0
23341
Газета Геополитика Интернет-версия

11.01.2024 17:55:00

Эволюция взглядов политического руководства КНР на военное строительство

«На войне побеждают благодаря спокойствию»

Василий Иванов

Об авторе: Василий Иванович Иванов – журналист.

Тэги: китай, кнр, армия, ноак, вооружения, политика, власть


китай, кнр, армия, ноак, вооружения, политика, власть Отряд Вооруженного полицейского корпуса Синьцзяна совершенствует боевые навыки. Фото с сайта www.mod.gov.cn

Учитывая сложившуюся международную обстановку, политическое руководство Китая ведет непрерывную работу по совершенствованию военно-доктринального базиса в интересах национальных Вооруженных сил. Учитывая существующие вызовы и угрозы национальной безопасности, руководство КНР разработало комплекс военно-политических стратегий. Учитывая низкую вероятность развязывания в ближайшей и среднесрочной перспективе крупномасштабной войны с участием Китая, политическое руководство КНР в своих взглядах на применение Вооруженных сил основывается на «стратегии активной обороны» и «концепции локальной войны».

АКТИВНАЯ ОБОРОНА ПО-КИТАЙСКИ

Под «стратегией активной обороны» в КНР понимается следующий комплекс действий:

– ведение стратегической обороны на заранее подготовленных рубежах с целью сорвать наступление противника, предотвратить его прорыв в глубь территории страны и обеспечить своевременный перевод государства на режим военного времени;

– создание стратегического равновесия;

– переход в стратегическое контрнаступление.

Вместе с тем указанный подход не исключает решительных наступательных действий в начальный период войны. Основными целями таких наступательных действий считаются упреждение противника в поражении ключевых элементов боевых систем и лишение его военно-технического превосходства над Вооруженными силами КНР.

Учитывая военно-политическую активность США, руководство Китая с 1996 года начало реализовывать стратегию асимметричного «регионального блокирования». В качестве вероятного противника в ней рассматриваются Соединенные Штаты и их союзники (Япония, Республика Корея, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Австралия).

Основная цель – не допустить блокирования морских линий снабжения КНР. Приоритеты стратегии выстроены следующим образом: постройка авианосцев; ввод в строй новых десантных кораблей; наращивание количества палубных истребителей и вертолетов; увеличение количества современных подводных лодок.

ЯДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ

Важнейшим элементом военной политики КНР является ядерная стратегия, которая до начала 1990-х годов прошлого века включала идею применения ядерного оружия в случае крупномасштабного вооруженного противостояния с противником. Однако после событий 1991 года в районе Персидского залива («Война в Заливе», или «Война за освобождение Кувейта») доктрина стала меняться в сторону возможности применения неядерных боеприпасов с ракетных носителей.

Составные части стратегии ядерного сдерживания КНР следующие:

– демонстрация «угрозы ответного ядерного удара» для обеспечения внутри- и внешнеполитической безопасности;

– защита от ракетного удара сил противника путем проведения тщательной подготовки противовоздушной обороны, маскировки потенциальных целей;

– использование ядерных ракетных ударов как меры ответных действий;

– сочетание как централизованного управления, так и рассредоточенного базирования подчиненных сил и средств.

Ядерное оружие расценивается Пекином прежде всего как инструмент повышения роли и значимости Китая в международных делах, усиления его влияния на военно-политическую обстановку в мире, а также как стратегическое средство «сдерживания любых противников от попыток военно-силового давления на КНР».

В связи с этим китайское руководство считает, что страна должна обладать эффективными ядерными стратегическими наступательными силами, включающими в себя наземный, воздушный и морской компонент.

Официально выступая за всеобщее запрещение и полное уничтожение ядерного оружия, Пекин фактически не допускает принятия на себя каких-либо конкретных обязательств, ограничивающих развитие ядерного потенциала КНР.

В Китае выделяют ряд факторов, препятствующих его подключению к ядерному разоружению. В их числе – развертывание Вашингтоном и его союзниками глобальной системы противоракетной обороны (ПРО), а также недостаточный, по китайским оценкам, уровень сокращения ядерных боезарядов и их носителей США и Россией. Считается, что скрытие истинного состояния ядерного потенциала КНР способствует решению НОАК задач стратегического сдерживания.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Достоверно известно, что к факторам, активизирующим военное строительство в КНР, китайские военные специалисты и политологи относят следующие:

  • включение территории восточного Китая и его акваторий в зону ответственности объединенного командования ВС США в Тихоокеанской зоне;

  • выход США в 2002 году из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 1972 года;

  • создание США элементов системы ПРО с привлечением Японии и Южной Кореи;

  • развитие американскими военными стратегами теории и практики воздушно-морских операций.

В соответствии со ст. 29 Конституции КНР 2004 года Вооруженные силы КНР принадлежат гражданам Китая. Нормативно-правовым документом закреплено, что к задачам национальных ВС относятся: обеспечение национальной безопасности, противодействие внешней агрессии, защита родины, охрана людей. Государство обеспечивает модернизацию Вооруженных сил для усиления своих возможностей по защите национальных интересов Китая.

Закон о национальной обороне (в редакции от 2015 года) дает исследователям общее представление об основном направлении применения ВС КНР – «защите Родины от агрессии». Решение о применении НОАК в случае агрессии является исключительным правом Центрального военного совета (ЦВС) Китая. Механизм перехода национальных Вооруженных сил к конкретным действиям регламентируется планами соответствующих штабов. Однако их содержание по причине закрытого характера такого рода информации является недоступным.

В соответствии с Законом о территориальной целостности (принят в 2005 году) объявление Тайванем независимости может быть расценено китайским руководством в качестве угрозы национальной безопасности. В законе содержатся нормы и принципы юридического характера, которых государственное и военное руководство Китая будет придерживаться в ходе подобной проблемной ситуации. В документе заявлена возможность применения КНР военной силы.

В законе отмечено, что проблема Тайваня является исключительно внутренним делом КНР, и ее решение не подлежит вмешательству со стороны «внешних сил». Это дает китайским должностным лицам, принимающим решения, значительное пространство для субъективного толкования ситуации с учетом политической конъюнктуры конкретного исторического момента.

ВОЕННО-ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Основным военно-доктринальным документом КНР является издание «Направления военной стратегии» Центрального военного совета. Документ этот обновляется примерно раз в десятилетие. Для широкой общественности он засекречен, однако по решению ЦВС могут публиковаться его отдельные выдержки и положения.

В документе описываются основные угрозы, с которыми сталкивается китайское государство. Излагаются взгляды руководства страны на характер современных войн, военных конфликтов, тенденции в развитии военного искусства. Определяются ближнесрочные и долговременные цели военного строительства.

За всю историю КНР «Направления военной стратегии» впускались девять раз по итогам расширенного заседания ЦВС. В прошлом эти документы не размещались публично, однако начиная с 1998 года пресс-канцелярия Минобороны КНР начала публикацию Белых книг по национальной обороне, где излагаются текущие приоритеты военной политики в адаптированном для общественности виде.

В Белой книге «Национальная оборона КНР в 2008 году» заявлено о расширении сфер национальных интересов в мире: «Развитие Китая не может быть отделено от изменений в мире. Благополучность и стабильность в мире нельзя отделить от развития Китая».

В соответствии с Белой книгой «Национальная оборона КНР в 2010 году» китайское правительство намерено создать «с некоторыми дружественными странами» межправительственные структуры, курирующие вопросы международного военного и военно-технического сотрудничества. В военно-доктринальном документе особое внимание уделено углублению «добрососедской дружбы и прагматичного сотрудничества» с зарубежными странами.

В 2013 году пресс-канцелярия Министерства обороны КНР обнародовала Белую книгу «Диверсификация применения вооруженных сил Китая». В военно-доктринальном документе изложены тезисы, в полной мере отражающие внешнеполитические приоритеты официального Пекина: трансформация региональной обороны в «трансрегиональную мобильность» и расширение спектра национальных интересов Китая по мере его интегрирования в мировую экономику.

В данном документе особо подчеркнута возрастающая роль военно-морского компонента НОАК в обеспечении национальных интересов официального Пекина. Также в документе обнародованы меры по модернизации национальной обороны КНР: создание авианосного флота полностью национального производства, ускоренное развитие боевой авиации, совершенствование механизированных подразделений и сил специальных операций НОАК.

В нормативно-доктринальном документе «Китайская военная стратегия» (2015) внимание акцентировано на том, что «в новый исторический период армия Китая должна эффективно решать возложенные задачи по защите мира в различных регионах; активно расширять сотрудничество в области военной безопасности с другими странами».

Особо подчеркнуто, что «для выполнения своих обязательств Китай будет поддерживать мирные инициативы под эгидой ООН, пользоваться правом в Совете Безопасности (СБ) ООН, разрешать конфликты мирными способами, содействовать защите региональной безопасности. Укрепляя национальную мощь, ВС КНР будут еще активнее участвовать в миротворческих операциях и организации помощи в рамках международных организаций».

Изложенные положения получили дальнейшее развитие в Белой книге по национальной обороне «Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (2017), где были раскрыты официальные взгляды китайского руководства на подходы к сотрудничеству с иностранными государствами, в том числе и в военной сфере. Документом определена необходимость взаимодействия с другими государствами в рамках миротворческой деятельности в составе контингентов ООН, обращено внимание на главенство роли многостороннего международного сотрудничества при нормализации обстановки в горячих точках.

«БЕЛАЯ КНИГА» НОВОЙ ЭПОХИ

В 2019 году была обнародована Белая книга по национальной обороне «Национальная оборона КНР в новую эпоху». Новая редакция Белой книги была издана с целью снять постоянно усиливающуюся обеспокоенность международного сообщества в отношении темпов военного строительства КНР за счет демонстрации его «транспарентности» и «миролюбивого характера». В издании также отмечена решимость официального Пекина защищать национальные интересы страны с опорой на свои Вооруженные силы.

В этом же военно-доктринальном документе говорится об осложнении текущей военно-политической обстановки и о нарастании вызовов и угроз безопасности КНР. К ним официальный Пекин относит:

  • деятельность США по наращиванию военного превосходства в АТР;

  • попытки США вмешаться в урегулирование территориальных проблем Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, Тайваня, а также тибетского и уйгурского сепаратизма;

  • увеличение расходов Японии на оборону;

  • нестабильность на границах КНР, нерешенность территориальных претензий с государствами-соседями.

Также подчеркивается возрастающая роль НОАК в обеспечении интересов Пекина за пределами национальной территории, в космическом и кибернетическом пространстве. Внимание обращается на повышение возможностей китайских ВС по проведению операций за пределами страны, формированию военно-морских сил, действующих в акваториях океанской зоны, созданию сети пунктов материально-технического обеспечения в иностранных государствах в интересах ВМФ НОАК.

Китайские руководители еще раз подтверждают неизменность своих стратегических взглядов на применение ядерного оружия, которые заключаются в невозможности его применения первыми и в одностороннем порядке против неядерных стран. Однако официальный Пекин отвергает саму возможность присоединения и ратификации договоров ведущих ядерных стран, поскольку это может ограничить потенциал стратегического сдерживания китайского государства.

Для опровержения идеи об «излишней милитаризации» Китая в данном издании Белой книги подробно освещены вопросы военной экономики национальных Вооруженных сил. Акцент сделан на целесообразности строительства национальной обороны и экономики, а также на низкой доле военного бюджета в валовом внутреннем продукте и на относительно небольших государственных расходах в сравнении с другими развитыми в военном отношении странами.

Новым положением рассматриваемой Белой книги стала также увязка задач военного строительства КНР с реализацией концепции «Сообщество единой судьбы человечества» (СЕСЧ), выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином в 2012 году. В документе подчеркивается, что, продвигая СЕСЧ, мощные в военном отношении Вооруженные силы Китая становятся «надежной опорой» и гарантом новой архитектуры глобальной безопасности.

Проведение Россией реформы национальных Вооруженных сил рассматривается в документе как фактор, обостряющий геополитическое соперничество. РФ признается главным политическим партнером, с которым считается целесообразно поддерживать беспрецедентно высокий уровень взаимодействия в военной сфере. Однако официальный Пекин подчеркивает, что отказывается от вступления в какой-либо военный/военно-политический блок.

Данный документ, кроме всего прочего, преследует цель заявить о КНР как о стране, которая в условиях глобальных вызовов и угроз способна решать внешнеполитические проблемы силовыми методами. Отметим также, что Белые книги публикуются на фоне возрастания конфликтного потенциала между КНР и США в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.

1-11-1480.jpg
Тайваньские артиллеристы проводят учения
на базе в Чжэньцзяне.  Фото со страницы
агентства военных новостей Министерства
национальной обороны Тайваня в Flickr
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Участие Китая в миротворческих операциях в рамках мандата ООН регламентируется документом под названием «Правила выполнения миротворческих миссий НОАК», утвержденным ЦВС КНР в 2012 году.

В соответствии с Конституцией страны и принципами Устава ООН китайские военнослужащие выполняют задачи в составе миротворческих контингентов в Конго, Либерии, Ливане, Мали, Мозамбике, Южном Судане. Они выполняют обязанности наблюдателей, полиции, участвуют в ремонте дорог, обезвреживании мин, оказывают медицинскую помощь.

Кроме непосредственного выполнения своих основных функций китайские миротворцы решают задачи по защите интересов КНР за пределами национальной территории. С декабря 2008 года на постоянной основе Китай направляет отряды кораблей национальных ВМС в Аденский залив и территориальные воды Сомали для охраны навигации. С 2017 года китайские военнослужащие выполняют задачи по охране и обороне пункта материально-технического обеспечения китайских ВМС в Джибути.

ЗАДАЧИ НЕБОЕВОГО ХАРАКТЕРА

В Китае разработана нормативно-правовая база применения подразделений НОАК для выполнения задач небоевого характера: поддержание внутриполитической стабильности, противодействие терроризму, ликвидация стихийных бедствий, техногенных катастроф. В соответствии с законом КНР «О реагировании на чрезвычайные ситуации» (2007) воинские формирования задействуются в интересах проведения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К нормативно-правовыми актам, регулирующим деятельность в данной области, можно отнести законодательные акты «О мобилизации» (2010), «О Народной вооруженной милиции» (2009), положения «Об участии Вооруженных сил КНР в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф» (2005), «Об экстренном управлении войсками при возникновении чрезвычайных происшествий» (2010), директивы ЦВС КНР и постановления Госсовета КНР.

Под чрезвычайной ситуацией китайские специалисты понимают стихийные бедствия, аварии, явления медико-санитарного и социального характера, которые повлекли за собой значительный общественный ущерб и требуют принятия экстренных мер. Порядок участия НОАК в данных ситуациях предусматривает привлечение «соразмерных нанесенному ущербу сил и средств» для выполнения «неотложных и аварийно-спасательных работ».

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ

Анализ нормативно-правовой базы применения НОАК говорит о том, что, придерживаясь оборонной политики, подчиненной стратегии развития и обеспечения безопасности, китайское руководство может применять военную силу в соответствии с принципом «активной обороны» исключительно для защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Нападение возможно только в ответ на нападение. Однако руководство Китая, используя понятие «активная оборона», способно истолковать в качестве нападения любую угрозу национальным интересам и оправдать применение своей военной силы.

В Китае публикуются открытая военно-теоретическая литература, специализированные журналы и издания, анализ которых дает возможность понять логику развития военной мысли в стране. К наиболее авторитетным и в то же время доступным публикациям в сфере исследований военного дела можно назвать издания «Наука об операциях» (2006), а также «Наука о военной стратегии» (2013).

Авторы изданий отмечают, что военная политика КНР направлена на формирование условий, способствующих реализации планов развития страны, целью которых является «великое возрождение китайской нации» и превращение Китая к 2049 году в «модернизированное социалистическое государство», способное оказывать влияние на глобальные и региональные процессы с задействованием силовых методов.

Для исследователей китайской военной доктрины особый интерес представляют работы китайских ученых, опубликованные в серии «Лучшие докторские диссертации Академии военных наук КНР».

Так, в диссертации полковника Сю Куя «Теория стратегического планирования мобилизации в интересах национальной обороны» рассмотрены основные аспекты стратегического планирования мобилизации, выявлена необходимость совершенствования стратегического планирования исходя из вызовов национальной безопасности КНР на современном этапе.

Старший полковник Тан Лин в диссертации «Принятие стратегических решений в современной военной стратегии» рассмотрел эволюцию модели принятия политических и военно-стратегических решений в КНР и других странах, отметив, что важнейшую роль на подготовительном этапе принятия решений играют заблаговременное изучение и оценка военных возможностей зарубежных стран. Автор предлагает диверсифицировать структуру китайских организаций, отвечающих за мониторинг военно-политической ситуации в мире.

Важное место занимают работы, посвященные изучению ведения боевых действий в новых операционных средах. Например, полковник Чэн Юнхун в монографии «Расширение присутствия США в космической сфере» проанализировал перспективы использования космического пространства в военных целях, выявил тенденции наращивания военного потенциала США в ракетно-космической сфере.

В работе полковника Лю Мохуа «Концепции деятельности США в космическом и кибернетическом пространстве» выявлены тенденции расширения сфер вооруженной борьбы и влияние данного процесса на военно-политическую обстановку в мире. Авторы также отмечают необходимость развития компонентов Вооруженных сил КНР, ответственных за ведение военных действий в кибернетическом пространстве.

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА

Широкое распространение получила монография «Неограниченная война», в которой старшие офицеры НОАК Цяо Лян и Ван Сянсу изложили китайскую концепцию гибридной войны.

Основное содержание издания сводится к тезису, что китайская нация может победить технологически превосходящего противника (например, США) с помощью различных средств. Вместо прямого военного противостояния авторы предлагают такое средство, как политическая война, которая включает использование юридических инструментов и экономических средств в качестве рычага давления на противника в обход прямых военных действий.

Авторы обращают внимание на то, что наиболее авторитетным источником, концептуализирующим китайский опыт в области достижения победы невоенными способами, является трактат Сунь-Цзы «Искусство войны», где искусство полководца рассматривается в качестве возможности достичь победы в войне без применения военной силы.

Старший полковник НОАК Ли Дапэн в своей монографии «Будущая война: применение высокоточного оружия на всех театрах военных действий», продолжая идеи все того же Сунь-Цзы, акцентировал внимание на том, что в мировой политике на первое место становятся невоенные способы разрешения вооруженных конфликтов, такие как терроризм и радикализм. По оценке автора, усиление потенциала государств будет происходить как на силовом уровне, так и на информационном, за счет использования возможностей интернета и искусственного интеллекта (ИИ).

Важным этапом в развитии китайской военной мысли следует считать публикацию в 2011 году монографии «Основы стратегической коммуникации». Авторы издания Би Яньтао и Ван Цзиньлинь раскрывают содержание нового инструмента воздействия на потенциального противника – стратегической коммуникации, представляющей проецирование государством в сознание национальных и зарубежных целевых аудиторий стратегических ценностей, интересов и целей. Доктор наук Цзуньюй Чжоу считает, что информационные и психологические операции уже стали частью современной войны против «трех сил зла»: терроризма, сепаратизма и экстремизма. Источником угроз остаются действия определенных кругов Тайваня, не желающих признать себя частью «единого Китая», а также попытки отделения от КНР территорий Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).

В КНР организован выпуск более 20 специализированных периодических изданий, освещающих вопросы военно-политического и военно-технического характера для широкого круга читателей. Более 50% из них являются дочерними предприятиями ведущих компаний оборонно-промышленного комплекса КНР.

Вместе с тем действуют меры по ограничению их распространения в КНР: оформление подписки возможно в почтовом отделении при совпадении адреса проживания гражданина КНР с местом его рождения, через газетные киоски или через подписку в почтовом отделении, а также через китайские интернет-магазины при наличии соответствующего разрешения. Большинство изданий не имеют электронных версий, что обусловлено политикой ограничения доступа к материалам.

С ПОЗИЦИИ «СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

Изучение деятельности китайского руководства на текущем этапе свидетельствует о возрастании тенденции к решению внешнеполитических задач с позиции «сильного государства». Особое внимание уделяется обеспечению готовности к отстаиванию расширяющихся национальных интересов с задействованием Вооруженных сил. Дальнейшее наращивание темпов военного строительства Китая, по мнению китайского командования, возможно за счет военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Таким образом, анализ эволюции теоретических взглядов руководства Китая на обеспечение военной безопасности показывает, что, несмотря на декларативное отражение в нормативно-правовых актах вполне конкретных условий, определяющих применение Вооруженных сил, не всегда представляется возможным четко определить границы перехода к их применению. Подобный подход к правовому регулированию в полной мере соответствует прагматичной позиции руководства КНР: появляется возможность получить одобрение мирового сообщества за счет развития правовых механизмов в Китае и сохранить за собой возможность применить национальные Вооруженные силы с учетом условий конкретной обстановки. 


Читайте также


ЛДПР расширяет до предела борьбу за все хорошее

ЛДПР расширяет до предела борьбу за все хорошее

Иван Родин

На поток законодательных инициатив партии правительство пытается реагировать позитивно

0
542
США начали вторую "большую игру"

США начали вторую "большую игру"

Владимир Борискин

Вашингтон рассматривает Центральную Азию как один из "фронтов" борьбы с российским и китайским влиянием

0
704
России и республикам Центральной Азии угрожают "бродячие джихадисты"

России и республикам Центральной Азии угрожают "бродячие джихадисты"

Андрей Серенко

В 2025 году 9 тысяч радикальных исламистов перебрались из Сирии в Афганистан в поисках новых спонсоров и задач

0
489
Военные моряки Соединенных штатов и Китая договорились избегать конфликтов

Военные моряки Соединенных штатов и Китая договорились избегать конфликтов

Владимир Скосырев

Тайвань остается источником острых разногласий между Пекином и Вашингтоном

0
1024

Другие новости