0
2661
Газета История Интернет-версия

10.03.2000 00:00:00

Святое право проклятия


Т.А. Михайлова. Ирландское предание о Суибне Безумном, или Взгляд из XII века в VII. - М.: Издательство МГУ, 1999, 424 с.

УЖЕ ДОБРЫЙ десяток лет в российской кельтологии не выходило книг такого масштаба. Последние монографии С.В. Шкунаева "Община и общество западных кельтов" и В.П. Калыгина и А.А. Королева "Введение в кельтскую филологию" были изданы в 1989 году. На сей раз предметом исследования доктора филологических наук Татьяны Андреевны Михайловой стало ирландское предание о правителе королевства Дал Арайде Суибне, в котором центральное место занимает повесть "Безумие Суибне". Интерес к "Ирландскому преданию о Суибне Безумном" во многом обусловлен внутренним спором среди кельтологов: сохранила ли литература раннесредневековой Ирландии архаичные сюжеты, мотивы, топосы etc. или это тексты, созданные на базе христианской и античной литератур?

Повесть "Безумие Суибне" рассказывает о ссоре св. Ронана с королем Суибне. Святой проклинает короля, и тот от ужаса превращается во время битвы в безумца, способного летать (geilt). Суибне блуждает по Ирландии, пока не попадает в дом св. Молинга. Там он живет в течение года. Заканчивается повесть трагической гибелью Суибне, к которому перед смертью возвращается разум. "Безумие Суибне" сложилось как текст в XII веке, но появление сюжета повести, по мнению Михайловой, относится ко второй половине VII, то есть нескольким десятилетиям позже описываемых в ней событий.

Итак, кем и с какой целью была создана повесть "Безумие Суибне"? Бесспорно, что все древнеирландские тексты стали известны нам благодаря тому, что однажды ими заинтересовались писцы в монастырских скрипториях. Но монастырь VII века монастырю XII века рознь, и повесть разительно отличается от эпической литературы, которую принято рассматривать как самую "древнеирландскую". Следует заметить, что наиболее ранняя рукопись, содержащая "Безумие Суибне", составлена в XVII веке. В жанровом плане, отмечает Михайлова, повествовательная разрозненность эпизодов, инновационное введение в состав действующих лиц фигуры Бога, множество "неявленных" персонажей, дублирование прозы поэтическими вставками и т.д. приближают повесть "Безумие Суибне" к житийной литературе. Герой, ранее представленный в виде обобщенного образа, приобретает черты конкретной личности с индивидуальными эмоциями, что в первую очередь было присуще монастырской поэзии. Блуждания потерявшего разум главного героя соответствуют агиографической теме странствия Христа ради. И блуждание, и странствие, по сути, являются способом искупления греха.

Попутной и, возможно, неосознанной целью составителя "Безумия Суибне" было воссоздание монастырского быта Ирландии VII века, так как решение основной задачи - демонстрация превосходства духовной власти над светской - осуществлялось в рамках мифа о золотом веке (V-VII) раннехристианской церкви в Ирландии, когда ведущую роль во всех сферах жизни играли святые. Именно таков был взгляд из XII века в прошлое. К этому же времени относится возникновение мифа о безболезненности принятия христианства в Ирландии.

Однако в исследовании Михайловой наряду с основной задачей монастырской литературы выделяется сверхзадача - дискредитация филидов, поэтов древней Ирландии, как социального института. Значительная часть работы посвящена анализу функционально схожих в сюжетах различных повестей проклятий святых и поношений филидов. Отмечается, что реализация проклятия святого лежит в фольклорно-сказочной плоскости и, таким образом, житийная литература оказывается ближе к народной культуре, тогда как эпическая литература принадлежит к "эзотерической эпической традиции". Поношение, совершаемое филидом, укладывалось в норму естественных явлений, тогда как проклятие святого всегда чудо, ставшее инновацией в древнеирландской литературе. Важнейшим принципом существования сакрального знания в древней Ирландии была возможность ему обучиться. Обучение же чуду невозможно. Дар слова-оружия оказывается полностью в руках святых. Таким способом ирландское духовенство стремилось вытеснить филидов и низвести их до уровня бардов. В тексте повести "Безумие Суибне" конфликт между духовенством и филидами отсутствует, и для иллюстрации противостояния Церкви и филидов привлекаются другие источники. Последние, однако, скорее подтверждают противостояние с друидами или певцами "песен поношения", а не с филидами┘

Как бы там ни было, но анализ "Безумия Суибне" подтвердил формирование на основе общеевропейских норм новой культуры Ирландии XII века, периода коренного реформирования Церкви, когда на смену старым монастырским организациям пришли цистерцианцы и августинцы, а клир поддержал претензии английского короля на верховную власть в стране. Именно в это время филиды утрачивают сакральный ореол и на их место приходят барды. И если враждебное отношение к филидам отмечается в литературе, то вполне вероятно, что это результат общего отношения новых монашеских орденов к распутному старому духовенству, среди которого было немало филидов. Таков был бы взгляд истинных большевиков XII века на мелкобуржуазные шатания VII.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
317
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
356
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
349
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
285

Другие новости