0
4086
Газета Геополитика Интернет-версия

18.08.2022 21:19:00

«Звездные войны» выигрывают за партой

Конгресс родителей призвал вернуть российское образование на полвека назад

Сергей Першуткин

Олег Фаличев

Об авторе: Сергей Николаевич Першуткин – действительный член Академии военных наук, доктор социологических наук;Олег Валентинович Фаличев – военный обозреватель.

Тэги: геополитика, россия, образование, развитие


геополитика, россия, образование, развитие Современное российское образование сильно дифференцировано. Но начальной военной подготовки в общеобразовательной школе не предусмотрено. Фото агентства «Москва»

Кто побеждает в войнах? Ответ на этот вопрос давно известен. В войнах побеждает школьный учитель. Вслед за германским канцлером Бисмарком об этом сказал в свое время и американский президент Джон Кеннеди: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Все это подтверждает роль образования как фактора национальной безопасности и обороноспособности страны.

КИПИТ ИХ РАЗУМ ВОЗМУЩЕННЫЙ

Роль образования и воспитания для подготовки защитников отчизны осознается и в нашей стране. Хотя в последние 30 лет реализовывалась фактически другая задача – формирования антипатриотов и потребителей.

Когда началась спецоперация, начался и процесс консолидации патриотов. 5 марта 2022 года состоялся Съезд научно-образовательной общественности России в поддержку традиционных ценностей. А 1 июня 2022 года прошел Конгресс родительских организаций России – педагогов, юристов, психологов, выступающих за восстановление суверенного образования в нашей стране.

На конгрессе выступили вице-спикер Госдумы Петр Толстой, сенатор Маргарита Павлова, доктор медицинских наук Денис Иванов, лидер общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова, доктор физико-математических наук, профессор МФТИ Алексей Савватеев, другие исследователи и общественные деятели.

Главный редактор информационного агентства «Катюша» Андрей Цыганов подчеркнул: «Нас с детства учили, что школа плохому не научит. Но сейчас ситуация принципиально изменилась. В этих условиях у родителей есть право на самозащиту – действующее законодательство оставляет полный приоритет за родителями в отношении защиты собственных детей, в том числе в образовании».

Действительный член Академии военных наук РФ Георгий Малинецкий вспомнил недавнюю встречу со школьниками одной из лучших физматшкол России. Он задал вопрос учащимся: понимают ли они, что сейчас судьба России решается на Украине? В ответ услышал: «А для чего нам это знать? Мы же не контрактники…»

Тогда действительный член поинтересовался, что школьники сейчас проходят по литературе, по истории. Оказывается, изучают творчество Мопассана. А история Великой Отечественной войны уложилась всего в четыре урока. Нужно ли удивляться ответам подростков?

В выступлении на конгрессе Георгий Малинецкий не сдерживал эмоции, прямо назвав мерзавцами реформаторов отечественного образования. И тех, кто вместо здоровья школьников думает о моде на цифровизацию.

ЧТО РЕШИЛИ НА КОНГРЕССЕ

На конгрессе даны принципиальные оценки того, о чем последние годы говорилось на кухнях и в коридорах. О катастрофическом падении качества воспитания и уровня образования выпускников школ и вузов, а также массовом ухудшении здоровья учащихся.

На конгрессе не просто назывались проблемы, но анализировались их причины: бесконечное реформаторство в образовании, отсутствие научного обоснования и оценки безопасности навязываемых родителям педагогических новаций, внедрение тестовых систем оценки знаний в школе (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация, всероссийская проверочная работа); переход высшего образования на Болонскую систему.

Среди причин и следствий называлось также навязывание участия подрастающего поколения в глобальном эксперименте по электронному обучению, дистанционным образовательным технологиям, геймификации. Опасно и втягивание детей и подростков на цифровые площадки и образовательные платформы, что создает предпосылки контроля персональных данных с помощью так называемых индивидуальных траекторий развития и цифровых профилей. Пагубной признана и тенденция замены учителя на тьютора, бумажных учебников и ученических дневников – на электронные.

Конгресс принял проект резолюции, включающей развернутое обращение с детализированными предложениями к руководству страны и Государственной думе. Главное в нем – предложение восстановить суверенное управление российским образованием.

ВСЕ ЗЛО ОТ ЦИФРЫ И КОМПЬЮТЕРОВ

Вот некоторые из предложений:

– внести поправки в национальный проект «Образование» в целях прекращения масштабной цифровизации школы и дополнительного образования, включая прекращение реализации проекта «Цифровая образовательная среда»;

– рассмотреть вопрос об отставке министра просвещения в связи с утратой доверия, а также иных лиц из числа руководства Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора. Поставить перед Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом РФ вопрос о проведении проверок законности проекта «Цифровая образовательная среда» и навязывании иных элементов цифровой трансформации;

– закрепить в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме для исключения его подмены электронным обучением и(или) дистанционными образовательными технологиями;

– внести конкретные формулировки в федеральное законодательство, что «очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося в аудитории без применения электронного обучения и(или) дистанционных технологий», а дистанционные технологии в сфере образования – это второстепенный инструмент для реализации дополнительных возможностей, а не механизм обучения;

– запретить применение тестовых систем проверки знаний учащихся и обеспечить возвращение к традиционной форме проверки (экзамены по месту обучения, по билетам, составленным строго в соответствии с пройденной учащимися программой);

– в традиционном формате без использования интернета и компьютеров законодательно гарантировать учащимся возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников;

– законодательно гарантировать право граждан отказаться от электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в том числе в условиях режима чрезвычайной ситуации) и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

– признать утратившими силу поправки, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые фактически легализуют электронные ресурсы в качестве равных традиционным бумажным учебникам и обязывают все школы создавать цифровую среду для обработки персональных данных детей в информационных системах;

– внести поправки в ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующие предоставление детям учебников в бумажной форме;

– законодательно закрепить обязательное использование ученических дневников на бумажных носителях (как единственного качественного способа обеспечения самоорганизации, самоконтроля и мотивации учащихся), а также бумажных журналов учителей для учета успеваемости учащихся.

С ЮНЕСКО НАМ НЕ ПО ПУТИ

В обращении конгресса к правительству РФ, Министерству просвещения говорится, что необходимо обеспечить выход России из состава ЮНЕСКО. Участие в деятельности этой структуры противоречит национальным интересам России, разрушительно влияет на образование.

Нужно проработать комплекс мер по выходу Российской Федерации из Болонского процесса с возвращением к классической системе специалитета (не допуская насаждения индивидуальных траекторий, цифровых профилей студентов и других проектов по управлению из-за рубежа российским образованием и системой социализации молодежи). Прекратить внедрение рекомендаций Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО при проведении реформ в сфере образования, включая процессы цифровизации. Принять законодательные и организационные меры, запрещающие регистрацию детей и подростков в интернет-порталах и цифровых системах без информированного добровольного согласия родителей. Обеспечить неотвратимые санкции в отношении должностных лиц, принуждающих родителей к такой регистрации.

Есть и ряд других предложений. Например, Минпросвещению рекомендуется расторгнуть соглашение с Федерацией компьютерного спорта России по внедрению киберспорта в школах, прекратить его продвижение (на фоне больших рисков для здоровья и развития детей, с учетом научно доказанного вреда от компьютерных игр и провоцирования у детей игровой зависимости). Отменить первый фестиваль киберспорта, назначенный на 2022 год и одобренный Министерством просвещения, предусматривающий участие детей начиная с 10 лет в компьютерных играх (где содержатся кадры с вырванными внутренностями, оружием, льющейся кровью, сексуально акцентировавнные позы и т.п.).

Рекомендуется запретить автоматизированную проверку домашних заданий. Проверка должна осуществляться живыми учителями, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию. Сами домашние задания должны выполняться на бумажных носителях. Необходимо прекратить снятие биометрии детей, внедрение камер распознавания лиц и эмоций в школах (например, пилотные проекты в Перми, Новосибирске).

Есть рекомендации и чиновникам. Нужно исключить оценку их деятельности в сфере образования в зависимости от уровня внедрения технологий цифровизации. Отменить и прекратить внедрение «Паспорта стратегии «Цифровая трансформация образования». Отменить стратегическое направление «Цифровая трансформация».

Наконец, необходимо прекратить внедрение системы ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования) и обеспечить бесплатное дополнительное образование для детей в шаговой доступности от дома. Без ограничения количества посещаемых кружков (секций) и без принуждения к регистрации на электронных порталах как условии доступа детей к дополнительному образованию.

ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ

Повторим, это далеко не все рекомендации, а лишь самые основные. Какие из них будут услышаны и одобрены, покажет время.

Но уже сейчас понятна важность оценок и решений Конгресса родительских организаций. Поскольку на нем были озвучены идеи, давно витавшие в умах многих родителей, а также в определенных экспертных кругах.


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпин призвал высокопоставленные кадры подать личный пример самореформирования

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин призвал высокопоставленные кадры подать личный пример самореформирования

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 07.07.25

0
2058
Руководство ЦБ защищает крепкий рубль на фоне падения нефтегазовых доходов бюджета

Руководство ЦБ защищает крепкий рубль на фоне падения нефтегазовых доходов бюджета

Михаил Сергеев

0
2204
Россия официально признала Исламский Эмират Афганистан...

Россия официально признала Исламский Эмират Афганистан...

Юрий Паниев

ХАМАС согласился на перемирие с Израилем

0
2116
Региональная политика 30 июня-3 июля в зеркале Telegram

Региональная политика 30 июня-3 июля в зеркале Telegram

0
508

Другие новости