Миротворцы из EUFOR отрабатывают технологию локализации этнических конфликтов в Боснии и Герцеговине. Фото с сайта www.euforbih.org
В бывшей Югославии Организация Объединенных Наций инициировала семь операций. Затем были проведены операции Евросоюза и НАТО, поддержанные ООН, но не включение в ооновский. Нынешняя операция в Боснии и Герцеговине тоже проводится региональными силами Европейского союза и Североатлантического альянса, а легитимность им придают соответствующие резолюции ООН. Однако деньги на эту операцию ООН не выделяет, а задействованные военнослужащие не используют традиционные атрибуты: флаг ООН, эмблему, голубые каска и берет.
Операция Евросоюза по урегулированию конфликта в Боснии и Герцеговине под условным наименованием «Алфея» в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1576 проводится с декабря 2004 года. Ее цель – недопущение эскалации напряженности в зоне кризиса на межэтнической почве. Раньше считалось, что греческие боги помогают людям, поэтому на название операции повлияла мифология. Алфея – это греческая богиня исцеления.
Но заглянем в штаб-квартиру ООН. Благодаря нашей дипломатии 28 октября 2016 года в Совете Безопасности ООН состоялись открытые дебаты по теме «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями в поддержании мира и безопасности: ОДКБ, ШОС, СНГ». И все было бы хорошо, если бы не отдельные нюансы. Дело в том, что некоторые постоянные члены СБ всячески восхваляют и ставят в пример операции Евросоюза, а деятельность ОДКБ и СНГ, по их мнению, еще не доросла до должного уровня и легитимации.
В связи с чем рассмотрим «должный уровень и легитимацию» одной из операций сил Евросоюза (СЕС). Специалисты считают, что наиболее крупной военной операцией Евросоюза по урегулированию ситуации в кризисном регионе является именно операция «Алфея».
СИЛЫ И СРЕДСТВА
В декабре 2004 года произошла перемена. Силы НАТО SFOR переименовали в EUFOR, несколько раз реструктурировали и уменьшали, а в результате получилась операция «Алфея».
В состав многонациональной группировки войск ЕФОР (около 600 человек), развернутой в Боснии и Герцеговине, входят воинские контингенты 15 стран Евросоюза и пяти государств, не являющихся членами ЕС. Швеция 12 сентября 2016 года завершила участие в миссии, а шведский флаг в штабе Кэмп Бутмир в Сараево был спущен.
Общее руководство операцией осуществляет Военный комитет ЕС, непосредственное – командующий ЕФОР в Боснии и Герцеговине генерал-майор Фридрих Шроттер (Австрия). В армии он начал служить с 1982 года, а в 1986 году выпустился из военного училища. В 1994 году окончил военный колледж в Австрии. Командовал аэромобильным батальоном. В 2002 году получил звание полковника и был назначен офицером связи с Бундесвером. Служил в военном комитете ЕС. В 2007 году занимал должность начальника штаба многонациональной тактической группы операции «Алфея» в Боснии и Герцеговине. Был начальником управления министерства обороны. Звание бригадного генерала получил в 2008 году, а генерал-майора – в феврале 2016 года. Повышал военное образование в США, Великобритании и военном колледже НАТО. 24 марта 2016 года назначен командующим операции «Алфея». Это пятый подряд австрийский генерал, назначенный на данный пост (всего же было 10 командующих).
Начальником штаба операции «Алфея» является бригадный генерал Альберт Сафар (Венгрия). Он окончил авиационный колледж. Службу начал летчиком. В 1995 году окончил военный университет. До 2001 года – командир эскадрильи и заместитель командира полка. В 2006 году обучался в авиационном военном колледже США. Занимал штабные должности в авиационном командовании. Налетал 1600 часов на четырех типах самолетов, в том числе МиГ-21 и МиГ-23. Имеет ордена и медали за авиационные заслуги.
Важная роль в операции, которую Евросоюз проводит в Боснии и Герцеговине, принадлежит верховному представителю (ВП). Валентин Инцко – австрийский дипломат, является верховным представителем по Боснии и Герцеговине с 26 марта 2009 года. Родился в 1949 году, словенец, по вероисповеданию – католик. Стал седьмым верховным представителем по Боснии и Герцеговине.
Обратим внимание на то, что верховному представителю принадлежит на театре действий окончательное право толкования гражданских аспектов осуществления мирного соглашения. На сайте верховного представителя на английском языке размещены конституция и законы Боснии и Герцеговины, документы ООН, текст Дейтонского мирного соглашения.
В стране развернуто 17 групп связи и наблюдения, которые подчиняются координационному центру связи и наблюдения, расположенному в Сараево. Каждая группа включает около десяти военнослужащих. Возглавляет группу подполковник. Кроме того, сформирован многонациональный батальон – единственное линейное подразделение в составе операции «Алфея». Одна из задач батальона – прием и интеграция промежуточного резерва. По положению направить военнослужащих для усиления батальона могут шесть стран. В случае обострения ситуации в регионе предусмотрен вариант усиления группировки ЕФОР воинскими подразделениями стран – участниц ЕС, находящимися на национальной территории.
В настоящее время батальон включает две моторизованные роты из Венгрии и Австрии. Вооружение: автоматические винтовки и станковые пулеметы. Средства защиты – каски и бронежилеты. На военную технику нанесена надпись EUFOR – Европейские силы.
Считается, что операция СЕС «Алфея» будет играть главную миротворческую стабилизирующую роль в соответствии с военными аспектами Мирного соглашения.
Мандат НАТО на присутствие в Боснии и Герцеговине уже истек. Однако альянс сохранил свой штаб в Сараево, что подтверждено eще в 2008 году резолюцией СБ ООН №1845 (п. 11): «СБ приветствует решение НАТО продолжать сохранять присутствие в Боснии и Герцеговине в виде штаба НАТО с тем, чтобы продолжать оказывать содействие в осуществлении Мирного соглашения».
Аналитики считают, что формально Босния и Герцеговина – независимое государство, но фактически территория под международным управлением.
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Проведение осеннего итогового учения считается важным показательным событием. Такие учения проводятся уже в пятый раз, начиная с 2012 года. В конце сентября – начале октября 2016 года было проведено учение «Быстрое реагирование – 2016» (район Маньяча возле Баня-Луки). В учениях принимали участие подразделения 5-й пехотной бригады Вооруженных сил Боснии и Герцеговины, многонациональный батальон, резервные силы из Великобритании, тактический резервный батальон КФОР (Венгрия и Португалия). Было задействовано 750 военнослужащих и 70 единиц техники, в том числе бронетранспортеры М113. Поддержку с воздуха осуществляли вертолеты. Были задействованы и резервы из-за рубежа: из соседней миссии КФОР (Косово) участвовали 240 человек и бронемашины, а также британская резервная рота и группа снайперов – три самолета Антонов-124 доставили 30 единиц техники, а 120 британских военнослужащих прибыли на лайнере Airbus A330-200.
Командующий ближайшей миссией КФОР наведался на учения всего на один день, тем не менее высокие гости, наблюдавшие за маневрами, не скупились на похвалу и синергию. Командующий СЕС «Алфея» заявил: «Крупное учение бригадного уровня показало, что СЕС и ВС Боснии и Герцеговины в любое время готовы быстро и эффективно ответить на любую угрозу». Организаторы учений считают, что ВС Боснии и Герцеговины оказались надежными партнерами.
Полигон Маньяча предоставил широкие возможности для маневра на ротном и батальонном уровне. Недостатков не было замечено, замечаний не последовало. Информационное обеспечение учений находилось на хорошем уровне. Было подготовлено около 10 видеороликов, в журналах помещены обширные разделы о ходе учения.
В ноябре командование провело конференцию «Оценка наращивания потенциала и обучения», на которой были подведены итоги и намечены задачи на 2017 год. Определена цель на перспективу: достижение международных стандартов и дальнейшее продвижение к европейской и североатлантической интеграции. Также необходимо отметить, что ВС Боснии и Герцеговины участвует и в международном миротворчестве. В частности, в миссии «Решительная поддержка» (Афганистан). Сейчас в семи миротворческих миссиях ООН находятся 40 миротворцев из Боснии и Герцеговины: полицейские – 33, военные наблюдатели – 5, офицеры штаба – 2.
НАТО ПОЛУЧАЕТ КАРТ-БЛАНШ
Внимательно прочитав две предыдущие резолюции СБ ООН по Боснии и Герцеговине, можно заметить, что с точки зрения лексики и содержания изменений не произошло. В последней резолюции 2315 от 8 ноября 2016 года СБ ссылается на два десятка предыдущих резолюций и считает, что, с одной стороны, «обстановка в плане безопасности остается спокойной и стабильной», а с другой, «положение в регионе по-прежнему создает угрозу для международного мира и безопасности» и необходимо «действовать на основании главы VII Устава ООН».
Постановляющая часть резолюции гласит: «СБ ООН приветствует намерение ЕС продолжать военную операцию сил Европейского союза (СЕС «Алфея») в Боснии и Герцеговине и после ноября 2016 года». А дальше в резолюцию под разными предлогами «втискивается» НАТО: «Многонациональные силы по стабилизации (операция СЕС «Алфея») находятся под единым командованием и управлением. Работа выполняется в сотрудничестве с присутствующим в стране штабом Организации Североатлантического договора (НАТО). Тем не менее операция СЕС «Алфея» будет играть главную миротворческую стабилизирующую роль в соответствии с военными аспектами Мирного соглашения». Иначе говоря, НАТО дается полная легитимация и карт-бланш – «признается право как операции СЕС «Алфея», так и НАТО принимать все необходимые меры с целью защитить себя от нападения или угрозы нападения».
Считается, что операция сил Европейского союза (СЕС) «Алфея» успешно занимается созданием потенциала и профессиональной подготовкой ВС БиГ. Однако военные аналитики полагают, что «строительство компактных, современных, единых вооруженных сил следует рассматривать как предпосылку для вступления в НАТО».
В конце октября 2016 года верховный представитель представил доклад о ходе деятельности СЕС «Алфея», в котором обозначены некоторые проблемы. Одна из них – утилизация излишков боеприпасов. Дело серьезное, и командующий лично в августе посещал склад боеприпасов «Крупа» (близ Пазарича). Есть проблемы и с терминами. Например, термин «потенциальное оборонное имущество» обозначает определенный перечень недвижимого имущества, которое необходимо для вооруженных сил Боснии и Герцеговины и которое должно быть зарегистрировано в качестве государственной собственности. Однако Республика Сербская этот вопрос игнорирует, хотя достижение прогресса в этой области является одним из условий участия Боснии и Герцеговины в Плане действий для членства в НАТО.
НАШИ НА БАЛКАНАХ
Сейчас на Балканах находится всего один российский миротворец – полицейский в Косово. Но история российского миротворчества в этом регионе достаточно обширна. Именно на Балканах первые российские миротворческие подразделения (голубые каски) встали на вахту мира под голубым флагом. В марте 1992 года в бывшую Югославию в состав сил ООН был направлен 554-й отдельный пехотный батальон численностью 900 миротворцев (Русбат). Потребовалось усиление, и был сформирован 629-й отдельный пехотный батальон. Затем с января 1996 года по июнь 2003-го в регионе под командованием НАТО действовала отдельная воздушно-десантная бригада (около 1500 человек). С июня 1999 года по август 2003-го миротворцы России (около 3,6 тыс. человек) находились в составе многонациональных сил для Косово. Запомнился и марш-бросок на Приштину, совершенный в ночь с 11 на 12 июня 1999 года с задачей взять под контроль аэропорт Слатина.
Скажем несколько слов и о голубых беретах на Балканах. В книгу «На службе мира» занесено 110 военных наблюдателей ООН, служивших в разных миротворческих миссиях на Балканах. Среди них есть и знакомые фамилии: Маргелов М.Г., Кантария М.А. и другие.
Приведем воспоминания одного из миротворцев: «Неординарный случай, произошедший в одной из стычек в городе Книне. Тогда наша работа полицейских пересекалась с деятельностью военных наблюдателей ООН. Одним из них был капитан Кантария. Фамилия известна по школьным учебникам. В 1945 году дед капитана водружал знамя над Рейхстагом. Мы находились на демаркационной полосе между Хорватией и Сербской Краиной. Когда сербы в очередной раз готовились к вылазке, капитан Кантария снял свой шлем с обозначением ООН, взял в руки автомат и вместе с сербами совершил бросок на территорию хорватов. Беспрецедентный шаг. Смелому бойцу грозил как минимум вылет из миссии или трибунал, как максимум – смерть во время жестокой атаки. Тогда сербам удалось прорвать линию хорватов и вернуться с победой. Все мы ожидали скандала. Однако этот инцидент ООН не придала огласке. Возможно, Кантария спасла фамилия…».
В заключение приведем слова одного из главных исследователей миротворческих операций профессора А.И. Никитина: «Во многих отношениях участие России в операциях в бывшей Югославии было и остается уникальным». Что ж, Россия может гордиться своими миротворцами.