картину этих войн, обеспечив себе поддержку, по крайней мере, собственного населения.

Информационная война в форме психологических операций стала основой победы Запада над СССР в холодной войне. Психологические операции активно вели обе стороны, но Запад переиграл Москву полностью. Советская пропаганда была слишком лжива, неповоротлива, порой просто глупа, ей с определенного момента совершенно не верили не только за рубежом, но и в собственной стране. Одни только экономические проблемы СССР бы не погубили, его убило, в первую очередь, полное психологическое отторжение власти КПСС от населения, в чем очень большую роль сыграла западная пропаганда при полном неприятии собственной пропаганды.

Третьим качественным скачком в развитии психологических операций стало появление Интернета, а затем, в дополнение к нему, различных дешевых мобильных электронных устройств, по сути, делающих каждого человека потенциальным журналистом и потенциальным участником информационных и психологических войн.

НА РУКУ ТЕРРОРИСТАМ

Парадоксальным образом технический прогресс очень способствовал росту самых темных сил. Ведь без телевидения и Интернета практически невозможна террористическая война. Действия террористов дают тем больший эффект, чем шире освещают их СМИ. Если они теракт не «прорекламировали», то в нем и нет смысла. Медийная составляющая терроризма как минимум не меньше, чем силовая.

Огромную роль играют телевидение и Интернет в последних событиях на Ближнем и Среднем Востоке. В частности – телеканал «Аль-Джазира», использующий наиболее современные западные медиатехнологии в интересах тоталитарных монархических режимов Персидского залива и поддерживаемых ими радикальных суннитских исламистов. Как сказал про «Аль-Джазиру» министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман, «это пропагандистская машина, которая занимается не отражением событий, а промывкой мозгов. Нет другого телеканала, который бы выдавал такое количество фальшивой информации».

Разумеется, «Аль-Джазира» уже давно ведет вещание не только по собственно телевидению (по всему миру, в любом отеле от Парижа до Сеула вы можете ее смотреть), но и в Интернете. Этот канал, канал «Аль-Арабия» (ОАЭ) и социальные сети стали, в полном соответствии с известным ленинским определением, не только коллективным агитатором, но и коллективным организатором «арабской весны», то есть силового свержения светских арабских режимов и прихода к власти исламистов. Интернет является сейчас главным вербовщиком бойцов для «Исламского халифата» в Ираке и Сирии.

НОВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Гражданская война на Украине с чисто военной точки зрения – локальный конфликт, он охватывает незначительную часть даже самой Украины. При этом, однако, он сопровождается процессами, которые, пожалуй, можно назвать мировой информационной войной. Собственно, сама по себе гражданская война стала прямым следствием войны информационной. Единственной причиной войны стало силовое свержение президента Виктора Януковича. Как и в ходе «арабской весны», объективное недовольство значительной части населения действующей властью было отлично организовано с помощью телевидения и Интернета в майдан, который многие до сих пор продолжают считать народной революцией.

В ходе мировой информационной войны вокруг Украины все ее участники выдали огромное количество разнообразной лжи, про это можно писать уже даже не отдельную статью, а книгу. На данный момент можно констатировать, что успешнее всех ведет эту войну Россия. По крайней мере, удалось добиться очень высокой степени поддержки собственного населения, на которое почти не повлияли даже экономические проблемы. Определенное воздействие постепенно оказывает российская пропаганда и на общественное мнение Европы.

Для Запада само по себе развитие событий на Украине после свержения Януковича стало полным шоком, от которого он не отошел до сих пор. Нынешняя информационная кампания со стороны Запада призвана не только и не столько подавить Россию, сколько замаскировать собственную слабость и недееспособность (в первую очередь – военную). Большая часть человечества все еще продолжает верить, что НАТО – это мощная сплоченная военная сила. Но слишком много фактов свидетельствуют о том, что давно нет у альянса ни силы, ни мощи, ни сплочения. Как только значительная часть остального человечества это поймет – гегемония Запада рухнет без всякой войны. Соответственно пропагандистской истерией он стремится этот момент максимально отодвинуть.

На Украине ситуация совсем особая, для киевской власти роль информационной войны абсолютна. Гражданскую войну в стране с обеих сторон развязали местные олигархи с целью укрепления либо сохранения собственных коммерческо-политических позиций, за что жизнями и деньгами платит украинский народ по обе стороны линии фронта. Соответственно необходимо убедить людей, что они нищают и умирают за высокие идеалы, а не за олигархические капиталы. Вдвойне это необходимо потому, что майдан, то есть силовое свержение легитимной власти, стал чуть ли не украинской национальной святыней. При этом в ходе войны сотни тысяч молодых мужчин получили оружие. Так что для киевских властей жизненно важно, чтобы эти мужчины думали «правильно», видя врага в Донбассе и в России, но не в Киеве.

Поскольку украинские СМИ принадлежат тем же олигархам, что находятся у власти, пока у них все получалось. Официальная киевская пропаганда достигла невиданных высот совершенно сюрреалистической лжи. Однако все очевиднее, что этими пропагандистскими успехами украинская власть все глубже загоняет себя в ловушку.

Украина – это не КНДР, находящаяся в почти полной информационной изоляции. Чем сильнее пропаганда расходится с реальностью, тем больше вопросов к власти возникает даже у самых фанатичных сторонников майдана. Ведь через год после «революции достоинства» улучшений в стране не произошло ни в чем, а ухудшения – во всем, причем качественные. Кроме того, поскольку информационная война для Киева стала важнее собственно войны, ради «правильной» телевизионной картинки украинское командование бессмысленно губит собственных военнослужащих, лишь ухудшая ситуацию на фронте, в частности – в Донецком аэропорту и Дебальцевском выступе. Эта «битва за картинку» вопреки здравому смыслу уже привела бы к полной катастрофе для украинской армии, если бы против нее действительно воевала российская армия, как об этом говорит киевская пропаганда. У донбасских же ополченцев просто не хватает людей и техники для достижения решающего успеха. Но потери ВС Украины все равно огромны, а людские и материальные ресурсы у них отнюдь не безграничны.

До окончания украинских событий еще очень далеко, но уже сейчас ясно, что исход информационной войны станет решающим фактором исхода и «собственно войны». В целом война в эфире во всех ее формах может не только обеспечить победу в «нормальной» войне, но и вообще «отменить» войну. Страна, обладающая современными информационными технологиями и методами их эффективного использования, может полностью парализовать волю руководства и населения противника, лишить их способности принимать адекватные решения. И добиться его прямой или косвенной капитуляции, не сделав ни единого выстрела.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1597
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1795
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1906
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4277

Другие новости