МОЖНО без преувеличения сказать, что самое существенное влияние на развитие советского Военно-морского флота в послевоенный период оказал Сергей Георгиевич Горшков. Вероятно, по-другому и быть не могло, так как этот человек был Главнокомандующим Военно-морским флотом в течение тридцати (!) лет.
В воспоминаниях сослуживцев и подчиненных личность Горшкова не всегда выглядит однозначной. Но в целом в мемуарах преобладает похвальная и даже восторженная тональность. Только с уходом Сергея Георгиевича с должности в 1985 г. некоторые адмиралы начали бросать фразы об упущениях Горшкова в вопросах строительства флота, о барских чертах его характера, тяге к внешнему блеску и наградам. Адмирала могли упрекнуть и в нетерпимости к инакомыслию, и в ревности к соперникам по службе. Но ни в одной публикации о Горшкове не встретишь не то что фактов, но и упоминаний о слабом уровне его подготовки, о непрофессионализме. Потому что как раз в этих вопросах Сергей Георгиевич был силен.
Думаю, это не случайно. Продержаться тридцать лет на посту Главнокомандующего ВМФ, когда в государстве пять раз менялись первые лица (Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев), очевидно, мог только такой человек, который обладал не только огромными профессиональными знаниями, умениями, но и недюжинными политическими, дипломатическими способностями и даром психолога. Такого продолжительного опыта руководства флотом, как у Сергея Георгиевича Горшкова, за всю историю отечественного флота не было ни у одного российского адмирала, да и ни у одного военачальника других видов Вооруженных сил.
Этому факту есть ряд объяснений.
ПАРТИЙНАЯ ХВАТКА
К середине 60-х гг. Горшков, помимо огромных профессиональных знаний и опыта, приобрел хватку партийно-государственного деятеля. Он уже почти 10 лет руководил Военно-морским флотом. При этом, являясь с 1956 г. кандидатом, а с 1961 г. - членом ЦК КПСС, безукоризненно четко усвоил те партийные механизмы, которые обеспечивали приоритет в развитии той или иной области военного дела, способствовали личному престижу и утверждению в верхних структурах власти государства. Кроме того, надо отметить и исключительно удачное для карьеры Горшкова стечение обстоятельств.
14 октября 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС был смещен Никита Хрущев, наступил восемнадцатилетний этап правления Леонида Брежнева. Именно с приходом Леонида Ильича к руководству страной Горшков, благодаря их общему, объединяющему прошлому в годы Великой Отечественной войны, приобрел качественно новое положение. Он получил возможность прямо выходить на общение с первым лицом государства и некоторую независимость от МО СССР.
Еще больше укрепились позиции Горшкова как Главнокомандующего ВМФ с приходом к руководству Министерством обороны Маршала Советского Союза Андрея Гречко в 1967 г. Брежнев, Гречко и Горшков хорошо знали друг друга. Их объединяли военные события 1942-1943 гг. под Новороссийском. Андрей Антонович Гречко тогда командовал 47-й, а затем 18-й армиями. В то же время Брежнев был начальником политотдела 18-й армии. В свою очередь, Горшков, будучи заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом и командующим Азовской флотилией, по ходу боевых действий находился в постоянном контакте с Гречко и Брежневым. Более того, Сергею Георгиевичу некоторое время даже довелось командовать 47-й армией. Обе армии, 18-я и 47-я, длительное время воевали по соседству друг с другом.
Все эти обстоятельства определили взаимные личные симпатии трех руководителей, что впоследствии во многом играло исключительно важную роль в судьбе Сергея Георгиевича уже в должности Главкома ВМФ.
Кстати, сам путь Горшкова "наверх", в Главкомы, определил еще один влиятельный военачальник - Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, знавший Горшкова еще с довоенных времен. Кузнецов занимал пост Главкома ВМФ после войны, но к 1955 г. серьезно заболел и ввиду болезни обратился к министру обороны Жукову с просьбой освободить его от высокой должности и перевести на другую. Из-за натянутых взаимоотношений между этими военачальниками просьбу расценили как нежелание Кузнецова работать с Жуковым. Ответа Главком не получил, но ему было разрешено подобрать такого заместителя, который мог бы полноценно исполнять все соответствующие должности обязанности. Николай Герасимович назвал адмирала Горшкова, в то время командовавшего Черноморским флотом.
Так в июле 1955 г. Сергей Георгиевич занял пост первого заместителя ГК ВМФ, а 5 января 1956 г. стал Главнокомандующим ВМФ.
Вслед за этим Горшков получает самые высокие звания: 1962 г. - адмирал флота, 7 мая 1965 г. - Герой Советского Союза, 1967 г. - Адмирал Флота Советского Союза, 1982 г. - дважды Герой Советского Союза. Также Сергей Георгиевич был удостоен двух самых престижных премий, Государственной и Ленинской, соответственно за 1980 и 1985 гг.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ
Карьера Горшкова шла гладко, без препятствий. Но все-таки в жизни адмирала произошло два события, которые чуть было не сыграли в его судьбе роковую роль.
Первое пришлось на время середины службы в Тихом океане. 7 ноября 1938 г. новейший эсминец "Решительный" совершал переход на буксире от гавани Владивосток, где предстояли заключительные испытания только что построенного корабля. Руководил переходом командир бригады эсминцев, капитан 3 ранга Горшков.
К вечеру погода испортилась, сила ветра достигла 11 баллов. Буксир лопнул - и эсминец понесло. "Решительный" ударило о скалу и выбросило на пустынный берег. Корабль разломился на части. Казалось бы, командная карьера Горшкова оборвалась навсегда. Но...
О гибели эсминца лично Сталину докладывал командующий флотом Кузнецов. Ему удалось отстоять Горшкова. Дело не было передано в суд. А через год Горшкова назначили командиром бригады эсминцев на Черноморский флот.
Судьба сберегла Горшкова для будущего, для руководства всем Советским ВМФ. Но и в начале самой высокой морской карьеры Горшкову пришлось пройти через еще одно испытание.
В ночь на 29 октября 1955 г. под килем линейного корабля "Новороссийск", стоявшего в Севастопольской бухте на штатных швартовых бочках и на якорях, раздался неимоверный взрыв. Флагманский корабль Черноморского флота погиб, унеся с собой 607 жизней. Менее чем за четыре месяца до этого Горшков покинул пост командующего Черноморским флотом, передав его вице-адмиралу Владимиру Пархоменко. На момент трагедии Сергей Георгиевич фактически руководил всем Военно-морским флотом, т.к. Кузнецов уже полгода почти не исполнял обязанности ГК ВМФ из-за болезни.
Казалось, что гибель линкора не может не отразиться на судьбе адмирала. Но... 15 декабря 1955 г. с должности снимают лишь преемника Горшкова Пархоменко. И это при том, что Пархоменко прокомандовал флотом всего три месяца с небольшим. Более того, от командования Военно-морским флотом окончательно отстраняют Кузнецова... А Сергей Георгиевич Горшков
5 января 1956 г. становится Главкомом ВМФ! И остается им до 9 декабря 1985 г.
ВЫХОД В ОКЕАН
Что памятного, особого и необычного произошло за этот длительный срок? Коротко на вопрос можно ответить так: создан самый мощный за всю историю страны океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот со всеми его достоинствами. С достоинствами - да, но и с целым рядом нерешенных проблем. Одним из главных недостатков, допущенных при руководстве Горшкова, являлось то, что флот, хоть и многочисленный, был несбалансированным. Со всей ясностью это проявилось к началу 90-х гг., когда перед ВМФ встал сложнейший вопрос: что делать с огромным (250 единиц) количеством устаревших атомных подводных лодок и с другими силами, выводимыми из боевого состава флотов? Другая проблема - как сохранить боеспособным ядро флота - наиболее ценные и крупные корабли, если... не будет войны! Пути решения этих проблем Горшков найти не смог.
Почему? По двум причинам. С одной стороны, процесс тормозили объективные условия: нехватка мощностей для строительства всех элементов флота, недостаточность научных проработок в различных областях, высочайший бюрократизм на всех уровнях власти. Именно поэтому не решены были проблемы ремонта многочисленного флота, утилизации отслуживших срок кораблей, особенно атомных подлодок, мореходных океанских судов снабжения, плавмастерских, плавбаз. Ощущалась нехватка вспомогательных судов и других средств обеспечения. С другой стороны, изменить объективные факторы можно было, лишь проявив необычайную смелость, идя на риск в спорах, требуя от оборонного комплекса настоящего, глубокого внимания к проблемам. А такое под силу не каждому.
Воспитанный в духе повиновения партийно-государственному аппарату, Горшков не мог решиться на кардинальные шаги. Тем более что в целом Сергей Георгиевич вносил немалую положительную лепту в процесс строительства флота, в развитие военно-морской теории, в кадровую работу, используя благосклонность высших лиц страны к себе лично. Исключительно тесные взаимоотношения Горшкова с партийно-государственным аппаратом позволяли ему практически безраздельно диктовать свою волю в области флота. Но только в рамках установленной административной системы. Выйти за них Сергей Георгиевич так и не отважился.
В РАМКАХ СОВЕТСКИХ ТРАДИЦИЙ
Проблемы строительства флота и теории его использования при Горшкове решались хотя и не безупречно, но все же масштабно и целенаправленно. А вот в другой важнейшей области строительства флота, в кадровой политике, трудно выделить или даже отметить что-то яркое и действительно прогрессивное. Так, при Горшкове не было выдвинуто ни одного молодого командующего флотом, адмирал не держал в своем окружении ни одного талантливого преемника, он не всегда поддерживал способных командиров соединений или объединений, обладающих нестандартным мышлением. А ведь Кузнецов заметил и поддержал Горшкова, когда тот был молод. Правда, с другой стороны, рост и продвижение Горшкова по службе во многом определялись его личным поведением, умением использовать особенности государственной и партийной системы.
Подтверждением этому является целый ряд факторов. Так, получив звание контр-адмирала в сентябре 1941 г. во время высадки десанта в районе Григорьевки, будучи беспартийным комбригом крейсеров, Горшков в августе 1942 г. вступает в партию уже как командующий Азовской флотилией. Сергей Георгиевич четко определил, что коммунисту надлежит постоянно прославлять партию. Именно это он и начал делать: везде и всегда подчеркивал свою принадлежность КПСС, никогда не забывал упомянуть о ее руководящей роли и заботе о строительстве флота. В 1956 г. Горшков вошел в состав ЦК КПСС. На протяжении всей своей длительной службы в самой высокой флотской должности Главком внешне обязательно почтительно относился к политработникам и их высоким руководителям.
Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР - эти звания для военачальников приходили с должностью. Но Горшков, будучи Главнокомандующим ВМФ, формальную сторону своего служебного положения старался показывать как мудрую заботу партии.
Почтительность Сергея Георгиевича проявлялась в разных формах: в выступлениях, докладах, публикациях, в приглашениях высоких должностных лиц на флоты. Так, летом 1962 г. Северный флот посетил Хрущев, в 1967 г. - Брежнев и Косыгин. Аналогичные визиты организовывались и на другие флоты. Сопровождающим, как правило, был сам Главнокомандующий ВМФ. Безусловно, все это поднимало престиж ВМФ в государстве и авторитет самого Сергея Георгиевича.
К сожалению, к способным и талантливым военачальникам Горшков мог отнестись без всякого уважения. Порой командиры вызывали суровое недовольство Сергея Георгиевича, особенно если они расценивались им как соперники по выдвижению на должности. Например, это было заметно по отношению к адмиралу Александру Чабаненко и вице-адмиралу Георгию Холостякову. Их, говоря мягко, Горшков недолюбливал. Даже к своему непосредственному покровителю, Кузнецову, Сергей Георгиевич проявил непростительное равнодушие. Будучи полновластным хозяином советского ВМФ, Главком Горшков не проявил должной настойчивости, чтобы вернуть Николаю Герасимовичу его заслуженное положение государственного военного деятеля, и не восстановил незаконно отобранное после взрыва корабля "Новороссийск" звание Адмирала Флота Советского Союза. Реабилитация Кузнецова состоялась только после кончины Горшкова при новом Главкоме Владимире Чернавине в 1988 г.
По отношению к рядовым матросам и младшему офицерскому составу Горшков также зачастую проявлял равнодушие. Отсутствие квартир для офицеров и мичманов, неготовность аварийных и спасательных средств, в том числе и их отсутствие на борту подводных лодок, крайне удручающие условия быта для экипажей, действующих в удаленных районах океана (ограниченность пресной воды, отсутствие фруктов и овощей, редкие заходы в иностранные порты да и то с резко ограниченным сходом на берег и т.п.), разумеется, вызывало недовольство моряков. Главком же порой просто негодовал на жалобы и просьбы по этим вопросам. Возможно, все это можно назвать мелочами, ведь бесквартирных офицеров хватало и при Кузнецове, вспомогательный флот был слаб и при нем. Но принципиальное отличие все же есть: Кузнецова верхи терпели, а Горшкова любили. Поэтому у Сергея Георгиевича изначально было больше возможностей для решения бытовых проблем моряков. Ведь можно и недостроить одну подводную лодку, а вместо нее поставить новые дома, казармы, дополнительные буксиры, создать капитальную ремонтную базу для флота.
В этой связи следует заметить, что все же со временем, по свидетельству окружения Горшкова, он менялся от крутого нрава (что-то "под Жукова") в 50-60-е гг. до "дедовского" характера в последние годы руководства флотом. И вместе с этим на посту Главкома Горшков всегда, до последних дней, неизменно оставался требовательным, работоспособным и целеустремленным военачальником.
ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ
Были ли в конце 1955 г. у Горшкова серьезные конкуренты на пост Главнокомандующего ВМФ? Анализируя службу, боевой и жизненный опыт ряда командующих, можно утверждать, что такими кандидатами могли быть несколько человек: Арсений Головко, Виталий Фокин, Александр Чабаненко и в какой-то степени Федор Зозуля. Эти адмиралы оставили заметный след в истории отечественного ВМФ и, безусловно, справились бы с руководством всем Советским Военно-морским флотом. По опыту командования наиболее подходящими кандидатурами являлись Головко и Чабаненко. Однако Головко не отличался крепким здоровьем и прожил всего 55 лет. У Чабаненко же не было такого богатого боевого опыта, как у Горшкова. С другой стороны, с первых ролей уже ушли те командующие, которые руководили флотами в годы войны: Владимир Трибуц, Филипп Октябрьский, Иван Юмашев, Лев Владимирский.
Сам же Горшков во время войны проявил себя с наилучшей стороны. Приведем примеры.
В сентябре 1941 г. комбриг крейсеров, капитан 1 ранга Горшков назначается командиром сил высадки, а после ранения контр-адмирала Владимирского вступает в руководство всей операцией по высадке десанта в районе Григорьевки для оказания помощи защитникам Одессы. Документы на операцию утонули вместе с эсминцем "Фрунзе", на котором и был ранен Владимирский. Горшков провел всю операцию без документов - высадка прошла успешно.
Через месяц Сергей Георгиевич становится командующим Азовской флотилией. Как показали последующие события, контр-адмирал Горшков быстро разобрался в обстановке и очень верно определил пути решения задач, поставленных перед флотилией. В последующем, уже командуя Дунайской флотилией, военачальник продолжал удивлять всех своим искусством. Однажды на флотилию прибыл Маршал Советского Союза Жуков. Он вызвал к себе Горшкова и приказал ему переправить через водную преграду идущие к Дунаю сотни танков. На обоснованные возражения Горшкова, что у флотилии нет средств для такой переправы, Жуков ответил: "Не будут переправлены танки - будете расстреляны". Танки удалось переправить. Все эти случаи убедительно доказывают, что Сергей Георгиевич был талантливым флотоводцем.
В первые послевоенные годы вице-адмирал Горшков, командующий Черноморской эскадрой, удивлял подчиненных нововведениями: создал систему сбор-походов, ввел в практику сдачу экзаменов на самостоятельное управление кораблем. Ярких эпизодов в период, когда Сергей Георгиевич был начальником штаба флота, командующим флотом, нет ни в воспоминаниях, ни в публикациях. Но думается, служба на Черноморском флоте была налажена, так как в 1953 г. командующего Черноморским флотом Горшкова награждают орденом Ленина.
Эти и многие другие факты подтверждают: назначение Сергея Георгиевича на высший пост в Советском ВМФ было закономерным и объективным.
Став Главнокомандующим ВМФ, Сергей Георгиевич, как уже говорилось выше, сделал самое главное в своей жизни: под его руководством был создан реальный океанский флот, развита теория его использования. В 70-х гг. Горшков с помощью хорошо подготовленных офицеров и адмиралов пишет много статей и ряд книг. Наиболее значимый труд - "Морская мощь государства", вышедший в 1976 г. Несомненно, Горшков не был просто "автором" чужих, не им написанных книг. Грамотный адмирал, эрудированный человек, он исключительно хорошо знал историю флота, военно-морское искусство, свободно разбирался в тонкостях военно-морской теории и практики.
ФЛОТ СДАЛ - ФЛОТ ПРИНЯЛ
Сергей Георгиевич Горшков закончил свое 30-летнее руководство ВМФ 9 декабря 1985 г., в понедельник, в обычный рабочий день. В зале Военного совета собралось высшее командование ВМФ, а также приглашенные на заседание начальники управлений и отделов Главного штаба и управлений Главнокомандующего ВМФ.
В 16 ч. 53 мин. в зал вошел Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевич. Он открыл заседание Военного совета: "У нас сегодня один, и довольно короткий вопрос, я зачитаю Постановление Совета Министров СССР".
"Постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1985 г. о Главнокомандующем Военно-морским флотом СССР. Совет Министров СССР постановляет:
1. Назначить адмирала флота Чернавина Владимира Николаевича Главнокомандующим Военно-морским флотом - заместителем министра обороны СССР.
2. Освободить Адмирала Флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича от обязанностей Главнокомандующего Военно-морским флотом - заместителя министра обороны СССР и члена коллегии Министерства обороны СССР в связи с переходом на другую работу".
После зачтения приказа Горшков произнес короткую речь: "Я очень признателен Центральному комитету, что мне было доверено 30 лет исполнять столь ответственную должность Главнокомандующего Военно-морским флотом... Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия, но ЦК и Министерство обороны всегда относились с пониманием к нашим проблемам, и это придавало мне сил и уверенности. Сегодня я передал Владимиру Николаевичу Чернавину все дела. Выражаю вам благодарность и признательность за беззаветную работу, которая позволяла решать указания Центрального комитета партии. Спасибо вам за вашу службу".
Затем на трибуну поднялся новый Главком, адмирал флота Чернавин. Обращаясь к Горшкову, он сказал: "Сергей Георгиевич, мы благодарны вам за воспитание, мы ваши ученики... Разрешите заверить вас, что мы люди, преданные флоту, и будем настойчиво выполнять программу его развития".
В этот же день Главком Горшков подписал свой последний приказ: "Решением Центрального комитета КПСС и по приказу министра обороны я передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны... Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья".