0
1943
Газета История Интернет-версия

18.05.2000 00:00:00

Доктор права атаман Платов

Тэги: Платов, атаман, Безотосный


Безотосный В.М. Донской генералитет и атаман Платов в 1812 году. - М.: РОССПЭН, 1999, 192 с.

ВРЯД ЛИ еще какой донской казак был так обласкан жизнью и властью, как Матвей Иванович Платов. Кавалер всех российских орденов высших степеней, он был пожалован Мальтийским Орденом, шестью иностранными орденами, золотой саблей "За храбрость" с алмазами и именной золотой медалью. Любимец всесильного Потемкина, Платов еще со времен крымских походов стал легендой, а при штурме Измаила получил Святого Георгия 3-го класса. Павел I, правда, отправил его в костромскую ссылку. Но вскоре после убийства императора в Михайловском замке Платов был назначен новым государем атаманом Войска Донского.

Матвей Иванович вошел в сотни песен и легенд, его торжественно принимали Париж и Лондон, оксфордский университет вручил Платову диплом доктора права. Согласитесь, для казачьего генерала звание непривычное... Один из кораблей английского был назван "Граф Платов", а портрет легендарного атамана украсил галерею королевского дворца Англии.

Все это так, но общепринятые сведения еще не составляют реальной истории. Что очень хорошо показал в своей книге о Платове и донском генералитете в эпоху наполеоновских войн один из лучших наших специалистов по военной доролеволюционной иконографии и истории казачества Виктор Безотосный. Хорошо известен его "Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг.", украсивший VII том "Российского Архива" (М., 1996).

Вместо привычного воспевания подвигов "народного героя" перед нами основанное исключительно на архивных и опубликованных источниках исследование. Без всяких запретных тем. Появись эта монография "во время оно", автору бы явно не поздоровилось...

В книге подробно прослежена борьба между различными представителями древнейших казачьих фамилий за звание атамана. Показано, с каким трудом "замирял" Платов казачью вольницу, насаждая среди казаков государственную и военную дисциплину. Наконец, что особенно ценно, четко выстроена структура иррегулярных казачьих войск в системе армии Российской империи начала ХIХ века.

Но не все было гладко в отношениях Платова и с высшим российским офицерством. И если отстранение Платова от должности Барклаем де Толли можно списать на непопулярного министра, то ненависть Кутузова к атаману Войска Донского требует отдельных пояснений. Ведь Платов был одним из немногих, кого Кутузов не представил к награде после Бородинской битвы...

Виктор Безотосный тщательно, на основе сопоставления самых различных свидетельств и воспоминаний, показывает, как и откуда взялась легенда о бездействии Платова во время Бородинского сражения и в чем причина едких замечаний в адрес атамана усмирителя Кавказа генерала Ермолова. Некоторые даже писали, что причиной странного поведения Платова была его любовь к "цимлянскому". Слухи об этом пристрастии (если верить Лескову, это была обычная водка, употребляемая на каждой остановке квасными стаканами) долго сопровождали атамана и после его смерти. Однако, как показывает автор, неудачи Платова на Бородинском поле были обусловлены прежде всего тем, что он не получил достаточно сил в свое распоряжение.

Спокойно касается автор и щекотливых проблем "казачьего дувана" - "экспроприации" имущества противника и жителей покоренных населенных пунктов. Он приводит свидетельства и в подтверждение, и в опровержение не всегда благовидных поступков казаков на европейских берегах и рассказывает о знаменитом "подарке" Платова, примирившем его с главнокомандующим. По приказу "Вихоря-атамана" из отбитых у французов драгоценностей отобрали церковную утварь и весь этот груз в сорок пудов отослали на квартиру Кутузову с пожеланием употребить присланное на отделку Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Книга отлично оформлена: воспроизведены изображения героев 1812 г., портреты казачьих наказных и войсковых атаманов. Акварели и лубки из казачьей жизни взяты в основном из необозримых фондов Государственного Исторического музея. А завершается книга "Галерея донских генералов 1812 года" биографиями и портретами донских военачальников, большинство из которых так и не попало в знаменитую галерею Зимнего дворца.

Матвей Иванович Платов не давал покоя многим и после кончины. Несколько раз он был перезахоронен в 1911 году. Последний его приют - усыпальница войскового собора Новочеркасска. В советские времена могила была осквернена, и прах самого знаменитого донского казака был перезахоронен в мае 1993 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
392
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
649
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
730
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
551

Другие новости