М.Коломиец, И.Мощанский, С.Ромадин. Танки Гражданской войны. (Серия "Армада", выпуск 14.) - М.: Экспринт, 1999, 56 с.
ГЛЯНЬ-КА, Ванька, - едет "танька", - кажется, так начинался агитационный стишок Демьяна Бедного. "Лохань", "танка", "полевой крейсер" - эти бронированные монстры не враз обрели в наших палестинах свое привычное название.
В сражениях Первой мировой на нашем фронте танки участия не принимали - не успели. Функции мобильных штурмовых средств в императорской армии выполняли бронеавтомобили и отчасти бронепоезда. Это не значит, что командование не предпринимало попыток заполучить у союзников некоторого количества этих перспективных машин. Имелись и планы развертывания собственного танкового производства, однако, по известным причинам, планы так и остались планами. Первые "сухопутные броненосцы" поползли по России уже во время войны Гражданской.
Работу "Танки Гражданской войны" в "узких кругах" ждали давно и с интересом. хотя отдельные ее отрывки публиковались в российской и зарубежной периодике, и уже можно было судить до некоторой степени о ее содержании, я потратил целый вечер на рассматривание иллюстраций - они того заслуживают. С еще большим кайфом съел текст - удобочитаемый и хорошо структурированный, пусть и с некоторым количеством опечаток. Честно говоря, я немного опасался, что, рассказывая о Гражданской войне, авторы, как часто случается, где-нибудь да обнаружат свои политические пристрастия. К их чести, опасения оказались напрасными.
Поскольку первыми заполучили танки все-таки красные, отбив у французов под Одессой несколько "Рено", рассказ начинается именно с этого эпизода. Коротко передана и эпопея с постройкой "Русских Рено", оказавшихся, видимо, столь неудачными, что участия в войне они не принимали. Собственно, эти 15 машин и стали первыми танками российского производства и оставались таковыми по 1927 год.
Дальше интереснее - танки амурских партизан, украденные у американского экспедиционного корпуса благодаря продажности белого тыла, не уступавшего по продажности тылу Российской армии во время чеченской войны, и, наконец, самое интересное: история танковых частей Вооруженных сил Юга России. Ведь именно в составе ВСЮР танки применялись наиболее массово и грамотно, особенно в боях на Каховском плацдарме. реконструкция этих событий выполнена просто образцово, по тщательно отобранным источникам, с привлечением солидной документальной базы. Поскольку материал пришлось собирать буквально по крупицам, список источников оказался обширным и разнообразным, включающим не только редкие издания и официальные документы, но и личные дневники участников событий.
Применению танков в Красной Армии посвящена заключительная глава. Поскольку английские танки Vikkers Mk.V, захваченные красными в наибольших количествах, имели у нас в стране долгую карьеру, ее хронология охватывает события двух десятилетий, а лучшим эпилогом к ней служит фотография 1941 года "ромба", ставшего трофеем вермахта на подступах к Таллину. Глава эта содержит и маленькое открытие - дата первого боевого применения танков РККА отнесена на месяц вперед относительно общепризнанной.
Конечно, танки не сыграли в Гражданской решающей роли - было их слишком мало, да и появились они поздно. Кроме того, в условиях маневренной войны и отсутствия постоянного единого фронта ненадежные и маломаневренные английские машины, которые в основном и поставлялись белым, не могли иметь заметного успеха. Лучшим типом танка для условий России в то время мог бы стать "Рено", но то ли союзники пожадничали, то ли по другим каким причинам, но первым русским танкистам пришлось воевать на неуклюжих чемоданах.
Казалось бы, затронутая в этой книге тема достаточно узка. Тем не менее я уверен, что эта работа скоро станет библиографической редкостью (если, конечно, не последует новый тираж). Просто потому, что это исследование, академичное по сути и популярное по форме, уникально и поднимает на новый уровень планку требований к военно-исторической литературе.