0
1472
Газета История Интернет-версия

03.02.2000 00:00:00

Инквизиция инквизиторов


Аннибале Фантоли. Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. Перевод с итальянского А. Брагина. - М.: МИК, 1999, 424 с.

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ попытался выразить сущность Запада в одном из своих самых сильных образов - образе Великого Инквизитора. Его выбор в этом отношении был, конечно, отнюдь не случаен. Действительно, инквизиция - особое (так называемое Святейшее) учреждение, "судящее исследование" Римско-католической церкви, было чем-то большим, чем просто одним из важнейших церковно-политических институтов. В каком-то смысле она была символом эпохи. Недаром такой модный у нас ныне философ, как Мишель Фуко, называет чуть ли не всю новоевропейскую культуру "инквизиторской".

Не случайно поэтому и суд инквизиции над Галилеем, "дело Галилея", играет такую роль в мифологии Нового времени. Советские ученые и писатели тоже отдали дань этому захватывающему сюжету. Однако господство убогих атеистическо-материалистических (в лучшем случае позитивистских) схем как-то не позволяло постичь всю глубину дела. Между тем суть этого дела состояла, конечно, не в том, что ретрограды-церковники в силу своей косности не могли понять того, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как нам вдалбливали еще в школе. Напротив, по прочтении приведенных в книге материалов становится ясным, что с обеих сторон к делу были причастны крупнейшие умы тогдашней Европы, ученость которых была удивительна, а богословская, научная и логическая аргументация которых поражает своей четкостью и тонкостью. Не сводится суть дела и к тому, что Галилей был "свободным человеком, восставшим против церковного мракобесия", или, наоборот, "слабым человеком, сломленным судебным процессом и приговором и потому решившим принять сторону Церкви даже ценой отказа от своих воззрений на строение Вселенной".

Галилей, конечно, был не тем и не другим. Вопреки расхожим представлениям, он был одновременно и великим ученым, даже выразителем научного идеала, и глубоко верующим христианином (о чем говорит и полное название книги иезуита Аннибале Фантоли - "Galileo - Per il Copernicanesimo e per la Chiesa", в русском варианте - "Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви").

Между тем метафизический расклад дела имеет отношение к самим глубоким основам культуры Запада Нового времени. В процессе столкнулись две стороны: первая, составлявшая ядро старой западноевропейской цивилизации, - папство, со всеми его могучими церковно-государственными институтами, включая Святую Инквизицию, и вторая, возглавившая уже новоевропейскую цивилизацию, - новая наука и философия. Обе стороны были представлены лучшими интеллектуальными силами (вспомним хотя бы крупнейшего иезуитского теолога Роберта Беллармина) и, что самое удивительное, стояли почти на одной и той же почве, почти не различаясь как в своих метафизических основаниях, так и в способе мыслить. Каждая из сторон имела внутри себя своего "непогрешимого" Великого Инквизитора, верховного судью всего, что подлежит исследованию. Первая традиция, радикальный папизм, предполагала, что папа римский и его функциональные продолжения (в виде, например, Святейшего Учреждения) и являются таким "непогрешимым" судьей, замещающим в таком качестве Высшего Судию - Христа (то есть, по меткому, хотя, конечно, и неточному выражению протестантов, являющимся "антихристом"). Но ведь и новая наука с философией претендовала на то же. Ведь она была прежде всего критической (то есть, переводя с греческого, судебной) философией и наукой. Не случайно основной проблемой Иммануила Канта, этого метафизического рупора новой науки, в его "Критике чистого разума" была проблема поиска возможности трансцедентального непогрешимого судьи разума, Великого Инквизитора нового мышления. Поэтому и метод новой науки есть судящее исследование - inquisitio.

Интрига "дела Галилея" в конечном счете состояла в том, кто же окажется настоящим, более мощным Великим Инквизитором, или иначе: как инквизиторы соорганизуются, совладают со своей "непогрешимостью".

Поэтому мне, как человеку, воспитанному в лоне русской культуры, столь чуждой этому "инквизиторскому" духу и привыкшей взывать скорее к милости, чем к суду (в чем ее и сила и слабость), читать книгу Аннибале Фантоли было невероятно интересно. В этом замечательном исследовании "дела Галилея", одном из самых фундаментальных в современной исторической литературе, перед нами проходит целая галерея портретов интеллектуалов высшей пробы - от естествоиспытателей новой волны Галилео Галилея и Иоганна Кеплера до кардиналов Роберта Беллармино и Маффео Барберини (будущего папы Урбана VIII). Их подчас весьма нетривиальные суждения хорошо задокументированы и подробно представлены в книге Фантоли, которая включает в себя обширную подборку фрагментов наиболее важных, в том числе ранее не публиковавшихся текстов лиц, причастных к делу.

Чтение этих документов навевает самые необычные ощущения. Например, меня поразило замечательное сходство аргументации и общего подхода у двух одинаково великих, но в ходе процесса стоявших по разные стороны мыслителей, как Роберт Беллармин и сам Галилей. Общее отношение к вере, истине, знанию, способам доказательства, сам стиль мысли у них удивительно схож. Иногда кажется, что они расходятся только в двух моментах: кого считать высшим и непогрешимым судьей в отношении природы и какие показания "свидетелей" нужно считать более достоверными, в остальном же (отношении "двух Книг" - Св. Писания и Природы, способах доказательства, различении достоверных и только вероятных свидетельств, методах истолкования и т.д.) оказываются на удивление схожими, следуя одному и тому же пониманию исследования-дознания. Это тем более поразительно, что традиционно принято противопоставлять этих двух мыслителей. Либо, в духе атеистической критики "церковников" - "мракобес" Беллармин vs. "свободный исследователь" Галилей. Либо, как это делает популярный современный философ, "эпистемологический анархист" Пол Фейерабенд, противопоставлять смиренного и здравомыслящего, почти либерального Беллармина представителю "научного тоталитаризма" Галилею. При внимательном же изучении дела оба эти мыслителя, как выясняется, были выращены на одной и той же почве контрреформационной учености и разошлись скорее не в своих основаниях и методах, а только в конечных выводах. И оба они, конечно, были и искренними католиками, и глубокими мыслителями одного и того же - новоевропейского - склада мысли.

Само исследование Фантоли, таким образом, во всех отношениях познавательно. Весьма любопытна и последняя глава - "Дело Галилея от окончания суда до наших дней", где содержится, между прочим, и изложение темной истории об искреннем признании в наши дни "непогрешимым" папой Иоанном Павлом II ошибок своих предшественников (книга Фантоли вышла в учрежденной по инициативе Иоанна Павла II исследовательской серии "Studi Galileani"), и изложение его извинений перед наукой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1671
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3621
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2675
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2179

Другие новости