0
955
Газета История Интернет-версия

23.12.1999 00:00:00

Письмена на броне


М.Коломиец, И.Мощанский. Камуфляж танков Красной Армии. 1930-1945. (Серия "Армада-Вертикаль", выпуск 5.) - М.: Экспринт, 1999, 56 с.

А КОГО, собственно, может заинтересовать, как выглядели советские танки времен войны? Официальную, "большую" историю, привыкшую оперировать масштабными категориями типа "армии", "фронта", "группировки", такой частный вопрос не волнует. Утверждение, что "в предвоенный период вопросам окраски и камуфлирования бронетехники уделялось мало внимания", стало общим местом. Кое-что знают об этом специалисты-оборонщики и┘ историки искусства. Но первые молчат в силу специфики своей деятельности. Зато вторые, не задумываясь, скажут: "Знаем, знаем - в 20-е годы Родченко приложил свою кисть к бронеобъектам, раскрасив несколько трофейных танков". От себя добавлю, что Родченко, прекрасно разбиравшийся в законах цветовосприятия, "раскрасил" танки чрезвычайно грамотно - камуфляж получился не только эффектным, но и эффективным.

В свое время вопросу окраски советских танков посвятил целое исследование и Стивен Залога, куда ж без него, великого, если много лет подряд более или менее правдивую информацию о советском танкостроении мы черпали именно из его книг. Правда, случались там и забавные ляпы. Так, на одной из иллюстраций Т-34-85, первым ворвавшимся в Минск, назван у него┘ "Червонец" вместо "Червонный". Впрочем, простим американцу незнание кириллицы, он сделал хорошее дело, впервые обобщив материал о вариантах окраски советской бронетехники.

Наши раскачивались долго, но подошли к вопросу обстоятельно. Прочесывали архивы, добывали фотоматериалы и совсем недавно выдали добытое "на гора" в виде издания поистине уникального. И не только потому, что это первая отечественная работа по данной теме. Впервые в научный оборот вводятся реальные документы, четко регламентирующие правила окраски и камуфлирования бронетехники СССР, даются четкие и однозначные ответы на вопросы о стандартных типах и оттенках красок, применявшихся для этих целей, о способах их нанесения. Приводятся сведения о типах маскирующих окрасок по группам военных округов, информация об эффективности того или иного вида камуфляжа. Почти каждый пример подтверждается фотографией или цветной проекцией. Конечно, можно спорить, насколько точно все эти инструкции и наставления соблюдались в войсках, однако ясно одно - к маскировке и камуфлированию бронетехники РККА, по крайней мере на официальном уровне, относились очень серьезно, как и положено в передовой, современной армии.

Примерно треть книги занимает глава, посвященная опознавательным знакам и системе тактических обозначений советских танков. Если до начала войны здесь все более или менее ясно, то примерно с 1940 г. начинается полная неразбериха. Но если единой системы тактических знаков с этих пор не было, то это не означает, что ее не было вовсе. На уровне частей и соединений единообразные тактические знаки существовали, и некоторые из них приводятся в книге. Работа по выяснению принадлежности опознавательных знаков той или иной части предстоит еще большая, однако начало положено.

Все, кто обращал внимание на фотографии советских танков времен войны (особенно последнего ее периода), наверное, замечали, что их часто украшали разного рода лозунги и надписи. Авторы исследования предприняли удачную попытку объяснить хронологию и причины их возникновения, систематизировать их по смысловым группам. При этом выясняется, что далеко не всегда это были надписи типа "За Сталина!" или "Смерть фашистам!". Встречались и более интересные, например, "Боевая подруга", "Спартак" или "Малютка". Последний, легкий танк Т-60 был построен на средства воспитанников детских домов! Между прочим, именным танкам и танковым колоннам посвящена последняя глава, где впервые приводятся собранные авторами сведения о более чем ста тридцати танковых колоннах, построенных на средства граждан. Насколько мне известно, информация эта уникальна.

Очевидно, что рассматриваемые в издании вопросы имеют самостоятельное значение для сравнительно небольшого круга читателей: музейных работников и фанатиков-моделистов, скрупулезно воспроизводящих внешний облик бронированных машин в своих миниатюрах. Но я уверен, эту замечательную работу высоко оценят и профессиональные историки, порой страдающие от недостатка такого рода частного материала.

Можно уверенно констатировать - на вспомогательном направлении произошел прорыв.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
390
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
499
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
410
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
342

Другие новости